Народы Америки

Северная Америка (около 300 млн человек). К ней относятся Канада, США, Гренландия, Бермудские острова, Сен-Пьер и Микелон.

Центральная и Южная Америка (более 400 млн человек). В нее входят:

Центральная материковая зона. Государства: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор;

Карибская зона - Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гаити, Гваделупа, Гренада, Доминиканская республика. Куба, Мартиника, Пуэрто-Рико, Тринидад и Тобаго, Ямайка;

Тропическая Южная зона. Государства: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайя-на, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Эквадор;

Умеренная Южная зона - Аргентина, Уругвай, Чили, Фолклендские (Маль-винские) острова.

НАРОДЫ АФРИКИ

Численность народов Африки составляет около 600 млн. человек.

Северная Африка. Государства: Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Судан,Тунис;

Восточная Африка. Государства: Бурунди, Джибути, Замбия, Зимбабве,Кения, Мадагаскар, Сейшельские острова, Сомали, Танзания, Уганда, Эфиопия и

Южная Африка. Государства: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика;

Центральная Африка. Государства: Ангола, Габон, Заир, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад и др.;

Западная Тропическая Африка. Государства: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Мавритания, Ма­ли, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и др.

ЕВРОПА

Восточная Европа. Европейская часть России, Беларусь, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Украина, Чехия, Эстония.

Южная Европа. Государства: Албания, Андорра, Болгария, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Югославия, а также терри­тория Гибралтар.

Западная и Центральная Европа. Государства: Австрия, Бельгия, Лихтен­штейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция, Швейцария.

Северная Европа. Государства: Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция.

Как самостоятельный политико-географический регион выделяется Россия, включающая европейскую часть, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток.

7. В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Такие разнородные материалы предполагают различные методы своего получения и обработки. На сегодняшний день в этнологии сложился целый комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников и устных преданий, использование археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения).

Изучение письменных источников. Это один из самых важных методов этнологии, ценность которого заключается в разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описания не единственный тип письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время существует огромное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Устные предания. Ценность их состоит в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще всередине XX века сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов за последние 400 лет.

Устные предания, как источник получения этнологических материалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот источник иссякнет вовсе.

Археологические материалы. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических материалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного метода можно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изучении археологических материалов сегодня все шире используются статистические методы. Их применение требует тщательной подготовки археологического материала и позволяет добиться высокой достоверности информации. В свою очередь, анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Сравнительное языкознание. Это еще один важный метод этнологических исследований, который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы показать соотношение близких языков и степень их родства. Ведь при разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаются статичными и не изменяются на протяжении многих столетий.

Как показывает практика, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков.

Статистические методы. С середины XX века в этнологии постоянно увеличивается значение статистических источников, среди которых наиболее важными являются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря переписям ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядоченном характере. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Полевые исследования. Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов, или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный. Два-три месяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований. Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографиях объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний. Современные тенденции интеграции научного знания приводят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.

8. Еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические

материалы в систему, классифицировать различные народы на основе иххозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основномумозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей. Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX в. и также связано со многими практическими потребностями того времени, впервую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитиинародов, понять механизмы формирования и особенности этнической психологии,выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязьэтнических особенностей и общественного устройства, определить причинырасцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. Вответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции,складываться научные направления и школы, которые постепеннотрансформировались в единую науку о народах — этнологию. Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos(народ) и logos (слово, наука). Вплоть до XIX в. понятие «этнология» употреблялось приописании различных этнографических процессов, но не обозначало особуюнауку. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки онародах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е.гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Это название довольно быстро получило широкое распространение вкрупнейших европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться врусском языке. Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако это событиесразу же было ознаменовано началом острой научно-теоретической борьбыразличных направлений и школ относительно предмета, целей и места даннойнауки в системе наук. В определенной мере эти дискуссии и споры непрекратились и сегодня. Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрогоразвития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс былстимулирован глобальной территориальной, экспансией европейцев, в ходекоторой они столкнулись с народами и культурами, совсем не похожими на ихсобственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требоваласамых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимыхсведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользоваласьподдержкой своих правительств. Но в зависимости от политических иэкономических интересов правительств развитие этнологии в Англии, Германии,Франции, Австрии, США имело свои особенности. Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. несоздавших собственной государственности, народах. В этом качестве онасуществовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появилисьпредставления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящихот уровня их социально-экономического развития. Этот методологическийподход доминирует в этнологической науке и в настоящее время. Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в1789 г. сформировалось научное направление Volkerkunde, ставившее своейцелью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. дляобщего названия описаний всех других народов, сделанных немецкимипутешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».Примерно с середины XIX в. понятия «Volkerkunde» и «этнология»рассматривались как равнозначные — они обозначали монографическую исравнительную науку о человеческих культурах. Становление этнологии в англоязычных странах шло несколько иным путем.Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Появлениеантропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают свыходом в 1596 г. в свет книги О. Гасманна с аналогичным названием. Бурноеразвитие антропологии происходило в XVIII в. благодаря колонизации,возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIX в. вразвитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшиецелью изучение многочисленных останков первобытных людей. Уже в серединеXIX в. многочисленные исследования черепов и скелетов неандертальцевинициировали задачу реконструкции истории человечества и культуры. Так всоставе антропологии появилось новое научное направление — социальнаяантропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один изоснователей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Этим термином он определилсвое направление этнологических исследований и его отличие от направления,которым занимался Эдвард Тайлор и которое уже тогда называли культурнойантропологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получилораспространение и стало английским вариантом понятия «этнология». Внастоящее время представители английской социальной антропологииориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических группкак носителей разнообразных культурных традиций. Этнология в США возникла несколько позднее, чем в развитых европейскихстранах. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовыхотношений американская антропология изначально формировалась как наука,занимавшаяся исследованиями в области физической антропологии, расовых икультурных различий. Это направление развития американской этнологии былозадано ее основоположником Генри Льюисом Морганом, чья научная деятельностьбыла достаточно разнообразной. Его исследования систем родства впримитивных культурах, классификация типов семейно-брачных отношений,периодизация человеческой истории предопределили тематику исследованийамериканской этнологии на целые десятилетия. В середине 50-х гг. XX в.усилиями Франца Боаса научные ориентиры американской этнологии существенносужаются, и этнологи начали изучать только проблемы культурных особенностейнародов. Это направление было названо Боасом культурной антропологией(позднее данное направление стало подразумевать любые этнокультурныеисследования, т.е. стало американским синонимом понятия «этнология»). Во Франции процесс становления этнологии также отмечен специфическимособенностями. В связи с активной политикой колонизации политические кругиФранции постоянно испытывали потребность в обстоятельной и подробнойинформации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимыхнародов. Поэтому наука о народах там первоначально была названа«этнографией» (от греч. etnos — народ и graphien — описание). Это названиесохранялось во Франции до конца XIX в., когда была осознана научнаянеполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в нихисторических данных и теоретических обобщений. Благодаря дополнениюэтнографических описаний историческими и теоретическими материаламиэтнография в начале XX в. трансформировалась в этнологию (в настоящее времяэто название сохраняется). В России интерес к этническим проблемам появился во второй половинеXVIII в. Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русскогогеографического общества. Оно было создано для выполнения не тольконаучных, но и прикладных заданий. В программу общества входило всестороннееизучение России: ее географии, природных богатств и народов.Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, СреднейАзии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическоеотделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственныхспособностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии,предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Обэтнографическом изучении народности русской», в соответствии с которойпроводились все этнографические исследования. На рубеже XIX-XX вв. значительный вклад в развитие отечественнойэтнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этническойпсихологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказалмысль, что национальную психологию народа нужно исследовать черезпостижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваютсятипические субъективные чувства народа. В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин,К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые истали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном иззаседаний общества в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Обэтнографическом изучении народности русской», которой призывал описывать:1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Особое место в истории русской науки о народах занимает научнаядеятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единствочеловеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас инародов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваныприродными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной идуховной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеии народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущностьрасистских теорий. В советский период развития отечественной этнологии особой сферойисследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались наоснове статистических данных повседневного поведения и конкретных поступковлюдей. В целом исследования этническихпроблем этого периода носили политически-заказной характер и не раскрываливсех процессов этнического развития. Вне поля зрения этнологов того времениоставались кардинальные проблемы этнологии: этническая идентичность,этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Наконец, на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением в развитииотечественной этнологии стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которойавтор дает объяснение механизма появления и развития этносов. В настоящее время основным научно-исследовательским центромотечественной этнологии является Институт этнологии и антропологииРоссийской академии наук.

Развитие зарубежной этнологии. Эволюционизм ( Э. Тейлор, Г. Спенсер, А.

Бастиан, Л.Г. Морган ). Диффузионизм ( Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер,

К. Уисслер, У. Риверс ). Социологическая школа ( Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль ).

Функционализм ( Р. Турнвальд, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун ).

Американская школа исторической этнологии ( Ф. Боас, А. Кребер ).

Этнопсихологическая школа ( А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид ).

Структурализм ( Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Строс, Ф. де Соссюр ).

Культурный релятивизм ( М. Херсковиц ). Неоэволюционизм ( Л. Уайт, Д.

Стюард, М. Харрис ). Новейшие концепции в этнологии ( М. Глюкман, Р.

Нидхем, М. Годелье, К. Мелиссо, К. Гирц, Р. Тернер ). Иохельсон, Л.Я. Штернберг ). Отечественная этнология в ХХ веке ( Ю.В. Бромлей, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров, М.Г. Левин, В.А. Тишков, С.В. Лурье идр .).

9. Население Австралии составляет около 22 831 477 (оценка на основании данных переписи)

До конца XVIII века население Австралии составляли пришедшие 40 — 50 тысяч лет назад австралийские аборигены, островитяне Торресова пролива и аборигены Тасмании (между этими тремя группами существуют культурные и даже внешние различия).

Австралийские аборигены (коренные австралийцы) — коренное население Австралии, также иногда называемые «австралийскими бушменами», (от «буш» — типичные для некоторых районов Африки и Австралии обширные пространства, поросшие кустарником или низкорослыми деревьями), в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира. Говорят на австралийских языках, значительная часть — только по-английски и/или на различных вариантах пиджинов. Живут в основном в удалённых от городов районах Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, часть — в городах.

Традиционно считалось, что аборигены Тасмании развивались отдельно от аборигенов Австралии по меньшей мере несколько тысяч лет. Недавние исследования, однако, показали, что в языках аборигенов Тасмании имеется немало общих слов с языками южных аборигенов Австралии[2].

В расовом отношении аборигены Австралии образуют отдельную — австралоидную — расу.

Численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива. Аборигены островов Торресова пролива культурно отличаются от прочих аборигенов Австралии, имея много общего с меланезийцами и папуасами.

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность. Традиционные способы жизнеобеспечения (охота, рыболовство и собирательство, у части островитян Торресова пролива — ручное земледелие) почти полностью утрачены.

Большинство населения Австралии — потомки иммигрантов XIX и XX веков, при этом большинство этих иммигрантов прибыли из Великобритании и Ирландии. В период с 1838 по 1900 в Австралию прибыло свыше 18 тыс. немцев, расселившихся в основном на юге страны; к 1890 немцы представляли собой вторую по численности этническую группу континента. За период после Второй мировой войны население Австралии увеличилось более чем в 2 раза (после Первой мировой войны — в 4 раза) благодаря осуществлению амбициозной программы стимулирования иммиграции. В 2001 27,4 % населения Австралии составляли люди, родившиеся за рубежом. Крупнейшими группами среди них являлись британцы и ирландцы, новозеландцы, итальянцы, греки, нидерландцы, немцы, югославы, вьетнамцы и китайцы.

Тасмания первоначально была заселена тасманийскими аборигенами (тасманийцами). Находкам, свидетельствующим об их присутствии в этом регионе, позднее ставшем островом, как минимум 35 тысяч лет[5]. Подъём уровня океана отрезал Тасманию от материковой Австралии приблизительно 10 тысяч лет назад.

Ко времени контакта с европейцами тасманийцы делились на девять основных этнических групп. По оценкам[ кого? ], во время появления британских поселенцев в 1803 году местное население составляло от 5 до 10 тысяч человек. Из-за принесённых европейцами инфекционных заболеваний, к которым у аборигенов не было иммунитета, войны и преследований коренное население острова сократилось к 1833 году до 300 человек. Почти все аборигены были переселены Джорджем Августом Робинсоном на остров Флиндерс.

Женщина по имени Труганини (1812—1876) считается последней чистокровной тасманийкой. Однако, есть доказательства, что последней была другая женщина, Фанни Кокрейн Смит, родившаяся в Вайбалену и умершая в

А Абелам Австралийцы
Б Белау
К Кирибати
М Макасаи Мамбаи Меланезийцы Микронезийцы
Н Науру Ни-вануату Ниуэ Новозеландцы Норфолкцы
П Папуасы Паумоту Полинезийцы
Р Ротума
С Самоа
Т Таитяне Токелау Тонга (Полинезия)
У Увеа
Ф Фиджийцы Форе Футуна
Ч Чаморро Чимбу

10. Меланезийцы — группа народов, населяющая острова Меланезии в Тихом океане, примыкающие к Австралии и Новой Гвинее. Вместе с Полинезией и Микронезией составляет регион, называемый Океания. В переводе с греческого Меланезия значит «Черные острова». Расовый тип — австралоидный с небольшим монголоидным элементом, близки к папуасам Новой Гвинеи и островитянам Торресова пролива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: