слишком ладное наименование - "терпение", она столь же ладно зовется
Добродетелью; неумение отомстить за себя называется нежеланием мстить, может
быть, даже прощением ("ибо они не ведают, что творят, - только мы ведаем,
что они творят!"). Говорят также о "любви к врагам своим" - и потеют при
этом". -
- Дальше!
- "Они убоги, нет никакого сомнения, все эти шептуны и подпольные
Фальшивомонетчики, хотя им и тепло на корточках друг возле друга, - но они
Говорят мне, что их убожество есть знак Божьего избранничества и отличия,
Что бьют как раз тех собак, которых больше всего любят; это убожество, может
Статься, есть также некая подготовка, экзамен, выучка, может статься, и
Нечто большее - нечто такое, что однажды будет возмещено и с огромными
процентами выплачено золотом, нет! счастьем. Это называют они
"блаженством"".
- Дальше!
- "Теперь они дают мне понять, что они не только лучше, чем сильные
Мира сего, господа земли, чьи плевки им надлежит лизать (не из страха, вовсе
|
|
не из страха! но понеже Бог велит почитать всякое начальство), - что они не
только лучше, но что и им "лучше", во всяком случае однажды будет лучше. Но
довольно! довольно! Я не выношу больше этого. Скверный воздух! Скверный
воздух! Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, - мне кажется, она вся
провонялась ложью".
- Нет! Еще мгновение! Вы ничего еще не сказали о шедевре этих
Чернокнижников, которые из всякой сажи изготовляют белила, молоко и
Невинность, - разве Вы не заметили, в чем состоит у них верх утонченности,
Самая смелая, самая тонкая, самая остроумная, самая лживая их артистическая
уловка? Слушайте же внимательно! Эти подвальные крысы, набитые местью и
Ненавистью, - что же именно делают они из мести и ненависти? Слышали ли Вы
Когда-либо эти слова? Разве пришло бы Вам в голову, доверяя лишь их словам,
Что Вы находитесь сплошь и рядом среди людей ressentiment?..
- "Я понимаю, я снова навостряю уши (ах! ах! ах! и зажимаю нос). Только
теперь и слышу я, что они столь часто уже говорили: "Мы, добрые, - мы
праведны", - то, чего они требуют, они называют не возмездием, но
"торжеством справедливости"; то, что они ненавидят, это не враг их, нет! они
ненавидят "несправедливость", "безбожие"; то, во что они верят и на что
надеются, есть не надежда на месть, не упоение сладкой местью (- "сладкой,
как мед", называл ее уже Гомер), но победа Бога, справедливого Бога над