АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 гг. до н. э.)
[Аристотель - величайший философ и ученый-энциклопедист античного мира. Он
родился в г. Стагире, в Македонии. С 343 г. до н. э. Аристотель состоял
воспитателем Александра, будущего царя Македонии; возвратившись в Афины в
335 г., он основал свою философскую школу.
К. Маркс называет Аристотеля "величайшим мыслителем древности" {К. Маркс,
Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 414.}. Аристотель является
учеником Платона, но в то же время критиком и идейным противником своего
учителя. Аристотель в противоположность Платону - в основном
философ-материалист, хотя в некоторых вопросах и не до конца
последовательный, например в вопросе о форме и содержании, о взаимоотношении
общего и единичного и др. В своих "Философских тетрадях" Ленин называет
критику Аристотелем "идей" Платона "критикой идеализма как идеализма вообще"
{В. И. Ленин. Философские тетради Госполитиздат, 1947, стр. 264.}.
Аристотель был не только виднейшим философом античности, но также и
|
|
зоологом, физиком, ученым-медиком и теоретиком литературы. В своей "Поэтике"
Аристотель подвел итоги литературным теориям своего времени и в сущности
впервые установил ряд эстетических норм. В противоположность Платону он
подчеркнул познавательную функцию искусства и дифференцировал эстетику и
этику. До нас дошла та часть "Поэтики" Аристотеля, где он высказывает свой
взгляд на трагедию, и, по-видимому, этот раздел являлся наиболее
существенной частью "Поэтики". Аристотель придерживается того взгляда, что
все, что есть в эпической поэзии, находится и в трагедии, но не все, что
имеет трагедия, находится в эпосе {Аристотель, Поэтика, XXVI.}. В своей
"Поэтике" Аристотель глубоко и верно трактовал основные вопросы искусства,
вопрос о сущности искусства, о его познавательной функции, вопросы,
касающиеся непосредственно только литературы, например вопрос о специфике
художественной литературы, о значимости трагедии, о ее сущности, о
положительном герое в драматургии и т. д. В этих основных вопросах "Поэтика"
Аристотеля не потеряла своего значения и в наши дни.
("Поэтика" Аристотеля имеется в переводах Захарова (1885), Аппельрота (1893)
и Новосадского (1927).
ПОЭТИКА
Отрывки
СУЩНОСТЬ ПОЭЗИИ И ЕЕ ВИДЫ
I. Мы будем говорить как о поэзии вообще, так и об отдельных ее видах,
о том, какое приблизительно значение имеет каждый из них и как должна
слагаться фабула, чтобы поэтическое произведение было хорошим, кроме того, о
том, из скольких и каких частей оно состоит, а равным образом и обо всем,.
|
|
что относится к этому же предмету; начнем мы свою речь, сообразно с
сущностью дела, с самых основных элементов.
Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия
дифирамбическая, большая часть авлетики {Искусство игры на духовом
инструменте вроде флейты.} и кифаристики {Искусство игры на кифаре.} - все
это, вообще говоря, искусства подражательные; различаются они друг от друга
в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему
подражают, или тем, как подражают, что не всегда одинаково. Подобно тому как
некоторые подражают многим вещам, при их воспроизведении, в красках и
формах, одни - благодаря искусству, другие - просто по привычке и иные -
благодаря природному дару, так и во всех только что упомянутых искусствах;
подражание происходит в ритме, слове и гармонии, отдельно или вместе: так,
гармонией и ритмом пользуются только авлетика и кифаристика и другие
музыкальные искусства, например искусство игры на сиринксе {Духовой
инструмент вроде свирели.}, а при помощи собственно ритма, без гармонии,
производят подражание некоторые из танцовщиков, так как они именно
посредством ритмических движений воспроизводят характеры, аффекты и
действия, а та поэзия, которая пользуется только словами, без ритма или с
метром, притом либо смешивая несколько размеров друг с другом, либо
употребляя один какой-нибудь из них, до сих пор остается без определения:
ведь мы не могли бы дать общего имени мимам {Mим - народная театральная
сценка. Софрон и его сын Ксенарх - составители мимов в V в. до н. э.}
Софрона или Ксенарха и сократическим разговорам, ни если бы кто совершал
подражание посредством триметров {Триметр - стихотворный размер. Ямбический
триметр состоял из шести ямбических стоп.}, элегических {Элегический стих -
чередование гекзаметра с пентаметром.} или каких-либо других подобных
стихов; только соединяя понятие "творить" с размером, называют одних
элегиками, других - эпиками, величая их поэтами не по сущности подражания, а
вообще по метру (то есть стихотворному размеру). Если издадут написанный
размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то обыкновенно
называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла {Эмпедокл -
сицилийский философ, ученый V в. до н. э. Свои идеи он изложил в философских
поэмах "О природе" и "Очищения".} нет ничего общего, кроме метра, почему
первого справедливо называют поэтом, а второго скорее физиологом, чем
поэтом.
Но есть некоторые искусства, которые пользуются всем сказанным, то есть
ритмом, мелодией и размером; таковы, например, дифирамбическая поэзия и номы
{Номы - особые песни религиозного характера.} трагедия и комедия;
различаются же они тем, что одни пользуются всем этим сразу; а другие -
отдельно.
III. К этому присоединяется еще третье различие, заключающееся в том,
как подражать в каждом из этих случаев. Именно подражать в одном и том же и
одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от
себя, как это делает Гомер, или вести рассказ от своего же лица, не заменяя
себя другим, или же представляя всех изображаемых лиц, как действующих и
деятельных. Вот в каких трех различиях заключается всякое подражание
объективному миру (то есть творчество), - именно в средстве, предмете и
способе, так что в одном отношении Софокл мог бы быть тождествен с Гомером,
так как оба они изображают людей достойных, а в другом - с Аристофаном,
потому что они оба представляют людей действующими и притом драматически
действующими. Отсюда, как утверждают некоторые, эти произведения и
называются драмами (dramata, то есть действа), так как они изображают людей
действующими.
IX. Задача поэта - говорить не о действительно случившемся, но о том,
|
|
что могло бы случиться, следовательно, о возможном - по вероятности или по
необходимости. Именно историк и поэт отличаются не тем, что один пользуется
размерами, а другой нет: можно было бы переложить в стихи сочинения
Геродота, и тем не менее они были бы историей - как с метром, так и без
метра, но они различаются тем, что первый говорит о действительно
случившемся, а второй о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия
философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем {1}, история
- об единичном.
Общее состоит в том, что человеку такого-то характера следует говорить
или делать по вероятности или по необходимости. К этому стремится и поэзия,
придавая (героям) имена. А единичное, например, в том, что сделал Алкивиад
{Алкивиад (450-404 гг. до н. э.) - афинский полководец и политический
деятель.} или что с ним случилось.
Относительно комедии это уже очевидно: именно, сложив фабулу по законам
вероятности, поэты, таким образом, подставляют любые имена и не пишут,
подобно ямбическим писателям, на отдельных лиц. В трагедии же они
придерживаются действительно бывших имен, причина этого та, что веры
заслуживает только возможное.
Что не случилось, того мы еще не признаем возможным, а случившееся
очевидно, возможно, так как оно не случилось бы, если бы было невозможным.
Однако в некоторых трагедиях одно или два имени известны, прочие же
вымышлены, а в некоторых нет ни одного известного имени, например в "Цветке"
Агафона {Греческий трагик V в. до н. э., который первый отказался от
мифологических сюжетов в трагедии.}, где одинаково вымышлены как
происшествия, так и имена. Следовательно, не надо непременно стремиться к
тому, чтобы держаться переданных преданием мифов, в кругу которых
заключается трагедия. Отсюда ясно, что поэту следует быть больше творцом
фабул, чем метров, насколько он поэт по своему подражательному
воспроизведению и подражает он действиям. Даже если ему придется изображать
действительно случившееся, он тем не менее (остается) поэтом, ибо ничто не
|
|
мешает тому, чтобы из действительно случившихся событий некоторые были
таковы, каковыми они могли бы случиться по вероятности или по возможности, в
этом отношении он (поэт) является их творцом.