Смысл категории безобразного

БЕЗОБРАЗНОЕ - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Безобразное воплощает ценностные характеристики природных и общественных явлений, которые имеют отрицательное общественное значение, но, как правило, не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключённые в них силы освоены человеком и подчинены ему.

«Безобразное» - антипод прекрасного.

"Когда все в Поднебесной узнают,
что прекрасное — это прекрасное,
тогда и возникает безобразное…"

- цитата Лао-Цзы.

Проблему парадоксального взаимоотношения двух вышеуказанных категорий в искусстве впервые выдвинул Аристотель, подчеркнувший разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом; а действительно безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением сопровождается - чувством отвращения к самому предмету изображения.

В основе эстетического наслаждений от изображения безобразного в искусстве лежат радость узнавания действительности, ощущение мастерства художника, восприятие прекрасной формы и эстетического идеала, с позиций которого отрицаются негативные ценности, критикуется безобразие. Взаимосвязь прекрасного и безобразного может быть раскрыта и через противоречие. Противоречие между «внешне безобразным обликом» и «внутренней красотой изображаемого явления».

Любое безобразие потенциально содержит в себе возможность «возвращения к Образу», к божественной сущности; именно поэтому любое безобразие имеет эстетическую ценность.



11. Антропологический смысл игры согласно трактату Й. Хейзинги.

Природа и значение игры как явления культуры.

Игра не может быть редуцирована к феноменам культуры, поскольку она древнее их и наблюдается еще у животных. Напротив, сама культура имеет игровую природу. Сущность игры Хёйзинга сначала определяет как несерьезность, однако поясняет, что играющие животные в отличие от человека не смеются, т.е. игра все же может включать в себя серьезность. Затем он определяет игру как "свободное действие", поскольку она лишена принуждения и ей предаются в "свободное время" и в особом "игровом пространстве". Вместе с тем, игра подразумевает строгий внутренний порядок, что подразумевает присутствие некоего игрового сообщества.

Игра и состязание как культуросозидающая функция.

Культура рождается из игры и культура имеет характер игры. Хейзинга еще раз указывает на напряжение и неопределенность как критерий игры. Он различает одиночные (пасьянс), агональные (спорт) и азартные (игра в кости) игры. С точки зрения Хейзинги, состязание составляет суть игры - выражение воли к власти. Азартные игры он связывает с попыткой выяснения воли богов. Хёйзинга делает вывод: "без поддержания определенного игрового поведения культура вообще невозможна".

Рассматривая судейство, Хёйзинга и там замечает элемент игры, лицедейства (мантии и парики) и состязания ("тяжбы"). В античности неотъемлемым элементом любого суда также являлась случайность и жребий богов.

Сравнивая войну и игру, Хёйзинга приводит в пример средневековые турниры, где изначально кровавая борьба выродилась в пышное состязание напоказ. Вместе с тем он замечает, что состязание возвышает распрю до культурного уровня, подразумевая уважение к противнику и понятие чести. Именно на этом вырастают понятия рыцарства и международного права, которые составляют суть человечности.

Игровой элемент современной культуры.

Не обходит своим вниманием Хёйзинга новейшие выражения игры, под которыми он понимает спорт - явление пришедшее в XIX веке из английской культуры. Согласно Хейзинге, турнир - это состязание, но еще не спорт, ибо в нем еще много театральности. Спорт же рождается из командной игры в мяч, где на первое место выходят телесные упражнения и демократизм. В контексте реализации агонального инстинкта Хёйзинга рассматривает современное движение скаутов. Отмечая убывание игры в современной цивилизации, Хёйзинга предостерегает о возможности крушения культуры в варварство и хаос.

12. Смысл категории трагического. Трагическое в жизни и в искусстве. Катарсис.

Трагическое – сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиск выхода для человечества. В этой категории отражаются бедствия человечества, некие фундаментальные несовершенства бытия, сказывающиеся на судьбе личности. Трагедия показывает человека в его величии, свободном от добра и зла; в трагедии из мелкого характера ни добро, ни зло не прорастают, так как лишь великая натура способна и на великое зло, и на великое добро.

Греческой трагедии присущ открытый ход действия. Зрители хорошо знали сюжеты древних мифов, на основе которых по преимуществу создавались трагедии. Греческая трагедия героична.Цель античной трагедии – катарсис. Чувства, изображенные в трагедии, очищают зрителя.

В средние века трагическое выступает не как героическое, а как мученическое. Его цель – утешение.В средневековом театре страдательное начало подчеркивалось в актерской трактовке образа Христа. Средневековой трагедии чуждо понятиекатарсиса. Для нее характерна логика: тебе плохо, но они лучше тебя, и им хуже, чем тебе, поэтому утешайся в своих страданиях тем, что бывают страдания горше, а муки тяжелее у людей, еще меньше, чем ты, заслуживающих этого.

На рубеже средневековья и эпохи Возрождения возвышается величественная фигура Данте, для которого абсолютно реальна и география ада, и адский вихрь, носящий влюбленных. Здесь та же естественность сверхъестественного, реальность нереального, которая была присуща античной трагедии. И именно этот возврат к античности на новой основе делает Данте одним из первых выразителей идей Возрождения.

Человек нового времени стремился показать, что мир есть причина самого себя. В искусстве этот принцип воплотил и выразил Шекспир. Для него весь мир, в том числе сфера человеческих страстей и трагедий, не нуждается ни в каком потустороннем объяснении, в его основе находится он сам.

Эпоха Возрождения по-своему решала проблемы любви и чести, жизни и смерти, личности и общества, впервые обнажив социальную природу трагического конфликта. Трагедия в этот период открыла состояние мира, утвердила активность человека и свободу его воли.

В искусстве романтизма состояние мира выражается через состояние духа. Романтизм осознает, что всеобщее начало может иметь не божественную, а дьявольскую природу и способно нести зло. Однако для романтического сознания борьба не бессмысленна: трагический герой своей борьбой создает оазисы жизни в пустыне, где царствует зло.

Искусство критического реализма раскрыло трагический разлад личности и общества. Судьба человеческая – судьба народная; деяния личности впервые сопоставляются с благом народа. Такая проблематика – порождение новой эпохи.

Для того чтобы трагизм перестал быть постоянным спутником социальной жизни, общество должно стать человечным, прийти в гармоничное соответствие с личностью. Стремление человека преодолеть разлад с миром, поиск утраченного смысла жизни – такова концепция трагического и пафос разработки этой темы в критическом реализме XX в.

- - -

Проявления трагического в жизни многообразны: от трагедии отдельного человека – до трагедии целого народа. «Трагическое» может быть заключено и в борьбе человека с силами природы. Но главный источник данной категории – борьба между добром и злом, смертью и бессмертием, где смерть утверждает жизненные ценности, раскрывает смысл существования человека, где происходит философское осмысление мира.

Катарсис (от греч. catharsis – очищение) — сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: