Ясно, чего я хочу, чего именно я хочу тем опасным лозунгом, который вписан в

плоть моей последней книги: "По ту сторону добра и зла"... Это, по меньшей

мере, не значит: "по ту сторону хорошего и плохого". - -

Примечание. Я пользуюсь случаем, который дает мне это рассмотрение,

Чтобы публично и официально выразить пожелание, высказывавшееся мною до сих

Пор лишь в случайных беседах с учеными: именно, что какой-нибудь философский

Факультет мог бы стяжать себе честь серией академических конкурсов в

Поощрение штудий по истории морали; должно быть, сама эта книга послужит

Тому, чтобы дать мощный стимул как раз в указанном направлении. В

Предвидении такой возможности пусть будет предложен следующий вопрос: он в

Равной мере заслуживает внимания филологов и историков, как и собственно

Профессиональных философов.

"Какие указания дает языкознание, в особенности этимологическое

исследование по части истории развития моральных понятий?"

- С другой стороны, разумеется, столь же необходимо привлечь к этой

Проблеме (о ценности существовавших доселе расценок ценности) физиологов и

Врачей; причем философам-специалистам и в этом особом случае может быть

Предоставлена роль ходатаев и посредников, если им в целом удастся

Преобразить столь чопорное изначально и недоверчивое отношение между

Философией, физиологией и медициной в дружелюбнейший и плодотворнейший обмен

мыслями. В самом деле, все скрижали благ, все "ты должен", известные истории

Или этнологическому исследованию, нуждаются прежде всего в физиологическом

освещении и толковании, больше, во всяком случае, чем в психологическом;

Равным образом все они подлежат критике со стороны медицинской науки.

Вопрос: чего стоит та или иная скрижаль благ и мораль? - требует постановки

В самых различных перспективах; главным образом не удается достаточно тонко

разобрать: "для чего стоит?" Скажем, нечто такое, что имеет явную ценность с

Точки зрения возможных шансов на долговечность какой-либо расы (или с точки

Зрения роста ее приспособляемости к определенному климату, или же сохранения

Наибольшего числа), вовсе не обладает тою же ценностью, когда речь идет о

Формировании более сильного типа. Благополучие большинства и благополучие

Меньшинства суть противоположные точки зрения ценности: считать первую саму

По себе более высококачественной - это мы предоставим наивности английских

Биологов... Всем наукам предстоит отныне подготавливать будущую задачу

Философа, понимая эту задачу в том смысле, что философу надлежит решить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: