Реки европейской части России

Волга. В 300 км к северо-западу от Москвы находится Вал­дайская возвышенность, где высокие холмы перемежаются с мно­гочисленными озерами и болотами, а поля окружены со всех сто­рон лесами. В этой живописной местности родится Волга — великая русская река. На зыбком болоте, близ села Волгино-Верховье стоит небольшая деревянная беседка. Посреди нее колодец глубиной всего 1 м. С вязкого, илистого дна колодца бьет родник, который и считают истоком Волги, ее началом. Основное пита­ние Волги — грунтовые, дождевые и снеговые воды.

Из болота Волга вытекает едва заметным ручейком. Далее она принимает несколько притоков, проходит через ряд озер и постепенно превращается из ручья в реку.

Волга — величайшая река Европы. Ее длина 3700 км. На этом огромном протяжении она принимает 132 притока. Самые боль­шие из них — Ока и Кима.

Судоходна Волга от города Ржева. От Твери река и ее берега становятся оживленными. Мели и перекаты ниже Твери затоплены водами Московского моря — искусственного Ивань­ковского водохранилища, созданного в 1937 г. По Московскому морю свободно плавают крупные волжские суда всех типов. Они идут от Твери не только вниз по Волге, но и вверх по каналу имени Москвы.

Ниже по течению расположены Угличское и Рыбинское водо­хранилища. Рыбинское водохранилище в 20 раз больше Ивань­ковского (Московского моря).

От Рыбинска до Нижнего Новгорода Волга течет в невысоких берегах, покрытых хвойным и смешанным лесом.

Около Городца (близ Нижнего Новгорода) находится Горьковское мо­ре — еще одно водохранилище на Волге. Нижний Новгород стоит на крутых правобережных холмах, при слиянии Волги и Оки, от­сюда начинается среднее течение Волги.

От Нижнего Новгорода до Казани в Волгу слева впадают Керженец и Ветлуга, а справа — Сура. Далеко уходит вдаль левый, низмен­ный берег Волги. Около Чебоксар построены водохранилище и новый гидроузел.

Далее Казани слева в Волгу впадает река Кама.

Огромная плотина перегородила долину Волги у Тольятти. От плотины вверх по реке раскинулось Куйбышевское море дли­ной до 600 км и шириной до 40 км. В русле Волги и Камы на большом протяжении исчезли мели и перекаты. Фарватер, ранее извилистый, стал более прямым. Течение значительно замедли­лось. Плавание по Волге по своим условиям приблизилось к озер­ному.

Здесь же, в районе Куйбышева, построена Волжская ГЭС име­ни В.И. Ленина, мощность которой свыше 2 млн. 300 тыс. кВт (в три раза больше, чем мощность Днепрогэса).

За Жигулями все меньше и меньше лесов по берегам Волги, да и сами берега постепенно снижаются. В широкой котловине правого берега, как бы врезанной в меловые холмы, расположился Саратов. Около него вырос Саратовский гидроузел с элект­ростанцией мощностью свыше 1,5 млн. кВт. Плотина ГЭС обра­зовала Саратовское водохранилище.

Ниже Саратова Волга течет по обширной равнине. В 21 км выше Волгограда построена Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС. Это одна из самых мощных (2 млн. 660 тыс. кВт) гидро­электростанций в мире. Ниже Волгограда построен Волго-Дон­ской канал имени В.И. Ленина.

На Каме, правом притоке Волги, сооружены Боткинская, Пермская и Нижнекамская гидроэлектростанции.

У Волгограда, в 520 км от устья, от Волги отчленяется самый длинный ее рукав — Ахтуба. Ахтуба тянется параллельно Волге. Волго-Ахтубинская пойма занимает более 7600 кв. км пло­щади. Это прекрасно орошенный, как бы естественный оазис сре­ди сухих степей. В пойме много рукавов, протоков с тростнико­выми зарослями.

Выше Астрахани Волга разветвляется и образует гигантскую дельту — самую крупную в Европе. Волжская дельта — это царство рыбы, камыша и птиц. Здесь по указанию В.И. Ленина был создан первый в стране заповедник.

За Астраханью в соленых водах Каспия заканчивает свой дол­гий путь Волга.

Режим реки Волги характеризуется следующими данными: замерзает река в верхнем и среднем течении в конце ноября, а в низовьях в начале декабря. Свободной ото льда она бывает около 200, а близ Астрахани около 260 дней. Вскрывается Волга у Астрахани в середине марта, к середине же апреля освобожда­ется ото льда до самого истока. Раньше Волга разливалась вес­ной, а летом сильно мелела; после постройки водохранилищ во­да накапливается в них и по мере надобности пропускается через плотины.

Итак, Волга дает огромное количество гидроэнергии, исполь­зуется для перевозки грузов и пассажиров. Ее речная система включает более 41 000 км сплавных путей и более 17 000 км судо­ходных. В ее водах водится более 75 видов рыбы, из которых промысловое значение имеют свыше 40 (вобла, сельдь, осетр, стерлядь, судак и др.).

Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским вод­ным путем: с Белым морем через Северо-Двинскую систему и Беломорско-Балтийский канал; с Черным и Азовским морями ее соединяет Волго-Донской канал имени В.И. Ленина.

Дон. Река Дон начинается со Среднерусской возвышенности, протекает по Восточно-Европейской равнине и впадает в Таган­рогский залив Азовского моря. В устье Дона довольно обширная дельта. Длина Дона 1870 км. На своем пути он принимает много сравнительно небольших притоков. Наиболее известны из них Северский Донец и Маныч. Уклон русла Дона очень незначителен, поэтому течение реки медленное и спокойное.

Если взглянуть на географическую карту, то видно, что Волга и Дон в районе Волгограда сближаются. Однако соединить их каналом без шлюзов было нельзя, так как уровень воды в реке Дон в этом месте значительно выше уровня воды в Волге.

На Дону, около станицы Цимлянской, там, где долина его су­жается, была воздвигнута плотина. У плотины донская вода под­нялась на 26 м и образовалось большое Цимлянское водохрани­лище длиной около 170 км. От Цимлянского водохранилища к Волге был прорыт судоходный канал с 13 шлюзами, 9 из них расположены на волжской стороне, 4—на донской.

От Цимлянского водохранилища вниз по течению Дона усло­вия судоходства коренным образом улучшены, и Дон стал до­ступным для прохода больших волжских судов. Все прилегающие к Волго-Дону земли, особенно по левобережью реки Дон и по ре­кам Салу и Манычу, покрылись обширной сетью оросительных каналов.

Волго-Донской канал имеет длину 101 км, из них 45 км он проходит по рекам и водохранилищам. На канале свыше 50 ин­женерных сооружений (13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 пло­тин и дамб и т.д.).

Народнохозяйственное значение канала огромно. Судоход­ным путем соединены пять морей. По каналу идут лес, уголь, соль, нефть, металл, хлеб и другие грузы. Гидростанция у ста­ницы Цимлянской дает большое количество электроэнергии. Во­да из водохранилищ используется для орошения и обводнения пахотных земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: