Предвыборная фотогения

Предвыборные листовки некоторых кандидатов в депутаты украшаются их портретом. Тем самым предполагается, что фотография обладает силой внушения, которую нам и следует проанализировать. Прежде всего, портрет кандидата создает личностную связь между ним и избирателями: кандидат представляет на их суд не просто программу, он предлагает им особую телесную атмосферу, совокупность своих бытовых предпочтений, проявляющихся в чертах его лица, одежде, позе. Тем самым фотография стремится воссоздать патерналистскую пер-

==201


вооснову выборов, их "пред^™™1^10" "Р^У- ^РУ:

шенную в результате проп^Р11110"™0" избирательной шсп yiu у j у. тических партии (правые явно системы и господства поли! ' \ г

м чаще, чем левые). Поскольку пользуются этим средством / -

J, г. 1ески скрадывается язык и сгу-же в фотографии эллиптичв' „ ' „ •'

ч'"'" v v дя невыразимость, то она слушается всяческая социальна» ' J щ Актуализма, стремясь скрыть с жит оружием антиинтеллег • „ '.. -

„'f'" . известный ряд проблем и реше-глаз политику (то есть и» „ *, г, „ v

„, - \ лее некий стиль бытия, соци-нии) и выставить вместо w т-

' „ а. Как известно, такая оппози-ально-нравственныи склад.' „.

г ажнеиших мест в мифологии ция занимает одно из ва:' „„ л

/тт..'видении: Посмотрите на меня:

пужадизма (Пужад на телев! "• г

" ^.'n'p.Tl^e фо?™^^" ^ °Р««- ——

' ' " • „ '/аины, некоторой иррациональ-признание некоторой глуб.^ политики. В фотографии ной сферы, выходящей за р^ ^, ^ побуждения

выражаются не намерения ^ эротические обсто-

— все те семейные, психиче

^д продуктом и привлека-ятельства, весь тот стиль •л " •• ^ г

' ото он является. Большинство тельным примером которо^,,„ продемонстрировать

наших кандидатов явного ^ ^ социального по-

своими портретами Устоич^ укорененность в се-ложения. свою видимую-ка^^^^^^ ^

меиных юридических и р< буржуазными благами, как, чное обладание такими у^^^ бифштекс с кар^ например, воскресная месс^ ^ _ ^ ^ ^

тошкои или анекдоты о ро<^ g ^ естественно, то, что называется вдеол^ ^ редвыборная фото^ предполагается некоторое ^ ^ ^^^ привычное и знако-графия- его зеркало, в не^ ^^ ^^ собственный образ, мое себе, в ней избирателк^^ возвышенный просветленный идеализир^^^ ^J подчеркнутостью

до типичности. Собственно, избиратель здесь одновремен-и опоеделяется фотогения: ',; '

р rt • аан, ему как бы предлагают от-но изображен и героизироЁ' •' ^

иоии^од^ у у делав депутатский мандат сред-

дать голос за себя самого, ^ ^ переноса; своему ством настоящего псих^^ "породу"

избраннику он делегирует.; ' J

^ •' — 1знообразны. С одной стороны, Типы ее не слишком ра^ ',. г ' у^ц^ости, респектабельности —

есть тип социальной усто»г „ /„ • „ „, „ • ' дыи (национальные списки)',

Либо ТОЛСТЫЙ И КраСНОЛИ1}1 \ ц<г1ГГ\2 тт "

- - - - /списки МРП)-. Другой тип — либо бледно-утонченный (/• ' •"—'

==202


интеллектуальный (здесь, конечно, имеются в виду "обозначенные" типы, а не данные в природе): у Национального объединения3 это интеллектуализм педантский, у коммунистического кандидата "проницательный". И в том и в другом случае иконография стремится обозначить собой незаурядное сочетание мысли и воли, рефлексии и действия: из-под полуприкрытых век устремляется острый взор, как бы черпающий свою силу в возвышенных задушевных грезах, но постоянно обращенный на внешние препятствия, то есть образцовый кандидат великолепным образом соединяет в себе социалистический идеализм и буржуазный эмпиризм. Наконец, последний тип — это просто тип "красивого парня", рекомендуемого публике благодаря своему здоровью и мужественности. Впрочем, некоторые кандидаты прекрасно играют две роли сразу: на одной стороне листовки имярек представлен юным красавцем-героем (в военной форме), а на другой — зрелым мужем и гражданином, выставившим впереди себя всех своих чад и домочадцев. Действительно, чаще всего тот или иной физический тип поддерживается и недвусмысленными аксессуарами: отец в окружении детишек (ухоженных и наряженных, как на всех детских фотографиях во Франции), молодой парашютист с засученными рукавами, офицер, обвешанный наградами. Фотография буквально шантажирует нас моральными ценностями, такими как отечество, армия, семья, честь, драчливость.

Кроме того, и собственно фотографическая условность тоже полна знаками. Снимком анфас подчеркивается реализм кандидата, особенно если он зорко глядит из-под очков. Во всем здесь выражается проницательность, серьезность, прямота: будущий депутат смотрит в лицо врагу, препятствию, "проблеме". Более распространенный ракурс в три четверти выражает власть идеала: взор возвышенно устремлен в будущее, он ни на что не наталкивается, но господствует над миром, бросая семена нового посева в некую стыдливо неопределенную даль. Почти все фотографии в три четверти построены на восходящем движении: лицо приподнято навстречу нездешнему свету, который влечет и возносит его во владения высшей породы людей; кандидат воспаряет на Олимп благородных чувств, где разрешены всякие политические противоречия — будь

==203


то мир или война в Алжире, социальное развитие или прибыли капиталистов, "свободное" образование или субсидии свекловодам4, правые или левые (неизменно "преодолеваемая" оппозиция!); все это мирно уживается в задумчивом взоре кандидата, величественно провидящего впереди тайные цели Порядка.

00.htm - glava47


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: