Вопросы и задания. 1. Ведите наблюдения за местами восхода и захода Солнца по временам года

1. Ведите наблюдения за местами восхода и захода Солнца по временам года.

2. Измеряйте раз в месяц длину тени от метрового шеста (гномона) в полдень.

3. Определите положение своего меридиана по гномону.

4. Определите направление на север по Полярной звезде.

5. Определите длину своего шага.

6. Что такое провешивание прямой линии? Проведите эту работу на местности.

7. Как можно определить расстояние до недоступной точки?

Практическая работа. Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков; обучение учащихся умению составлять простейший план местности.

Эти две практические работы очень близки по содержанию, и их, как правило, проводят после изучения тем "Съемка местности" и "Составление плана местности". Очень важно, чтобы в процессе этой работы учащиеся научились определять стороны горизонта по компасу, работать с масштабом, определять направления на плане и карте, на местности, рассчитывать расстояния и т.д.

В действующем учебнике по начальному курсу географии авторов Т.П. Герасимовой и др. содержится подробное описание всех приемов, необходимых для качественного выполнения этих практических работ, даются задания для проведения тренировочных работ с целью овладения этими приемами.

Приступать к выполнению данных практических работ на местности можно только убедившись, что при выполнении тренировочных заданий и упражнений учащиеся овладели необходимыми приемами, имеют соответствующие теоретические знания. Учащиеся должны знать сущность понятия "ориентирование", основные и промежуточные стороны горизонта, азимут, уметь определять направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба и, что особенно важно, использовать компас и план местности одновременно (ориентировать план по отношению к сторонам горизонта). В обязательные для овладения знания и умения мы включаем понятие "азимут" и умение определять его с помощью компаса.

Предлагаем варианты выполнения этих практических работ на местности. Опыт показывает, что учащиеся с большим интересом выполняют эти практические работы и постепенно овладевают такими важными умениями, как ориентирование на местности, чтение и составление простейшего плана местности.

Познакомив учащихся с прикладным значением тех умений, которые они будут использовать и развивать в процессе выполнения данных практических работ, учитель дает краткую характеристику местности, на которой планируется проведение этих работ. Очень важно назвать учащимся основные ориентиры, заранее определить маршрут движения. Маршрут движения учитель составляет заранее, учитывая особенности конкретной местности, определяя примерные расстояния, которые необходимо пройти в указанном направлении, намечая наиболее яркие ориентиры в каждом пункте изменения маршрута (отдельно стоящее дерево, пересечение дорог, квартальный столб и т. д.). С этими ориентирами учащихся необходимо познакомить заранее, можно конкретно указать эти ориентиры вместо пунктов 1, 2, 3, 4. Целесообразно разработать три-четыре маршрута. Это поможет повысить уровень самостоятельности учащихся при ориентировании.

Направления своего движения и пройденное расстояние учащимся предлагается отмечать на планшете в заранее определенном масштабе. Практика показывает, что эти работы лучше всего проводить по бригадам в 2—3 человека.

Бригада получает маршрутную карточку, которая содержит набор заданий, определяющий последовательность их действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: