Характеристика наглядных методов обучения. Общие требования к их выполнению

Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Наглядные методы обычно применяются в сочетании со словесными. Их основная цель – подкрепление информации, данной учителем.

К наглядным методам относятся:

- метод наблюдения

- метод иллюстрации

- метод демонстрации

- видео метод

Метод наблюдения представляет собой активную форму чувственного познания, он применяется как под руководством учителя на уроках, во время экскурсий, так и во время самостоятельной работы учащихся по заданию учителя. От учителя и учащихся требуется тщательная подготовка:

- разработка памяток, схем наблюдения

- обучение приёмов фиксирования и т.д.

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов и пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, портретов, графиков, диаграмм, карт, атласов и т.д.

Повышают эффективность восприятия информации компьютерные презентации и структурное изображение информации на учебной доске. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа.

Избирая наглядные пособия, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе.

Перед ним всегда стоит проблема оптимального объёма иллюстрации. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учащихся от сущности изучаемого. Иллюстрации готовят заранее, но показывают в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу урока.

Метод демонстрации заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок в постановке опытов, проведении экспериментов.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие внешних форм и содержание не только в статистике, но и в динамике.

Различение и разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстративные является условным. Многие средства могут быть отнесены как к иллюстрационным так и к демонстрационным.

Видео метод. В последнее время выделяется как самостоятельный метод. В его основе находятся экранные источники информации (телевизор, компьютеры, видеомагнитофоны. Сканеры, кадаскопы, фильмоскопы, диапроекторы и т.д.)

Использование видео материалов помогает за очень короткое время в сжатом виде предъявлять большое количество информации. Видео метод может употребляться на всех этапах учебного процесса, повышая его эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: