Стиль в искусстве

Еще одной значимой в философии искусства и в искусствознании категорией является стиль – достаточно устойчивая для определенного периода истории искусства, конкретного направления, течения, школы или одного художника, трудно описуемая многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.

Стиль — это «метафизическое чувство формы», которое определяется «атмосферой духовности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства. Как некая метафизическая стихия данного этапа культуры «большой стиль» сам творит и личности, и направления, и эпохи в искусстве.

«Стили следуют друг за другом, подобно волнам и ударам пульса. С личностью отдельных художников, их волей и сознанием, у них нет ничего общего. Напротив, именно стиль и творит самый тип художника».

Все исследователи достаточно глубинную сущность феномена стиля, но не могут точно выразить ее словами. Это лишний раз свидетельствует о том, что стиль, как и многие другие явления и феномены художественно-эстетической реальности, — относительно тонкая материя для того, чтобы ее можно было более или менее адекватно и однозначно дефинировать.

В истории искусства крупные стили возникали, как правило, в синтетические эпохи, когда основные искусства формировались в какой-то мере по принципу некоего объединения вокруг и на основе ведущего искусства, которым обычно выступала архитектура. Живопись, скульптура, прикладные искусства, иногда и музыка ориентировались на нее, т.е. на систему принципов работы с формой и художественным, складывающуюся в архитектуре. Понятно, что стиль и в архитектуре, и в других видах искусства формировался исторически и интуитивно, несознательно. Никто и никогда не ставил перед собой конкретной задачи: создать такой-то стиль, отличающийся такими-то чертами и характеристиками. Некоторое влияние на стиль могут оказывать и конкретные материалы искусства, техника и технология их обработки в процессе творчества.

Стиль — это в какой-то мере «материально зафиксированная относительно определенная система изобразительно-выразительных принципов художественного мышления, хорошо и достаточно точно воспринимаемая всеми реципиентами, обладающими определенным уровнем художественного чутья, «чувством стиля»; это, образно говоря, эстетический почерк эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения, внутренне одухотворенная жизненно важными для данной эпохи невербализуемыми принципами, идеалами, идеями, творческими импульсами из высших уровней реальности. Если нет этой одухотворенности, стиль исчезает. Остаются только его внешние следы: манера, система приемов.

Стиль, при всей ощутимости высокоразвитым эстетическим чувством его наличия в тех или иных произведениях искусства, даже для «больших» стилевых феноменов не является чем-то абсолютно определенным и «чистым».


20. Содержание и форма в искусстве.

Содержание искусства - многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии, гл. обр. человек, человеческие отношения, жизнь общества во всей ее конкретности.

Форма - внутренняя организация, конкретная структура художественного произв., к-рая создается при помощи специфических изобразительно-выразительных средств для выявления и воплощения С.

Осн. элементы С. произв. искусства - его тема и идея. Тема раскрывает круг жизненных явлений, к-рый отражается и осмысливается в дан-ном произв. Идея выражает сущность воспроизводимых явлений и противен, речей действительности, их образно-эмоциональную оценку эстетического идеала, подводя человека к определенным эстетическим, нравственным, политическим выводам. Художественная Форма произведения искусства многогранна. К ее основным. элементам относятся:

· сюжет,

· композиция,

· художественный язык,

· выразительные средства (слово, рифма, ритм, звуки, интонация и т. д.).

СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ - осн. недостаток домарксовского материализма в области теории познания, состоящий в том, что познание рассматривалось как пассивный процесс восприятия, созерцания, когда внешний мир действует на органы чувств человека, а последний лишь воспринимает их. Действительность рассматривалась только как объект. Понимание практики как деятельности, создающей и самого человека, и мир, в котором он живет, было им недоступно. И на самом деле, в процессе познания человек имеет дело не столько с природой, как таковой, сколько о «очеловеченным» миром. Поэтому познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с практическим преобразованием мира. Для Содержания характерно также понимание субъекта познания как абстрактное.

21. Авангард и его основные направления: перечислить и охарактеризовать одно по выбору.

Авангард - обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

· Абстрактный экспрессионизм

· Беспредметность

· Баухауз

· Всёчество

· Дадаизм

· Конструктивизм

· Кубизм

· Орфизм

· Примитивизм

· Супрематизм

· Сюрреализм

· Футуризм

· Экспрессионизм

· Систематизм

· Стохатизм

Дадаизм - авангардистское движение в художественной культуре, существовавшее в 1916 - 1922 годах. Его задача - тотальный нигилизм. Своими пародиями на искусство, наполненными злобным сарказмом, дадаисты пытались подорвать самую концепцию искусства как такового. Их методами становятся бурлеск, пародия, насмешка, передразнивание, организация скандальных акций и выставок. Среди творческих находок:

принцип случайной организации композиций их произведений, прием «художественного автоматизма» в акте творчества, использование всевозможных предметов внехудожественной сферы, такие художественные акты, как «аэрография», «рейограммы».

Дадаизм представлен в киноживописи (братья Джинанни-Коррадини, более известные под псевдонимами Арнальдо Джинна и Бруно Корра). В 1912 году ими были созданы четыре коротких фильма: «Цветовой аккорд», «Этюды эффектов с четырьмя цветами», «Песня весны» и «Цветы», в которых кадры рисовались на пленке желатиновым слоем. По существу, это визуальная музыка, получившая название эйвайронмента. Темами фильмов дадаистов становятся сновидения с играющими абстракциями. Наиболее яркие его представители Т. Тцара (литература), Х. Балл (музыка и литература), М. Дюшан и др.

Эстетика дадаизма нацелена на низменность человеческого переживания мира. Это чувственность, тяготеющая к массовости переживания. К такому восприятию способен только человек, находящийся в толпе. Поэтому дадаизм тесно связан с такими понятиями, как «китч», «халтура», «неудачная подделка».

22. Модернизм и его основные направления: перечислить и охарактеризовать одно по выбору.

Модернизм — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернистские течения в искусстве:

· Абстрактное искусство

· Абстрактный экспрессионизм

· Авангард

· Дадаизм

· Кубизм

· Постимпрессионизм

· Сюрреализм

· Фовизм

· Футуризм

· Экспрессионизм

· Символизм

Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.

Начальная фаза движения — абстрактный сюрреализм (abstract surrealism) появилась в 1940-е, под влиянием идей Андре Бретона, её основными приверженцами были американские художники Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг. Абстрактным экспрессионистом называла себя и минималистка Агнес Мартин. Одной из форм абстрактного экспрессионизма является ташизм, оба этих течения практически совпадают по идеологии и творческому методу, однако персональный состав художников, называвших себя ташистами или абстрактными экспрессионистами совпадает не полностью.

23. Постмодернизм и его основные направления: перечислить и охарактеризовать одно по выбору.

ПОСТМОДЕРНИЗМ в архитектуре и изо-искусстве, совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом.

В настоящее время теоретики культуры различают западный (речь идет в основном о культурных регионах Западной Европы и Америки) и восточный (или русский) постмодернизм. Если западный постмодернизм связан с интересом к чувственности человека, эпатажности, отходом от социальных и политических проблем, то восточный наполнен политической тематикой, более интеллектуален, духовен и ироничен иногда до степени сарказма. Если западный постмодернизм больше тяготеет к визуальному восприятию, то восточный связан с литературой и театром (хотя все больше в последнее время проявляется в кино и музыке).

Постмодернизм во многом обусловлен возникновением и развитием технических средств массовых коммуникаций (телевидения, видеотехники). Это связано с тем, что он изначально визуален. В архитектуре, живописи, кинематографе, рекламе он строится не на отражении, а на моделировании действительности и экспериментировании с искусственной реальностью (видеоклип, диснеевские аттракционы).

Сегодня в живописи постмодернизма можно условно выделить пять направлений:

• метафизическое (для него характерны темы ностальгии по утраченному единству западной культуры, насыщенность символикой, вневременной мифологизм, мелодраматизация и др.) представлено картинами К. Мариани, М. Мори, С. Кокса, Г. Груста и др.;

• повествовательное (характерны этическая направленность, темы войны и мира, конфликтности и агрессии, слияния человека с природой, использование таких художественных приемов, как фото-, гипер- и традиционный реализм, абстракционизм и минимализм) - произведения Э. Лэсли, Ж. Била, Д. Хокни и др.;

• аллегорическое (отличается стремлением представить современность в историческом ракурсе, прочитать историческую аллегорию в новом контексте современности, идеализация прошлого) - творчество В. Сивитико, М. Костаниса, Л. Перри и др.;

• реалистическое (характерны полемичность, ирония над реальностью) - работы Л. Фрэнда, А. Куца, С. Холи и др.;

• сентименталистское (интерес к романтическому, чувственному, лирическому; протест против технотронной цивилизации и экологичность тематики, стремление сопоставить природное и внеприродное) - творчество Э. Эрайка, Р. Шэффера, Б. Джекина и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: