Мир новых и чуждых вещей, обстоятельств, даже волевых актов, без того чтобы

Эта длинная цепь воли лопнула. Что, однако, все это предполагает? То именно,

Насколько должен был человек, дабы в такой мере распоряжаться будущим,

Научиться сперва отделять необходимое от случайного, развить каузальное

Мышление, видеть и предупреждать далекое как настоящее, с уверенностью

Устанавливать, что есть цель и что средство к ней, уметь вообще считать и

Подсчитывать - насколько должен был сам человек стать для этого прежде всего

Исчислимым, регулярным, необходимым, даже в собственном своем представлении,

Чтобы смочь наконец, как это делает обещающий, ручаться за себя как за

будущность!

Именно это и есть длинная история происхождения ответственности. Задача

Выдрессировать животное, смеющее обещать, заключает в себе, как мы уже

Поняли, в качестве условия и подготовки ближайшую задачу сделать человека до

Известной степени необходимым, однообразным, равным среди равных, регулярным

И, следовательно, исчислимым. Чудовищная работа над тем, что было названо

мною "нравственностью нравов" (ср. "Утренняя заря" I 1019 сл.), -

Действительная работа человека над самим собою в течение длительного отрезка

Существования рода человеческого, вся его доисторическая работа обретает

Здесь свой смысл, свое великое оправдание, какой бы избыток черствости,

Тирании, тупости и идиотизма ни заключался в ней: с помощью нравственности

Нравов и социальной смирительной рубашки человек был действительно сделан

Исчислимым. Если, напротив, мы перенесемся в самый конец этого чудовищного

Процесса, туда, где дерево поспевает уже плодами, где общество и его

Нравственность нравов обнаруживают уже нечто такое, для чего они служили

Просто средством, то наиболее спелым плодом этого дерева предстанет нам

Суверенный индивид, равный лишь самому себе, вновь преодолевший

Нравственность нравов, автономный, сверхнравственный индивид (ибо

"автономность" и "нравственность" исключают друг друга), короче, человек

Собственной независимой длительной воли, смеющий обещать, - и в нем гордое,

Трепещущее во всех мышцах сознание того, что наконец оказалось достигнутым и

Воплощенным в нем, - сознание собственной мощи и свободы, чувство

Совершенства человека вообще. Этот вольноотпущенник, действительно смеющий

Обещать, этот господин над свободной волей, этот суверен - ему ли было не

Знать того, каким преимуществом обладает он перед всем тем, что не вправе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: