В мировом рынке существует особый механизм ценообразования, который в основном зависит от издержек мотивации производителей на рынке и уровня интересов каждого участника рынка.
Цена в международной торговле – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующих факторов.
Существует 5 групп ценообразующих факторов:
1) Общеэкономические факторы, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации.
К ним относятся:
- экономический цикл
- состояние совокупного спроса и предложения
- инфляция
2) Конкретно-экономические факторы, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации.
К ним относятся:
- издержки
- прибыль
- налоги и сборы
- предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости
- потребительские свойства (качество, надежность, внешний вид, престижность)
3) Специфические факторы, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг.
К ним относятся:
- сезонность
- эксплуатационные расходы
- комплектность
- гарантии и условия сервиса
4) Специальные факторы, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов, а именно:
- государственное регулирование
- валютный курс
5) Внеэкономические факторы, т.е. политические и военные факторы, которые чаще всего влияют на развитие рынка и взаимоотношений между странами.
Существуют понятие режим постоянного ценового стресса – это у производителя на международном рынке.
Факторы производства на мировом рынке менее мобильны.
Различные виды цен на международных рынках:
1) существуют понятия «цены продавца», т. е. предлагаемые продавцом (относительно более высокие), и «цены покупателя», принимаемые и уплачиваемые покупателем (относительно более низкие); (цены продавца и покупателя)
2) в зависимости от рыночной конъюнктуры «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель, ситуация в части цен возникает противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. (цена на рынке продавца и покупателя)
3) монопольная цена которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя.
4) олигопольная цена Ценовая политика компании - олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны
4) рыночная/ свободная цена цена товара, складывающаяся в результате существующей на рынке конъюнктуры.