Карточка участника маршрута

Задания:

1. Используя компас, пройти в указанном направлении определенное расстояние (расстояние определять в парах шагов). В карточке указываются конкретные направления и расстояния.

2. Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе (1:10 000).

3. Определить по составленной схеме маршрута направление движения и примерное расстояние между пунктом 4 и местом старта (рис. 2, таблица).

Таблица. Направление и расстояние по маршруту

ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ АЗИМУТ (А) РАССТОЯНИЕ (Р), м
Пункт 1 (старт) На северо-запад    
Пункт 2 (промежуточный) На юг    
Пункт 3 (промежуточный) На запад    
Пункт 4 (конечный) ? ? ?

После окончания этой работы учащиеся составляют уточненную схему маршрута своего движения, таблицу направлений и расстояний по маршруту и сдают учителю. Оценка выставляется всей бригаде за правильность и аккуратность.

Можно предложить и более простой вариант выполнения данной практической работы способом полярной съемки. Работа проводится без движения учащихся по запланированному маршруту. Каждая группа ориентируется (определяет свое местонахождение по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места — места наблюде­ния.

Учащиеся разбиваются на группы по 5—6 человек и выбирают место наблюдения. Место для проведения данного варианта практической работы лучше выбрать открытое, хорошо просматриваемое.

Учащиеся с помощью компаса определяют основные стороны горизонта и направления на окружающие объекты (холм, мост через реку, опушку леса и т.д.), а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов. Полученные результаты каждая группа обобщает и заносит в таблицу (таблица) и с помощью условных знаков объекты обозначает на плане (рис. 3).

Таблица

НАБЛЮДАЕМЫЙ ОБЪЕКТ РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА ПО ОТНОШЕНИЮ К МЕСТУ НАБЛЮДЕНИЯ АЗИМУТ ДВИЖЕНИЯ К ОБЪЕКТУ РАССТОЯНИЕ ДО ОБЪЕКТА
Холм Север 0,360 250 м
Опушка леса Юго-запад   180 м
Мост через реку Сура Восток   150 м

Составление простейшего плана местности

После того, как учащиеся закончили выполнение практической работы по ориентированию на местности и показали свои умения работать с компасом и масштабом, самостоятельно определять направления движения и измерять расстояние (пройденное по маршруту или расстояние до видимых географических объектов), им предлагается нанести на планшет все имеющиеся на исследуемом участке географические объекты. Предварительно учитель определяет участок местности с достаточно четкими естественными границами (от реки до леса, до оврага, до дороги и т.д.). Для нанесения на план географических объектов учащиеся используют знания топографических знаков. План может выглядеть таким образом (рис. 4).

ПЛАН. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА. МАСШТАБ

Крупномасштабные карты называют топографическими. На них с наибольшей подробностью, допустимой масштабом, изображают элементы природного, хозяйственного и культурного ландшафта. Рельеф на таких картах наносится при помощи горизонталей, которые проводят через равное количество сантиметров (5, 10, 25).

Топографические карты предназначены для детального изучения территории, ориентирования на ней, выполнения точных измерений и расчетов. Такие карты используют при планировании земельных угодий, работах по орошению или осушении земель, подготовке строительства гидроэлектростанций, населенных пунктов и т.д. Чтобы прочитать топографический план и карту, дать характеристику данной местности, нужно знать условные топографические знаки.

В чем же отличие плана от карты? Все отличия плана от карты связаны с величиной изображаемой территории. План — это изображение небольшого участка поверхности, поэтому масштаб у него крупный. Предметы наносят более подробно, и часть условных знаков дана в масштабе (можно измерить ширину реки, дороги), который является единым для всего плана.

План местности — это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде. Масштаб плана обычно крупный. Предметы наносят условными знаками.

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг — внизу, восток — справа, запад — слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Масштаб. Часто измеренное расстояние нужно изобразить на бумаге. Для этого его уменьшают с помощью масштаба. Масштаб показывает, во сколько раз действительные расстояния уменьшены или увеличены на бумаге. Иными словами, масштаб показывает, сколько метров или километров на местности заменяет 1 см на плане или карте. Например, Расстояние от одной деревни до другой (10 км) нужно нанести на бумагу. Уменьшаем это расстояние в 100 тыс. раз, тогда на бумаге отрезок будет равен 10 см.

Различают три основных вида изображения масштаба: натуральный, численный и линейный. В начальной школе мы знакомим детей с изображением натурального масштаба. Например, 1 см на чертеже соответствует 10 м на местности.

Численный масштаб изображается виде дроби, у которой числитель — единица (1), а знаменатель - число, показывающее степень уменьшения, например 1:10000, 1:100000, 1:1000000.

Линейный масштаб представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки. Эти отрезки соответствуют определенному расстоянию на изображаемой местности, деления обозначаются цифрами. На наших картах основание масштаба принято за 1 см. Цифру 0, от которой начинаемся отсчет делений на линейном масштабе, обычно ставят не у самого конца масштабной линии, а с отступом па одно деление вправо; на первом же отрезке налево от 0 наносят более мелкие деления - миллиметры. Линейный масштаб по сравнению с численным имеет то преимущество, что дает возможность непосредственно без вычислений определять действительное расстояние на плане и карте.

В практике работы с планом и картой часто приходится численный масштаб переводить в натуральный или линейный. Для этого нужно установить, какому действительному расстоянию соответствует 1 см на плане, затем помножить 1 см на знаменатель численного масштаба и полученные сантиметры превратить в более крупные меры: метры или километры. Например, численный масштаб 1:1000 показывает, что Действительное расстояние уменьшено на плане в 1000 раз, это означает что 1 см на плане соответствует в действительности 1000 см, или 10 м.

Для того чтобы линейный масштаб перевести в численный, надо подсчитать, во сколько раз деления линейного масштаба меньше действительного расстояния. Например на линейном масштабе 1 см изображает действительное Расстояние в 10 км. В 1 км содержится 100000×10=1000000 см. Следовательно, действительное расстояние уменьшено в 1000000 раз и численный масштаб будет 1:1000000.

Следует помнить, что численный и линейный масштабы показывают степень уменьшения на плане и карте линий, а не площадей. Уменьшение площади по сравнению с ее действительными размерами происходит в соответствии квадрату уменьшения линий. При масштабе 1:100 площадь на плане будет меньше действительной не в 100 раз, а в 100й, т.е. в 10 000 раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: