В монографии известных российских политологов Владимира Лапкина и Владимира Пантина «Геоэкономическая политика и глобальная политическая история» (2003) исследуются проблемы мирового развития в контексте таких новых научных направлений, как геоэкономическая политика и глобальная политическая история. Особое внимание уделено закономерностям нелинейного развития модернизации, механизмам взаимодействия политики и экономики, предпосылкам формирования «универсальной цивилизации». Показана эволюция мировых политических и экономических центров силы и на этом фоне исследуются геополитическое и геоэкономическое положение и перспективы России.
Теория политической модернизации часто сводится к последовательной вестернизации, а многочисленные повороты политического развития рассматриваются как «случайные» явления, связанные с деятельностью отдельных государственных деятелей. Преодоление статичности или линейности политического развития авторы связывают со структурно-динамическим подходом, который в отличие от структурно-функционального подхода рассматривает социaльно-экономические и политические системы как эволюционирующие через периодические перестройки и реорганизации. Структурно-динамический подход лежит в основе геоэкономической политики и глобальной политической истории, а методологической базой служат теория неравновесных процессов И. Пригожина, труды Т. Парсонса, Ф. Вроделя, Н.Д. Кондратьева, Н.Н. Моисеева, И. Валлерстайна и др.
|
|
Глобальная политическая история - научное направление на
стыке истории и политической науки, изучающее историческое развитие региональных и мировых политических систем, способных осуществить накопление, концентрацию и мобилизацию всех видов
ресурсов (природных, экономических, трудовых, военных, интеллектуальных, властных и др.), необходимых для достижения геостратегических целей. В качестве особой политической системы авторы выделяют центр-лидер - мировой центр политической и экономической силы, основанный на масштабном освоении и эффективной мобилизации ресурсов, на конверсии этих ресурсов в ресурсы политической и военной мощи. Центр-лидер является в соответствующую эпоху «образцом» модернизации. Противоцентр выступает антагонистом и претендует на мировое господство (гегемонию). Помимо основных типов модернизации «центр-лидер» и «противоцентр», существуют вторичные модели модернизации (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия).
Складывающаяся совокупность центров политической и экономической силы является эволюционирующей и усложняющей иерархической системой. Эволюционный цикл развития политической системы составляет один из ритмов постепенного нарастания сложности политической системы и переход ее в качественно новое состояние.
|
|
Универсальная цивилизация - сообщество наиболее развитых государств, принадлежащих к разным цивилизациями интегрированным на основе развития современных универсальных политических и экономических институтов. Ядром универсальной цивилизации выступают мировые центры политической и экономической силы англо-американского типа (Великобритания, США и Япония), а также центры континентального (франко-германского) типа, которые, перестав развиваться в логике «противоцентра»,
осуществили органическую и последовательную модернизацию (Франция и Германия).
Авторы справедливо отмечают, что теории «конца истории» и линейной модернизации входят в противоречие с реальностью. Российские реформы показали, что сочетание централизованной государственно-распределительной и посреднической торгово-денежной системы мобилизации ресурсов, которое проявляется в господстве плутократии и кризисе государства, оказывается неэффективным и в экономическом, и в политическом отношении. Главное условие реальной российской модернизации есть, прежде всего, изменение в сфере властно-распределительных и ресурсно-мобилизационных механизмов функционирования государства. Попытки создать «истинно демократический» режим, не считаясь с реальными условиями, политическим сознанием и ресурсами данного общества, нередко приводят к глубочайшим политическим
провалам.
Глобальная политическая история, по мнению авторов, исходит
из необходимости преодоления любого «центризма» (европейского,
американского, российского или восточного) в трактовке прошлого и настоящего. С помощью этой науки можно увидеть особенности
перемен, произошедших в «осевое время» и оказавших огромное воздействие на дальнейшее развитие.
Эпоха великих царств-цивилизаций древности (Египет, Вавилов, Ассирия, Китай) сменилась эпохой упадка и раздробленности («осевого времени» по Ясперсу), во время которой произошли радикальные сдвиги в различных сферах жизни. Эта эпоха «перемен», способствуя полицентризму, не могла существовать слишком долго. Ее завершение вызывает кризис государственно-политической организации, который в свою очередь приводит к гегемонии могущественных (централизованных) империй одновременно в Китае, Индии и Средиземноморье. Духовные и социальные трансформации уступили технически и политически организованному порядку. Ясперс называет «осевое время» промежуточной фазой между эпохами великих империй, которая характеризуется свободой мировосприятия и поиском путей социального развития.
Авторы обращают внимание на необходимость исследования
связи между политическим полицентризмом и творческими поисками и инновациями в духовной и материальной жизни, что неоднократно воспроизводилось в границах разных цивилизаций. Как показывает и дальнейший исторический опыт, политика и экономика взаимодействуют в региональном и глобальном масштабе. Выражение этого взаимодействия проявляется посредством геоэкономической политики через системы мобилизации ресурсов. Цикличность мирового исторического развития проявляется в чередовании глобальных «волн» дифференциации и интеграции.
В.В. Лапкин и В.И. Пантин отмечают чрезвычайно неустойчивое положение России между Западом и Востоком при весьма ограниченных человеческих и финансовых ресурсах. Для выживания в качестве цивилизации требуется адекватно отвечать на многочисленные вызовы, формируя геополитические и геоэкономические векторы в многомерном коммуникационном пространстве, интегрирующие западное и восточное, современное и традиционное, либеральное и государственническое начала. Для этого, по мнению авторов, России необходима политическая и экономическая помощь развитых государств.
|
|
Для «противоцентра» (в исторической последовательности - для Франции, Германии, России и Китая) характерно формирование альтернативной (по отношению к центру-лидеру) модели политического и экономического развития, что дает после краткого периода расцвета обманчивое ощущение «всесилия» в борьбе за мировое господство. Но в этой борьбе «противоцентру», выполняющему функцию «ледокольного» тарана, не суждено получить главный приз. Низвержение «старого порядка», связанного с гегемонией прежнего политического и экономического лидера, приводит к «великой трансформации». Она разрушает существующий мировой порядок и открывает дорогу к восхождению нового центра политической и экономической мощи.
Идея «противоцентра» позволяет дать возможный прогноз ближайшего будущего. Смена противоцентра - нисхождение России и возвышение Китая - может стать дестабилизирующим фактором современного миропорядка, хотя гло6ализация и новые технологии открывают принципиально новые возможности для качественного обновления противоцентра и дополнительной стабилизации структурной трансформации системы мировых центров. В результате конфигурацию мировой политики, согласно авторам, задает своеобразный «четырехугольник» США-Япония-Россия-Китай, в котором представлены два центра (реальный и потенциальный) и два противоцентра (бывший и будущий).
По мнению В.В. Лапкина и В.И. Пантина, современные неимперские формы политической и экономической интеграции сосуществуют с постоянно возрождающимися и усиливающимися рецидивами имперской политики. Это обусловлено попытками мирового лидера осуществить ускоренную модернизацию на основе монопольного обладания новыми технологическими достижениями. Усиление имперских тенденций может обернуться политическим и экономическим застоем (наподобие того, что настиг Римскую империю периода упадка). Однако у такого исхода в современном мире имеются альтернативы, при реализации которых открывается шанс на возникновение новой гибкой и многовариантной системы мирового порядка. Если эти альтернативы будут востребованы, современная цивилизация сможет избежать судьбы своей античной предшественницы. При этом, конечно, различные варианты трансформации гло6anьной демократии в олигархию и тиранию, превращения мировой республики в мировую монархию, «столкновение цивилизаций» и т.п. отнюдь не заказаны.
|
|
Сползание России на мировую экономическую периферию осложняет ее интеграцию в развивающуюся «сверхцивилизационную» общность. Выясняя причины негативных трендов отечественного развития, авторы обращаются к природе российской модернизации. Они выделяют несколько фаз циклов (волн) российской модернизации:
цикл L реформы (1801-1811) - переход к контрреформам (1811-1825) - контрреформы (1825--1855) -переход к реформам (1855-1859);
цикл II: реформы (1859-1874) - переход к контрреформам (1874-1881) - контрреформы (1881-1894) - переход к реформам (1894-1905);
цикл III: (укороченный): реформы (1905-1911) - переход к контрреформам (1911-1917) - контрреформы (19171921) - переход к реформам (1921-1922);
цикл IV: реформы (1922-1927) - переход к контрреформам (1927-1929) - контрреформы (1929-1953) - переход к реформам (1953-1956);
цикл V реформы (1956-1968) - переход к контрреформам (1968-1971) - контрреформы (1971-1982) - переход к реформам (1982-1985);
цикл VI• реформы (1985-1998) - переход к контрреформам (1998 - по настоящее время).
В этой градации отражается волнообразная модернизация через циклы реформ-контрреформ. Такая модель потребовала огромных человеческих жертв и растрат природных ресурсов, но не привела к завершению модернизации, не обеспечила формирование в России современного общества и государства, устойчивое вхождение в число мировых держав. Большинство контрреформ заканчивалось национальной катастрофой: революцией «сверху» (1825, 1881, 1929) или «снизу» (1917). Российские революции отличались исключительной непримиримостью и отрицанием прошлого опыта, разрушением политических и социальных институтов. В подтверждение антиэволюционного, катастрофического характера российской политической традиции авторы приводят слова Петра Чаадаева: «Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам бог весть откуда... Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знание - в их внешнем быте, вся их душа - вне их. Именно таковы мы».
Отмечая волнообразный характер российской модернизации, авторы приходят к выводу о более сложном ее характере, чем принято в классической теории модернизации. Драматические перспективы политической конрреформации определяются кризисной ситуацией в российском обществе. Умеренный оптимизм авторов говорит о неизбежной смене контрреформы периодом создания по-настоящему современной политической системы в России. Но сумеет ли Россия этим воспользоваться, зависит от социума и от политической зрелости интеллектуалов.
В глобальной политической истории особая роль принадлежит вестернизации международной политики. Российский философ Александр Зиновьев в книге «Запад» отмечает, что технология «мирной»
вестернизации незападных стран включает следующие меры:
дискредитацию основных атрибутов общественного устройства государства;
деста6илизацию общественных отношений, ведущую к кризису экономики, государственного аппарата и идеологии;
поддержку оппозиционных движений, ведущих к расколу страны,
подкуп интеллектуальной элиты и привилегированных слоев;
пропаганду достоинств.западного образа жизни;
создание иллюзии о быстром пришествии изобилия, если страна выберет западный путь;
заражение пороками западного общества, выдаваемыми за добродетели и подлинную свободу личности;
оказание экономической помощи, способствующей разрушению экономической мощи страны;
порождение паразитизма (стратегии 6омжей).
Эта западная технология, которая успешно использовалась в России (с известным результатом маргинализации некогда великой державы) и Югославии, теперь повторяется на постсоветском пространстве в «розовой» и «оранжевой» упаковке в Грузии и Украине. В Югославии эта политика закончилась разрушением экономики и Распадом страны, а в Украине подвела к угрозе раскола. В каждом случае для выполнения этих задач выбирается самый честный «патриот» отечества.