Заговоры любовные

Заговор молодца на любовь красной девицы: «На море на Окиане, на острове на Буяне лежит тоска; бьет тоска, убивает тоска, с доски в воду, из воды в полымя, из полымя выбегал сатана, кричит: «Павушка Романея, беги поскорее, дуй рабе (такой-то) в губы, в зубы, в ее кости и пакости, в её тело белое, в ее сердце ретивое, в ее печень черную, чтобы раба (такая-то) тосковала всякий час, всякую минуту, по полудням, по полуночам; ела бы не заела, пила бы не запила, спала бы не заспала, а все бы тосковала, чтоб я ей был лучше чужого молодца, лучше родного отца, лучше родной матери, лучше роду-племени. Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в Окиан море, под бел-горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот отгонит тоску».

Заговор для любви: «Исполнена еси земля дивности. Как на море, на Окиане, на острове на Буяне есть го­рюч камень Алатырь, на том камне устроена моя баня; в той бане лежит разжигаемая доска, на той доске тридцать три тоски. Мечутся тоски, кидаются тоски и бросаются тоски из стены в стену, из угла в угол, от пола до потолка, оттуда – через все пути, и доро­ги и перепутья, воздухом и аером. Мечитесь тоски в буйную ее голову, в тыл, в лик, в ясные очи, в сахарные уста, в ретиво сердце, в ее ум и разум, в волю и хотенье, во все ее тело белое, и во всю кровь горячую, и во все кости, и во все суставы, в 70 суставов, полу-суставов и подсуставов; и во все ее жилы, в 70 жил, по-лужил и поджилков, чтобы она тосковала, горевала, плакала бы и рыдала во всяк день, во всяк час, во всякое время; нигде б пробыть не могла, как рыба без воды. Кидалась бы, бросалась бы из окошка в окошко, из дверей в двери, из ворот в ворота, на все пути и дороги и перепутья с трепетом, с туженьем, с плачем и рыданьем, зело спешно шла бы и рыдала и пробыть без того ни минуты не могла. Думала б об нем не задумала, спала б не заспала, ела бы не заела, пила б не запила и не боялась бы ничего, чтоб он ей казался милее свету белого, милее солнца пресветлого, милее луны прекрасной, милее всех и даже милее сна своего во всякое на молоду, на перекрое и на исходе месяца. Сие слово есть утверждение и укрепление, им же утверждается и укрепляется и замыкается. Аще ли кто от человек, кроме меня, покусится отмыкать страх сей, то буди, яко червь в свинце ореховом. И ничем: ни аером, ни воздухом, ни бурею, ни водою – дело сие не отмыкается».

Заговор на любовь: «На море, на окиане есть бел: горюч (светящийся) камень Алатырь, никем неведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу на (такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги. Будь ты, сила могуча в (такой-то) красной девице неисходно; а жги ты, сила могуча, ее кровь горючую, ее сердце кипучее на любовь к (такому-то) полюбовному молодцу. А была бы красная девица (такая-то) во всем послушна полюбовному молодцу (такому-то) по всю его жизнь. Ничем бы красна девица не могла отговориться, ни заговором, ни приговором, и не мог бы ни стар человек, ни млад отговорить ее своим словом. Слово мое крепко, как бел-горюч камень Алатырь. Кто из моря всю воду выпьет, кто из поля всю траву выщиплет, и тому мой заговор не превозмочь, силу могучу не увлечь».

Вопросы:

1) Изобразите графически пространство заговора.

2) Что является последней инстанцией для заговорного слова и одновременно центром пространственной композиции?

3) В чем проявляется принцип вариативности элементов пространства, свойственный в целом фольклору?

4) Какие заговоры содержат все композиционные части?

5) Определите наиболее древние заговоры и заговоры после XI века. Что является указателем времени?

6) Приведите примеры закрепок (от кратких до развернутых). Охарактеризуйте ритм заговоров и расскажите, каково его значение.

7) Соотнесите образы эпической части заговора со сказочными. О чем может говорить данное сопоставление?

8) С чем связана тавтология в заговорах (буйная буйновница, желтая желтовница, синяя синявница, красная красавица)?

9) Современные ученые выделяют среди групп заговоров заговоры типа абракадабр. Видите ли вы среди представленных такой заговор? Считаете ли вы абракадабру бессмысленным набором слов?

10) Можно ли говорить о фоносемантике заговорных текстов?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: