Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знакомства с различного рода явлениями, предметами, процессами и т.д. Ознакомление происходит при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п. В последнее время в школах все чаще стали использоваться экранные технические средства.

Наглядные методы принято делить на две группы:

- методы иллюстраций;

- методы демонстраций.

Метод иллюстрации характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт и т.д.

Метод демонстраций — включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т.д.

Несмотря на разделение наглядных методов на иллюстративные и демонстративные, эта классификация является весьма условной. Дело в том, что некоторые средства наглядности могут относиться как к иллюстрациям, так и демонстрирующим пособиям. В последнее время в качестве наглядных широко стали применяться компьютеры и информационные технологии, которые дают возможность выполнять массу действий, в том числе и моделировать изучаемые процессы и явления. В связи с этим во многих школах уже созданы компьютерные классы. Ученики в них могут познакомиться с работой на компьютере и просмотреть в действии многие процессы, о которых ранее они узнавали из учебников. Более того, компьютеры позволяют создавать модели тех или иных ситуаций и процессов, просматривать варианты ответов и выбирать впоследствии оптимальные.

Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности:

- прежде всего, надо брать во внимание возраст школьников;

- во всем должна быть мера, в том числе и при использовании наглядных пособий, т.е. демонстрировать их следует постепенно, в соответствии с моментом урока;

- наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;

- при показе наглядных пособий следует четко выделять основные моменты (главные мысли);

- прежде чем давать пояснения, их заранее тщательно продумывают;

- используя наглядные пособия, помните, что они в точности должны соответствовать излагаемому материалу;

- наглядные пособия призваны побуждать школьников самим искать в них необходимую информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: