Власть и интеллект

В Советском Союзе, где думающий человек был смертельным врагом власти, после окончания войны на короткое время устано­вился союз Власти и Интеллекта. Победив в Мировой войне, власть не желала погибнуть от атомной бомбы, и 6ьиа кровно обеспокоена собственной безопасностью. Это тот случай, когда природа человека (включая вождей) оказывается выше принципов, которыми можно поступиться. Учеными двигали чувства патрио­тизма и соревновательности. Отечественный патриотизм и интере­сы коммунистической власти совпали.

Атомное оружие является ядерным оружием огромной разруши­тельной силы. Ядерный фактор играет исключительную роль для укрепления геополитической власти государства, достижения целей мирового и регионального могущества. «Атомная дипломатия» ста­ла составной частью международной политики.

Еще в начале войны, после захвата Бельгии, немцы получили доступ к самому крупному месторождению урана в Бельгийском Конго. Однако война с Советским Союзом не позволила им реали­зовать атомный проект.

Соединенные Штаты реализовали манхэттенский проект соз­дания атомной бомбы, оцениваемый в 2 млрд. долларов. В США первое испытание атомной (плутониевой) бомбы 6ьио проведено 16 июля 1945 г. перед началом Потсдамской конференции (17 ию­ля - 2 августа 1945 г.). Первые атомные бомбы были сброшены в августе 1945 г. на японские города Хиросиму и Нагасаки в целях психологического воздействия на Японию. Погибло 450 тыс. мир­ных жителей. 25 сентября 1949 г. 6ьио передано сообщение ТАСС о6 успешном испытании в СССР атомного оружия. 1 ноября 1952 г. прошли первые испытания американской водородной бомбы, а 12 августа 1953 г. - испытания в Советском Союзе. Ядерное ору­жие сыграло роль сдерживающего фактора в международных от­ношениях. В советском и американском атомных проектах при­нимали участие иностранные теоретики и специалисты, в том числе вывезенные из Германии.

Советский атомный проект. Советское руководство, распола­гавшее донесениями советской разведки об американском атомном проекте, окончательно убедилось в реальной возможности создания атомной бомбы с помощью крупнейших отечественных ученых.

В.И. Вернадский еще в 1910 г. доложил Академии наук о6 от­крытии явления радиоактивности и возможности получения атом­ной энергии. В этом же году российские геологи открыли месторождение урановых руд в Ферганской долине. После Октябрьской ре­волюции в 1920 г. в Петрограде академик А.Ф. Иоффе основал Фи­зико-технический институт; в 1921 г. были получены первые грам­мы радия, а в 1922 г. академик В.И. Вернадский создал Радиевый институт. Молодой Петр Капица становится любимым учеником Резерфорда, а Юлий Харитон защищает в лаборатории знаменитого ученого диссертацию. Лев Ландау командируется к Нильсу Бору в Данию, проходит стажировку в других европейских странах.

Весной 1940 г. Георгий Вернадский, преподававший в элитар­ном Йельском университете, прислал своему отцу, академику Вла­димиру Вернадскому, статью из «Нью-Йорк Таймс» об исследованиях в области ядерной энергии. Владимир Вернадский написал соответствующее письмо в Академию наук и, возможно, информа­ция была передана в Кремль.

В 1941 г. Петр Капица (будущий лауреат Нобелевской премии) обратил внимание советского руководства на исключительную важ­ность «уранового проекта» и создание атомной бомбы. В 1942 г. академики Вернадский и Иоффе были приняты Сталиным. Был создан Специальный комитет по проблемам урана. Еще в начале века В.И. Вернадский представил программу поиска урановых руд и ов­ладения энергией атомного распада. До 1939 г. Вернадский был ди­ректором Радиевого института, где будущий руководитель советско­го атомного проекта и академик И.В. Курчатов построил первый циклотрон.

Советский атомный проект был реализован благодаря эффек­тивной работе советской внешней разведки, проделавшей практи­ческую аналитическую работу, и бескорыстной помощи некоторых ученых Запада. В Советском Союзе профессиональные аналитики были сосредоточены во внешней разведке. В результате понятие «аналитики стало тождественно понятию «разведчик».

Ядерное оружие стало стратегическим военным фактором сдер­живания на основе паритета двух сверхдержав. В мире образовался «Атомный клуб» - условное название группы государств, о6ладаю­щих атомным оружием. В этот клуб входят с момента испытания атомной бомбы США (1945), СССР/Россия (1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974) и Пакистан. Первые пять государств («Великие державы») являются постоянны­ми членами Совета Безопасности ООН.

Прошло десятилетие, и разоренная войной страна, создав атомную бомбу и ракеты, совершила еще один подвиг, запустив в космос искусственный спутник Земли и космический корабль с человеком.

■ Золотая эпоха советской науки и образования (1947-1967). Она началась с реализации атомного проекта, когда Иосиф Сталин волевым решением в первый голодный послевоенный год повысил оплату труда в науке и высшей школе в несколько раз. Казалось, самым оптимальным было 6ы решение о льготах только для участников атомного проекта. Гениальное решение ВОЖДЯ заключалось о том, что заработала вся советская технологическая пирамида, увенчанная атомным проектом.

Вершиной внимания советской власти к высшему образованию стало строительство комплекса зданий Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова на Ленинских горах. Строительство нового комплекса МГУ, получившего неофициальное название Храма науки, превышает сметную стоимость строительства всех других высотных зданий Москвы. Иосиф Сталин дал задание реализовать такой про­ект, чтобы у американцев не возникло мысли сравнивать МГУ с Колумбийским университетом (Нью-Йорк). Из-за эмбарго на по­ставку в Советский Союз современных технологий оборудование для лабораторий было закуплено по приказу Сталина за рубежом внешней разведкой через подставные фирмы.

Университет имеет автономную систему электро-, водо-, тепло­й газоснабжения. Главное здание МГУ построено в оползневой зо­не, поэтому холодильные установки, расположенные в подвалах на «минус пятом» этаже, замораживают грунт. Несмотря на это, лест­ничный пролет клубной части МГУ упал в середине 1970-х годов.

Главной подрядной организацией был военно-строительный главк, осуществлявший одновременно строительство Байконура. Ру­ководил стройкой и подписывал все финансовые документы лично Сталин (в том числе, сколько ватников и кирзовых сапог выде­лить). Зал заседаний Ученого совета отделан мрамором из разру­шенного храма Христа Спасителя. После смерти Сталина и до сво­его ареста стройкой руководил Берия. 1 сентября 1.953 г. состоялось открытие главного здания.

Вершину здания должен был венчать памятник Сталину, но вождь, по совету Берия, отказался от этой идеи из-за непропорцио­нальности статуи и высотного здания-пьедестала. В верхней части высотного здания размещался штаб гражданской (противоракетной) обороны Москвы.

Высокий уровень оплаты труда в науке и высшей школе сохра­нился до 1970-х годов, но 6ьи подорван инфляцией советского руб­ля. После распада СССР все разговоры об инновационном пути развития неприметно превращаются в пустой звук. Например, в Российской Федерации, где полностью разрушена советская техно­логическая пирамида, а устаревшие баллистические ракеты отклоняются от курса, в 2004 г. были установлены президентские гранды ученым ВПК размером в 500 долл., то есть меньше, чем получают грузчики в частных компаниях. Государственное финансирование Российской Академии наук составляет 600 млн. долл. в год, что примерно равно бюджету самого среднего американского универси­тета. Это является одним из проявлений полного отсутствия у вла­сти стратегического видения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: