IV. Как кажется, вообще две причины, и притом заключающиеся в природе
(человека), произвели поэзию. Во-первых, подражание присуще людям с детства,
и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию,
благодаря которому приобретают и первые знания, а во-вторых, подражание всем
доставляет удовольствие. Доказательством этого служит то, что происходит в
обыденной жизни: на что мы в действительности смотрим с отвращением,
точнейшие изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как например
изображения отвратительных животных и трупов. Причина же этого заключается в
том, что приобретать знания весьма приятно не только философам, но равно и
прочим людям, с той разницей, что последние приобретают их не надолго {2}.
На изображение смотрят (они) с удовольствием, потому, что, взирая на него,
приходится узнавать и рассуждать, что каждый (предмет обозначает), например,
что это - то-то; если же смотрящий не видел раньше (предмета изображения),
то последний доставит (ему) наслаждение не как воспроизведение предмета, но
|
|
благодаря отделке или колориту или другой какой-нибудь причине.
Так как подражание свойственно нам по природе, так же как и гармония и
ритм (а что метры - особые виды ритмов, это очевидно), то еще в глубокой
древности были люди, одаренные от природы способностью к этому, которые,
мало-помалу развивая ее, породили из импровизации поэзию.
Поэзия, смотря по личным особенностям характера (поэтов), распалась на
разные отделы: именно поэты более серьезные воспроизводили прекрасные
деяния, притом подобных же им людей, а более легкомысленные изображали
поступки дурных людей, сочиняя сперва насмешливые песни, между тем как
первые создавали гимны и хвалебные песни {3}.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАГЕДИИ КАК ЖАНРА, РАЗВИТИЕ ЕЕ
VI. Об искусстве подражать в гекзаметрах и о комедии мы будем говорить
впоследствии, а теперь скажем о трагедии, извлекши из только что сказанного
определение ее сущности. Итак, трагедия есть подражание действию важному и
законченному, имеющему определенный объем, (подражание) при помощи речи, в
каждой из своих частей различно украшенной посредством действия, а не
рассказа, совершающее благодаря состраданию и страху очищение4 подобных
аффектов. "Украшенной речью" я называю такую, которая заключает в себе ритм,
гармонию и пение; распределение их по отдельным частям трагедии состоит в
том, что одни из них исполняются только посредством метров, а другие -
посредством пения.