Предметность, пространство и абстракция в изображении объекта

Основные пластические системы. Общая характеристика. Предметность в восприятии мира (первая пластическая система). Силуэтно-плоскостной и объемный тип. Прямая и обратная перспектива в силуэтно-плоскостном и объемном изображении. Роль перспективы в передаче художественного образа. Пространственно-живописная пластика (вторая пластическая система). Оптическое ощущение пространства в картине. Иллюзорно-конвенциальное пространство живописи. Беспредметность и отсутствие пространства в изображении действительности (третья пластическая система). Абстракция в изобразительном искусстве. Символы, знаки и коды в абстрактной интерпретации действительности.

Свет и цвет в формировании и восприятии художественной композиции. Теории света. Понятие светового потока. Градиент текстуры. Интенсивность света. Яркость. Свет и тело (форма). Освещение. Прозрачность и сияние. Символика света в историческом, религиозном и тематическом контексте изобразительного искусства. Свет в живописи. Понятие светотени. Субъективная природа цветоощущения. Физические и оптические аспекты цвета. Эмоциональное, ассоциативное и символическое наполнение цветовых ощущений и цветов. Место цвета в живописном изображении. Понятие колорита как результата взаимодействия цветовых составляющих живописного изображения. Типы цветовых построений в живописи. Взаимодействие в живописном произведении цвета и плоскостно-пространственных отношений.

Принципы построения художественного произведения. Структура художественного произведения. Построение и организация элементов в художественном произведении. Компоновка и композиция. Понятие и основные элементы композиционных схем. Пространственная и плоскостная композиция. Роль света, цвета и перспективы в формировании композиции. Соотношение предметности и пространства в композиции. Основы изобразительности. Композиционно-структурная динамика. Смысловой аспект композиционных структур изображения. Структурно-композиционные методы интерпретации «текста» художественного произведения.

Общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии истории искусства. Общая структура науки об искусстве и типология ее методов (описательно-дискурсивных, аналитических и обобщающе – синтетических).

Проблема рационального и иррационального аспектов искусства и искусствознания. Место интуиции и творческого начала в науке об искусстве.

Междисциплинарный характер методологии искусствознания (связь с историей, психологией, социологией, литературоведением, культурологией, религиоведением и т.д.). Методология как критерий научности – способность науки к теоретической рефлексии и самоверификации. Философские парадигмы и их отношение к методологии искусствознания.

Методологические проблемы истории как концептуального ядра истории искусства. Проблемы систематизации и классификации методов искусствознания. Критические и интерпретационные методы. Источниковедческий подход. Исследовательские темы и исследовательские проблемы. Эпистемологический критерий: методы индуктивные и дедуктивные.

Аналитические и синтетически-интерпретационные методы.

Анализ формальной и содержательной стороны искусства.

История науки как история ее методов. Первоначальный период (античность и средние века). Периодизация истории искусства как научной дисциплины. Ранние донаучные формы науки об искусстве от античности до Нового времени. Пифагореизм об искусстве. Платон о прекрасном в искусстве и теории подражания.

Ксенократ Афинский как отец истории искусства (категории симметрии, ритма, впечатления). Плиний Старший и образ «золотого века» искусства. Витрувий и его «триада». Неоплатонизм и искусство. Метафизика цвета в средневековой эстетике. Проблемы искусства в схоластической мысли.

Эпоха возрождения и Вазари. Начало науки об искусстве в эпоху Возрождения (Данте, Петрарка, Виллани, Челлини). Леонардо да Винчи и его концепция истории искусства. Спор об искусствах и начало художественной критики. Начало истории искусства на Севере. Дюрер. Вазари и история искусства как история художников. Проблема жанра его «Жизнеописаний». Последователи и оппоненты Вазари.

Барокко и классицизм в истории искусствознания. История искусства с точки зрения теории и практики классицизма. Теория модусов Н. Пуссена. Теория стиля Беллори. «Рубенсисты» и «пуссенисты»: два взгляда на искусство. Теория жанров Фелибьена. «Спор древних и новых».

Начало истории искусства как науки. Нормативная эстетика. Просвещения и возникновение истории искусства как науки. Значение для становления истории искусства научного творчества И.И. Винкельмана. Переход от истории художников к истории художеств. Отношение к классике как к источнику идеала. Высшие цели и задачи художеств и художников. «Лаокоон или о границах живописи в поэзии» Лессинга и понятие «изобразительные искусства». «Лакоон» в истории науки и критики. Идеи Гете о стиле, типологии творчества и учение о цвете. Эстетика И. Канта как исток формально-эстетического взгляда на искусство. Историческая типология искусства в «Лекции об эстетике» Гегеля.

Искусствознание в пределах всеобщей истории. Берлинская школа историков искусства. Интерпретация истории искусства как части духовного всемирно-исторического процесса. Жанр путевых заметок об искусстве. Идеи Ф.Т. Куглера и его понимание истории искусства как истории стиля. История искусства как составной элемент всемирной истории. Внешние связи искусства: самосознание народов, их ценностные ориентиры. Искусство как выразитель всеобщих законов истории.

Позитивизм и культурно-историческая школа в истории искусства. Культурно-исторический метод: условность понятия. Философские корни культурно-исторического взгляда. Методология позитивизма (роль среды, эволюционизм, генетический метод). И. Тэн как историк искусства. Органическая теория. История искусства в контексте истории культуры. Я. Буркхардт и его книга о культуре итальянского Возрождения. Развитие архитектуроведения. Ведущие силы стилистической эволюции. Г. Земпер и земперианцы. Границы культурно-исторического подхода в XIX веке. Культорологическая парадигма (история идей и история ментальностей) как современный вариант культурно-исторического метода.

История искусства как самостоятельная наука. Автономизация истории искусства как научной дисциплины в связи с художественными и научными движениями 19 — начала 20 века. «Искусство для искусства» и проблема эстетизма. Вклад художников и художественной критики в создание автономной истории искусства. «Новая наука об искусстве». Определяющая роль психологии в сложении новой искусствоведческой парадигмы.

«Археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника. Источниковедческие аспекты истории искусства. Материальный и филологический уровни истории искусства как науки. Памятник искусства как исторический источник. Понятие первичного и вторичного источника применительно к материалу истории искусства. Работа с источником: этапы и принципы. Способы отбора источников. Принцип контекстуального анализа. Косвенный анализ. Интуиция и «вчувствование».

Эмпирическая и интуитивная природа атрибутивной деятельности. «Суждение глаза». «Манера», вкус и стиль. Понятие «антикварного менталитета». Складывание музейной практики и задачи систематизации материала. Потребности художественного рынка

Анализ формы (морфология искусства). Формально-стилистический. Основные значения термина «форма» (от античности до Гегеля). Форма и материя, форма и содержание. Зрительное восприятие и проблема формы. Проблема стиля как явления и понятия. Реалистический и номиналистический взгляд на стиль. Формально-стилитистический метод Г. Вёльфлина. Типология стилевых явлений.

Венская школа искусствознания. Традиции и специфика венского искусствознания. Формальный метод венской школы. Его становление и развитие (Ф. Викгоф, А. Ригль, М. Дворжак, Шлоссер, Стржиговский, Фрай). Традиции венского искусствознания после Второй мировой войны.

Традиции французского и английского формализма. Особенности французского формализма. Концепции Фора, Фоссийона. Традиции английского формализма. Р. Фрай, К. Белл, Г. Гид. Современный формальный метод (неоформализм) как морфология визуальной образности. Структурализм как вариант формализма (форма как синтаксис). Формально-стилистический метод в отечественном искусствознании.

Структурный анализ в искусствознании. Структура как система отношений составляющих элементов. Понятие инварианты («центра»). Бинарные оппозиции и «актуальное членение». Структурные уровни и правила перехода. Структурализм как методологическое обоснование целостного рассмотрения формы и содержания (синтаксис и семантика).

Французский «лигвистический структурализм» и его представители. Опыт концептуального синкретизма в контексте истории искусства Х. Зедльмайра.Пределы структурного анализа. Традиции структурализма в отечественной науке об искусстве (Алпатов). Постструктуралистская парадигма.

Иконография. Иконография как первичная форма смыслового подхода к искусству. Предметное значение как исток иконографического подхода. Дешифровка заложенного содержания и внехудожественный характер этой задачи (полидисциплинарность). Иконография как метод изучения средневекового (религиозно-канонического искусства). Понятие канона. Иконография и культ. Проблема языческой (античной) и светской иконографии. Иконографический взгляд на искусство. Уровни иконографического описания. Источники иконографии. Классификация и систематизация иконографических схем и вариантов как основная задача иконографического подхода.

Происхождение термина «иконография». Начало научной иконографии как исследования изобразительных источников. Традиция «церковной археологии». Начало иконографического метода в рамках истории искусства.

Иконографические аспекты семантического анализа архитектуры. Проблема сходства и ее критерии в различных типах архитектурной и культурной традициях.

Изучение древнерусской живописи и отечественная иконографическая школа (Уваров, Буслаев, Кондаков, Покровский, Голубцов, Редин).

Иконология. «Иконологический проект» как попытка синтеза формализма и культурно-исторического метода. Происхождение термина «иконология». Классическая мифология как источник внеисторического символизма. А. Варбург и его последователи. Э. Панофский и его концепции «литературоцентрического» характера иконологии.Истолкование иконологии в работах Э. Винда, Г. Хоогеверфа, Э. Гомбриха, Я. Белостоцкого, К. фон Тольная, Р. Витковера.Иконологический метод применительно к постклассическому искусству. Х. Зельдмайр, В. Хофманн. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода. Семиотика в искусствознании. Структура семиотического знания.Основные понятия семиотики. Сообщение и код. Референт и денотат применительно к изобразительному искусству. «Иконический знак», его структура и проблема анализа. Сообщение и текст. Виды сообщений. Риторическая природа искусства. Нарративные аспекты искусства. Семиотический метаязык и искусствоведческая западная и отечественная семиотическая традиция. Интертекстуальность как метод. Деконструкция как аналитическая процедура.

Художественная критика: ее подходы и литературные формы. Эмоционально-чувственный элемент в созерцании искусства. Проблема художественной описательности. Критицизм как оценочный подход. Критерии оценки и шкала художественных ценностей. Его универсальный характер. Методологическая «интермодальность» и релятивизм критического подхода. Критик «как актуальный знаток».

Социологические аспекты искусства: проблема их анализа и интерпретации. Социология искусства как расширительный подход. Понятие художественной среды и художественной жизни. Проблема заказа и патронажа. Художник и искусство в обществе. Низовые формы искусства. Массовое искусство. Реклама и кич: анализ и оценка.

Искусство и власть. Феномен «вульгарной социологии» в советском искусствознании. Границы социологического объяснения.

Религиозные подходы. Искусство как культ (мистериальная и сакраментальная природа художественной практики). Религиозное искусство как предмет истории искусства. Проблема адекватного метода. Неотомистская эстетика и история искусства. Проблема нравственных составляющих искусства. Русская философская религиозная мысль о проблемах искусства (П.Флоренский, В. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Булгаков, Н. Бердяев). Спиритуализм как подход. Теософские и антропософские теории искусства. Р. Штайнер. Р. Генон.

Структура художественного творения и структура смысловых контекстов. Система исследовательских методов как репертуар познавательных реакций. Сферы бытия искусства. Методология искусствознания как техника выбора предмета исследования и инструментария. Художественное произведение и художественная личность как два начала искусства. Художественное произведение как исходный момент исследования (от творения к творцу). «Симультанность» произведения изобразительного искусства и последовательность подходов. Организация «уровни» произведения и этапы его изучения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: