Лингвистическая классификация народов мира

Этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом, предметное поле современной этнологии очень широко и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурология, социология, психология, антропология, политология.

ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos - племя - народ и...графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Л. Лени-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса и др.

Современная этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: «Этносоциология», «Этнопсихология», «Этнолингвистика», «Этнодемография» и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей в себе разнообразные знания о человеке и его культуре.

В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета этнологии:

1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества;

2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования;

3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы;

4) наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного мира человека;

5) наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ.

К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоящую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:

- этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);

- этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);

- этническую психологию (рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания и идентификации);

- экономическую этнологию (анализирует проблемы хозяйственной и экономической деятельности этносов);

- этнодемографию (основными задачами которой являются исследования демографических процессов и динамики численности народов);

- этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенностей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).

2. Предметная область, социальные функции и понятийный аппарат Антропогенез, биосфера, ноосфера, перэтнос, протоэтнос, этнос, народность, нация, суперэтнос, этническая история, этноним, этос, этническая культура, этнические чувства, экзогамия, эндогамия, социальные институты, этническая картина мира, этнофор.

^ Классификация народов мира. Народописание, этнография, этнологические школы, Американская этнологическая школа, школа социально антропологии, школа культурной морфологии, школы культурного и структурного релятивизма в этнологии, социоантропологичекая школа в этнологии, этногеографическая школа в этнологи, примордиализм, непотизм, рецепроктность.

^ История этнологической науки. Этногеография, хозяйственно-культурный тип, лингвистическая классификация, языковые семьи, нсотратическая теория, эйкуменитеческая концепция в этнологической классификации, раса, биллингва, адаптация, аккультурация, ареал культуры, ассимиляция, европоцентризм, генезис, гомеостаз.

^ Этнологические источники и методы исследования. Этнографические коллекции, экспедиции, мемораты, палеоэтнография, реконструкция в палеолэтнографии, географические открытия, методы этнологического исследования: историко-культурный, системно- типологический, кампаративисткий, функциональный.

^ Прикладная этнология. Этнические процессы, маргиналы, менталитет, культура этноса, этнические меньшинства, национализм, нация, обычай, этнические стереотипы, сепаратизм, межэтнические конфликты, этноориентированные программы.

^ Народы России. Православие, полба, лапти, церковь, изба, плуг, коляда, хутор, медвежий праздник, хоровод, яранга, чум, малица, летопись, хронограф, розвальни, баркас, лен, пенька, сарафан, Калевала, мось, эрзя, ровдуга..

Народы Америки. Тотемизм, байдарка, кажим, бола, мокасины, шаманизм, вигвам, типи, гарпун, пуэбло, тамагавк, качинос, пирамида(Центральная Америка, керамика мочика, пончо, пульке, пеммикан, иглу, камлея, кофе, шоколад.

^ Народы Австралии и Океании. Бумеранг, аборигены, тапа, чуринга, палка-копалка, кава, фаллокрипт, аранда, культ черепов, интичума, тотемный центр, Австронезийские языки.

^. Народы Еврази��. Индоевропейцы. Христианство, католичество, лютеранство, протестантизм, англиканство, костел, карнавал, коррида, фарандола, фламенко, индоевропейцы, «Тристан и Изольда», сага, урбанизация, университет, библиотека, музей, монастырь, сари, тика, санук, Авеста, Ригведа, Будда, конфуцианство, даосизм, синтоизм.

^ Народы Африки. Бедуины, негроидны, традиция, социализация, обрезание, фетишизм, культ предков, магия, скотоводы аридной зоны, земледельцы аридной зоны, пирамиды Египта.

Лингвистическая классификация народов мира


Языковая близость народов используется при их классификации, поскольку сходство языков указывает либо на родство этносов, либо на их длительные культурные контакты [68]. Генеалогическая классификация языков может быть использована и при группировке народов. Такая система классификации в науке называется этнолингвистической. Высшими таксономическими единицами этой системы являются объединения народов, языки которых образуют семьи, а также отдельные народы, говорящие на изолированных языках, не входящих в какую-либо семью (корейцы, японцы, баски и др.). Другую таксономическую единицу составляют группы близкородственных по языку народов внутри семей и некоторые народы, говорящие на несколько обособленных языках (в пределах семьи). Например, индоевропейскую семью составляют славянская, германская, романская и ряд других групп, а также не входящие в какие-либо группы албанцы и армяне. Низшей таксономической единицей являются отдельные народы (а не языки, как в системе лингвистической классификации).


1) Индоевропейская семья
а) Славянская группа подгруппы:
– восточнославянская (RUS, UKR, BEL)
– западнославянская (POL, SLV, CZH)
– южнославянская (SLO, CRO, SRB, MAK, BLG)
б) Балтийская группа (LT,LV)
в) Германская группа (GER, AVT, UK, NED, US, ISL, SWE, NOR, DEN)
г) Кельтская группа (IRL, гэлы, уэльсцы, бретонцы)
д) Романская группа (IT, SWZ, FR, SP, MEX, BRZ, MLD, ROM)
е) Иранская группа (белуджи, персы, таджики, афганцы, осетины)
ж) Индоарийская группа (бенгальцы, непальцы, цыгане, ведды, мальдивцы)
+ отдельные группы: ALB, GRE, ARM, Нуристанцы

2) Картвельская семья (грузины)

3) Дравидийская семья (народы IND: Тамилы, Мавры и т.д.)

4) Уральско-юкагирская семья
а) Финно-угорская группа (HUNG, FIN, EST, карелы, ижорцы, коми-пермяки)
б) Самодийская группа (ненцы, энцы)
+ Юкагирская группа

5) Алтайская семья
а) Тюркская группа (TRK, AZB, туркмены, татары, ногайцы, якуты, узбеки)
б) Монгольская группа (монголы КНР, калмыки, калмыки, буряты, моголы)
+ Тунгусо-манчжурская группа

6) Корейская семья (группа Алтайской семьи)

7) Японская семья (группа Алтайской семьи)

8) Эскимоссо-алеутская семья

9) AFRAZ (Семито-хамитская) семья
а) Семитская группа (подгруппы):
– североцентральная (арамейские (ассирийский) и ханаанейские (евреи) языки)
– южноцентральная (арабы – метаэтническя общность)
– эфиосемитская (SUD, ETHP)
б) Берберская группа.
в) Кушитская группа.
г) Чадская группа.

10) Нило-сахарская семья
а) Восточносуданская группа (нубийцы, масаи и др.)
б) Центральносуданская группа (бонго, пигмеи и др.)
+ Сахарская группа

11) Северокавказская семья
а) Абхазо-адыгская группа (абхазы, адыгейцы, кабардины, черкесы)
б) Нахско-дагестанская группа (лезгины, чеченцы, ингуши)

12) Сино-тибетская семья
а) Китайская группа
б) Тибето-бирманская группа
+ восточно- и западно-гималайские группы

13) AUSAZ семья (мон, ва, мнонг, куй, булан и др.)

14) Австронезийская семья (малайцы, яванцы, мори, лалаки и др.)

15) Австралийская семья (аборигены: мабунаг, питжантжатжара и др.)

16) Североамериканская (апачи, навахи, ирокезы, майя)

17) Центральноамериканская семья (ацтеки и др.)

18) Чукото-камчатская семья (чукчи, коряки, ительмены)

4. Антропологическая классификация

Согласно научной отечественной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. Поэтому антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам; акцент делается на биологическом, генетическом родстве различных этнических групп. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации является французский ученый Франсуа Бернье (1684), которому принадлежит также авторство самого термина «раса».
При исследовании антропогенеза и расогенеза современная наука исходит из убеждения, что биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду.
Но существует бесспорная биологическая реальность разнообразия людей, т.е. люди физически (телесно) различаются. Обычно эти различия определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тин волос и т.д.).

Важнейшие рассовые признаки:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Изви­листость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изги­ба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более ост­рый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной покров, появляющийся в период по­лового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин;

3) цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа - у жи­телей Северной Европы, наиболее темная - у жителей Централь­ной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза - чер­ные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, го­лубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на пла­нете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго - 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост - 182 см отме­чен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост вы­ше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, по­линезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конеч­ностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие ти­пы фигур: а) брахиморфный («брахис» - короткий, «морфо» -форма) тип - относительно короткие руки и ноги, длинное туло­вище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип - сравнительно длинные конечности, короткое ту­ловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» - средний) тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% - доликефалия («кефалос» - голова); между 76 и 80,9% - мезокефалия; больше 81 % - брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикры­вающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ. Из числа более специальных признаков, используемых при расовой диагностике, могут быть названы данные о группе крови, некоторые генетические признаки, папиллярные узоры на пальцах, форма зубов и др.

С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определен­ном физическом сходстве по многим признакам.

В отечественной и зарубежной научной литературе отсутствует единообразие в классификации рас разного порядка. Ниже перечисляются большие расы, их наиболее крупные подразделения, и промежуточные расы.

Негроидные (африканские) расы: негры, негрилли, бушмены и готентоты.

Смешанные и переходные формы между негроидной и европеоидной больши­ми расами: эфиопская раса, переходные группы Западного Судана, мулаты, "цвет­ные" африканские группы.

Европеоидные (евразийские) расы: северные (ксантохрои), переходные формы, южные (меланохрои).

Смешанные формы между европеоидной большой расой и американской ветвью монголоидной большой расы: американские метисы.

Смешанные формы между европеоидной большой расой и азиатской ветвью монголоидной большой расы: среднеазиатские группы, южносибирская раса, лапоноиды и субуральский тип, смешанные группы Сибири.

Монголоидные (азиатско-американские) расы: американские расы, азиатская ветвь монголоидных рас, континентальные монголоиды, арктическая раса (эскимо­сы и палеоазиаты), тихоокеанские (восточноазиатские) расы.

Переходные группы между азиатской ветвью монголоидной большой расы и австралоидной большой расой: южноазиатская раса (южные монголоиды), японцы, восточноиндонезийская группа.

Австралоидные (океанийские) расы: веддоиды, австралийцы, айны, папуасы и меланезийцы, негритосы.

Другие расовые типы (смешанные): малагасийцы, полинезийцы, микронезийцы, гавайцы.

Внутри каждой из рас выделяются более дробные антропологические типы - конкретные сочетания признаков, характерные для различных популяций.

Для европеоидов характерны беловатый или смугловатый цвет кожи, во­лосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, склад­ка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверх­ность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица поч­ти не выступает вперед.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос - слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, склад­ка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Харак­терен также эпикантус - особая кожная складка, частично или пол­ностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы.

А у индейцев Америки, тоже принадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи - красно­ватый.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголои­дов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко вы­ступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или вол­нистые, притом темные и жесткие, скулы выступают вперед уме­ренно, а челюстная часть лица - значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

5. Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившего название хозяйственно-культурной классификации.

Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматривали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.

Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда: 1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.

Сама концепция ХКТ была разработана в нашей стране и используется сейчас для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не идет дальше средних веков.

В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.

Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.

Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.

Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимое хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человек в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.

В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.

С позиций такого методологического подхода выделяются историко-этнографические области разного уровня - историк этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические районы. Так, например, в пределах бывшего СССР существовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историк этнографическая провинция имеет более мелкие области. В Сибири, например, выделяются такие области, как ямало-таймырская, западно-сибирская, восточно-сибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская.

6. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Этот вид классификации имеет для этнологии вспомогательное значение. Тем не менее, он необходим для упорядочения описываемых народов при этнографи­ческом страноведении. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Единой, принятой во всех странах и всеми учеными, географической класси­фикации не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: