плоть моей последней книги: "По ту сторону добра и зла"... Это, по меньшей
мере, не значит: "по ту сторону хорошего и плохого". - -
Примечание. Я пользуюсь случаем, который дает мне это рассмотрение,
Чтобы публично и официально выразить пожелание, высказывавшееся мною до сих
Пор лишь в случайных беседах с учеными: именно, что какой-нибудь философский
Факультет мог бы стяжать себе честь серией академических конкурсов в
Поощрение штудий по истории морали; должно быть, сама эта книга послужит
Тому, чтобы дать мощный стимул как раз в указанном направлении. В
Предвидении такой возможности пусть будет предложен следующий вопрос: он в
Равной мере заслуживает внимания филологов и историков, как и собственно
Профессиональных философов.
"Какие указания дает языкознание, в особенности этимологическое
исследование по части истории развития моральных понятий?"
- С другой стороны, разумеется, столь же необходимо привлечь к этой
|
|
Проблеме (о ценности существовавших доселе расценок ценности) физиологов и
Врачей; причем философам-специалистам и в этом особом случае может быть
Предоставлена роль ходатаев и посредников, если им в целом удастся
Преобразить столь чопорное изначально и недоверчивое отношение между
Философией, физиологией и медициной в дружелюбнейший и плодотворнейший обмен
мыслями. В самом деле, все скрижали благ, все "ты должен", известные истории
Или этнологическому исследованию, нуждаются прежде всего в физиологическом
освещении и толковании, больше, во всяком случае, чем в психологическом;
Равным образом все они подлежат критике со стороны медицинской науки.
Вопрос: чего стоит та или иная скрижаль благ и мораль? - требует постановки
В самых различных перспективах; главным образом не удается достаточно тонко
разобрать: "для чего стоит?" Скажем, нечто такое, что имеет явную ценность с
Точки зрения возможных шансов на долговечность какой-либо расы (или с точки
Зрения роста ее приспособляемости к определенному климату, или же сохранения
Наибольшего числа), вовсе не обладает тою же ценностью, когда речь идет о
Формировании более сильного типа. Благополучие большинства и благополучие
Меньшинства суть противоположные точки зрения ценности: считать первую саму
По себе более высококачественной - это мы предоставим наивности английских
Биологов... Всем наукам предстоит отныне подготавливать будущую задачу
Философа, понимая эту задачу в том смысле, что философу надлежит решить