Краткая история проблемы антропогенеза

Идея о естественном происхождении Homo Sapiens могла вырасти только на почве материалистического происхождения. Так стихийные материалисты античной эпохи Анаксимандр и Эмпедокл (VI-V до н.э.) считали, что живые существа возникли из ила, согретого солнцемлибо внутренним огнем Земли.

По Эмпедоклу эти живые существа были не организмами, а лишь частями организмов. Части соединяла сила любви -филия (filia - любовь). Приспособленные к среде и способные к размножению организмы выживали, а неприспособленные чудовища разрушались. Анаксимандр высказал идею происхождения человека от животного другого вида (рыбообразных). Эти воззрения положили начало мифам и сказаниям о сфинксах и русалках.

Идеи Эмпедокла оказали большое влияние на выдающегося римского поэта и натурфилософа Тита Лукреция Кара (I в до н.э.), автора поэмы «О природе вещей», в которой он изложил материалистические философские воззрения древности:

Много земля сотворила уродов безногих, безруких,

Рта совершенно лишенных, подчас со слепой головой...

Много диковин и чудищ земля создала в этом роде,

Но понапрасну! Природа развитие им преградила,

Сил не хватило у них, чтобы зрелости полной достигнуть,

Чтобы достать себе корм и сходиться для дела Венеры.

Представления Лукреция Кара о происхождении человека еще очень наивны, однако он с большой проницательностью намечает деление культуры на каменный, медный и железный века.

Прежде служили оружием руки могучие, ногти,

Зубы, камения, обломки ветвей от деревьев и пламя,

После того была найдена медь и порода железа.

Все-таки в употребление вошла прежде медь, чем железо,

Так как была она мягче, притом изобильней гораздо

В период средневековья и позже господствовали теологические взгляды на природу всего живого, в том числе и человека. Так в 1619 г. был сожжен на костре живым итальянский философ Лючилио Ванини по обвинению в колдовстве и ереси за сочинение «О достойных удивления тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616), в котором он в очень осторожной форме изложил идею о родстве человека и обезьяны.

Идея о родстве человека и обезьян стала дискутироваться более открыто в 18 в. В 1798 г. И. Кант в «Антропологии» изложил свои эволюционные взгляды, согласно которым природа способна превратить шимпанзе и орангутанга в человека. Однако представления Канта были идеалистичными: возникновение идеи должно было предшествовать возникновению человека.

Материалистические взгляды на происхождение человека в 18 в. высказывали французские философы Дидро в сочинении «Об объяснении природы» (1754) и Гельвеций в произведении «Об уме» (1758), а также русский натуралист А. Каверзнев в книге «Философское рассуждение о происхождении животных» (1778, 1787).

Стройную теорию о происхождении человека впервые предложил Ж.Ламарк в труде «Философия зоологии» (1809). По мнению Ламарка, развитое «четвероногое» животное ведущее древесный образ жизни, в силу обстоятельств или других причин спустилось на землю и путем упражнения приобрело привычку ходить на двух ногах. Широко расселившись по Земле новая порода обезьян вынуждена была приспосабливаться к разнообразному природному окружению, что привело к еще большим изменениям. Общественный образ жизни способствовал развитию речи и мышления. Однако эволюционная теория Ламарка не получила признания. Против нее открыто выступил ученик Ж.Б. Ламарка, непререкаемый мэтр палеонтологии конца 18-го начала 19 в. - создатель теории катастроф Жорж Кювье. После проверки предъявленных ему останков ископаемого человека он пришел к выводу, что они принадлежат слону, черепахе, ихтиозавру и саламандре и заявил в специальном сочинении «Исследование ископаемых костей», что «ископаемый человек не существовал».

В 1700 г в Каншате нашли череп человека и отнесли его ко времени, когда в Европе жили слоны, то есть задолго до 23 октября 4004г. до рождения Христова - до сотворения человека из глины создателем по подсчетам архиепископа Ушера Ирландского (1654). В 1723 г. де Жессье сделал доклад в Парижской академии наук о каменных орудиях аборигенов Канады и в нем заявил, что такими же орудиями древних людей следует считать камни со следами обработки, которые находят в земле Европы.

Еще больший диссонанс в теологические представления о происхождении человека внес шведский натуралист К. Линней. В своей книге «Система природы» (1935) в разработанной им классификации он помещает человека в одну группу с обезьяной и, видимо ϲам испугавшись гнева господня, называет семейство «Приматы» - животные I ранга. Более того, он относит человека и орангутанга в один род - Homo, называя последнего Homo silvestris (лесной человек), а первого Homo sapiens nosee te ipsum (человек разумный, познай самого себя)

Крамольный призыв К. Линнея, по-видимому, был услышан французскими и русскими философами, эволюционистами и естествоиспытателями.

В трудах английского естествоиспытателя Ч.Лайеля «Древность человека» и Ларте «О геологической древности человеческого рода» (1860) подтверждается факт одновременного существования человека и вымерших видов животных.

Победа эволюционного учения связана с именем Ч. Дарвина. Еще в 1837-1838 г. Ч.Дарвин писал: «Если дать простор наши предположениям, то животные наши братья по боли, болезни, смерти, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях - все они ведут, быть может, свое происхождение от одного общего с нами предка - нас всех можно было бы слить вместе». В 1959 г. в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» в заключительной части Ч.Дарвин писал: «Много света будет пролито на происхождение человека и его историю».

Эту задачу он выполнил, опубликовав в 1871 г. книгу «Происхождение человека и половой отбор». По мнению Ч.Дарвина, эволюция - необратимый процесс. Одна из главных причин необратимости эволюционного развития заключается в том, что эволюция сама по себе связана с изменениями в окружающей организм среде. Другая причина состоит в том, что каждая стадия эволюционного развития обеспечивает большую ценность приобретенных организмом признаком для выживания, чем предшествующая.

Движущими факторами эволюции Ч. Дарвин считал изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор. В настоящее время к факторам эволюции относят динамику численности популяций, миграцию и изоляцию.

Справедливости ради нужно сказать, что аналогичное мнение о происхождении человека в 1864 г. в журнале «Anthropological review», а затем в сочинении «О теории естественного отбора» (1870) независимо от Дарвина высказал А. Уоллес. Однако он считал, что многие качества и свойства человека есть результата не естественного отбора, а целенаправленной работы "некоторого высшего интеллигентного существа".

Развитие науки о происхождении человека постоянно стимулировалось поисками «переходного звена» между обезьяной и человеком, точнее его древним понгидным предком.

Большое значение в области антропологии имели труды английского биолога Т. Гексли и немецкого эволюциониста Э. Геккеля. Используя данные эмбриологии, Геккель отстаивал теорию происхождения человека от более низкоорганизованных животных. Эта проблема была изложена в 1874 г. в труде «Антропология». Т. Гексли, являясь сторонником Дарвина, сравнительно-анатомическими исследованиями доказал морфологическую близость человека и высших обезьян. Работы Т. Гексли и Э. Геккеля легли в основу «симиальной» теории происхождения человека (от лат. Simia -обезьяна).

Кроме того, Э. Геккель, а затем и Р. Вирхов полагали, что прародиной человека является не Европа, а исчезнувший материк - Лемурия, располагавшийся между Индией и Вест-Индией. Острова Яву и Суматру Р. Вирхов считал осколками этого материка. Претворить гипотетические теоретические выкладки по проблеме «недостающего звена» или Pithekanthropus alalus («обезьяночеловек бессловесный» - Э. Геккель) в явь решил Э. Дюбуа - 28-летний доктор медицины и естественных наук Амстердамского университета.

И, несмотря на то, что год назад в 1886 г в Неандертале, были найдены останки предка человека, жившего в ледниковый период, Э. Дюбуа уезжает на острова Суматра и Ява, поверив в то, что антропологии, как и в астрономии, открытие быть может предсказано заранее.

В России большой вклад в антропогенную теорию в 19 в. внес А.О.Ковалевский, исследовавший образование зародышевых листков, и И.М.Сеченов, изучавший человеческое мышление и его генезис.

В развитие современной антропологии большой вклад внесли Г.А. Бонч-

Осмоловский, В.П. Якимов, В.З. Юровский, А.Н. Северцев, Д. Штарк, де Беер, супруги Лики и их сын Р. Лики и др.

В отечественной антропологической науке концепция антропогенеза основывается на симиальной теории Ч. Дарвина, в основе которой лежат представления об эволюционной трансформации ископаемого человекообразного примата, сходного с ныне живущими антропоидами, в человеке. Неотъемлемой составной частью современной теории антропогенеза является адаптация к трудовым процесϲам (Ф. Энгельс), представляющая собой одно из основных направлений эволюционных преобразований предшественников человека в семействе гоминид.

В частности, в настоящий момент существует концепция возникновения особенностей морфологии поздних «классических» западноевропейских неандертальцев в условиях существования их вблизи ледника, т.е. как особей холодовой адаптации.

С точки зрения популяционной генетики ископаемых гоминид природные преграды регулировали обмен генами между популяциями гоминид и создавали в ряде случаев предпосылки существования изолятов. Природные станции обитания палеолитического человека были различны, что и обусловило возникновение разных типов материальной культуры.

В современных теориях антропогенеза почти обязательным предметом для обсуждения является каузальная связь климатических изменений с переходом к прямохождению у ископаемых антропоидов, а также развитием других человеческих свойств.

Теория естественного отбора в ряде современных концепций серьезно модифицирована, в частности, с введением положения об одномоментных макромутациях, приведших к существенному изменению генома предшественника человека, обусловившего появление человека современного типа в отдаленное геологическое время и лишь незначительно модифицировавшегося к нашим дням.

Принципиальным моментом антропогенеза является то, что уровень биологической организации гоминид детерминирует их социальные возможности, в частности, в трудовых процессах лишь с появлением «сформировавшихся» людей (по Ф. Энгельсу) возникает тип организации человека, способной развивать культуру, не меняясь при этом биологически.

Спорными в теории антропогенеза до сегодняшнего дня остаются вопросы прародины человека, недостающего звена - прямого предка человека, оторвавшегося от мира обезьян и взявшего старт марафонского бега длинною в несколько миллионов лет к Человеку разумному. Решение проблемы прародины человека прямо зависит от успехов палеоантропологии.

Каждая новая палеонтологическая находка уточняет длину этой марафонской дистанции.

В настоящее время находки австралопитековых на территории Африки делают гипотезу африканской прародины человечества весьма убедительной. Древность этой стадии антропогенеза оценивается от 12 млн. лет до 0,7 млн. лет для самых поздних представителей.

В других районах Земли есть единичные находки аналогичных гоминид. Однако необходимо также учесть, что в Африке найдены представители всех последующих стадий антропогенеза. В пользу африканской прародины свидетельствуют также находки местных вариантов рамапитеков (кениапитеков), которые отделены от австралопитеков значительным временным разрывом в 10-14 млн. лет и, видимо, находились у развилки гоминидной и понгидной филогенетических ветвей.

Нельзя сбрасывать со счетов и версию об азиатской прародине человека. Находки азиатских рамапитеков в Сиваликских холмах, а также ряд памятников с костными останками питекантропов большой древности (до 2 млн. лет) не позволяют окончательно закрыть эту тему.

В 19 в. начаты интенсивные археологические и палеонтологические раскопки с целью поиска «недостающего звена» и прародины человека. Ими занимаются не только специалисты, но и любители.

Современные антропологи все более склоняются к мысли о сосуществовании особей конкурирующих ответвлений родословного древа человека. По словам известного отечественного археолога В.Е. Ларичева (1981) "...предки более не выстраиваются в строгую линейку, сменяя друг друга в отсчете тысячелетий. К финишу, черте, за которой открывается мир относительно совершенного разума и труда, они устремляются... нестройной толпой, обгоняя друг друга и выталкивая с дорожки замешкавшихся и нерасторопных".

Значение антропогенной теории в современной науке и практике бесспорно. Представления об эволюции человека как качественно своеобразном биологическом процессе лежат в основе материалистических представлений о человеческой истории, о месте человека в физическом мире. Антропологические доказательства принадлежности всех современных человеческих рас одному виду имеют огромное идеологическое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: