Практическое занятие

Тема занятия:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ.ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МАТЕРИАЛАМ: ФИЗИЧЕСКИЕ, ХИМИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Значение изучения темы: Одним из важных разделов ортопедической стоматологии является материаловедение. Стоматология – самая материалоемкая медицинская специальность, а ее ортопедическая часть лидирует в этом плане среди других профилей и специализаций. Стоматологическое материаловедение является прикладным разделом науки, направленным на создание новых и совершенствование многочисленных известных материалов, изучение их технологических и клинических свойств, имеющих отношение к стоматологической практике. Основные стоматологические материалы, кроме набора требуемых свойств, обладают побочными качествами, т.к. до сих пор не создано ни одного идеального из них. Поэтому клиническое материаловедение, помимо прочего, изучает взаимодействие материалов и организма человека. Клинические проявления взаимодействия организма больного и материалов, применяемых при протезировании полости рта, зависит от соматического и психического состояния, возраста, пола, характера и протяженности дефектов зубного ряда, состояния зубов и тканей пародонта и др. Следует учитывать, что основные материалы и протезы в своих клинических проявлениях взаимодействия с организмом дают, как правило, «суммарный» эффект, который, в большинстве случаев, представляет большие трудности для диагностики и лечения. Этот вопрос рассматривается в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Следует отметить, что многие стоматологические материалы могут оказывать механическое, токсическое или аллергическое воздействие на человеческий организм. В свою очередь, введенные в полость рта материалы подвергаются механическому, биологическому, физическому и химическому влиянию. Особенности этого взаимодействия должны хорошо знать стоматологи и зубные техники, чтобы предупреждать или уменьшать их проявления.

Цели обучения:

Общая цель.

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций:

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые аспекты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско – правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности новых современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).

Учебная цель:

- знать об основных и вспомогательных материалах, применяемых в ортопедической стоматологии, классификацию материалов, их основные свойства;

- уметь использовать материалы в соответствии с их назначением;

- владеть алгоритмом выбора материала при работе на клиническом приеме и в зуботехнической лаборатории

План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Самостоятельная работа по теме:

- курация больных;

- заполнение историй болезни;

- разбор курируемых больных.

Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.

Основные понятия и положения темы:

Каждый материал обладает определенным комплексом физических и химических свойств (плотность, температура плавления, электрическое сопротивление, водопоглоще-ние, способность вступать в химическое взаимодействие и т.д.). Стоматологическое материаловедение изучает лишь те свойства материалов, которые имеют прямое или косвен­ное отношение к стоматологической практике. Ни диэлект­рические, ни магнитные свойства полиметилакрилата не имеют значения для качества протеза. Такие же свойства, как прочность, водопоглощение, полнота конверсии моно­мера, непосредственно отражаются на качестве протеза.

Материаловедение — наука о строении и свойствах материалов.

Стоматологическое материаловедение является прикладным разделом науки, направленной на создание новых и совершенствование многочисленных известных материалов, изучение их технологических и клинических свойств, имеющих отношение к стоматологической практике.

Для изготовления зубного протеза любой конструкции используются материалы, которые условно можно разде­лить на две группы: основные и вспомогательные. Основ­ные или конструкционные материалы - материалы, из ко­торых непосредственно изготовляют зубные или челюстные протезы, аппараты (сплавы металлов, пластические и кера­мические массы и др.).

К основным материалам следует отнести:

1. Металлы и их сплавы на основе:

а) железа (нержавеющая сталь, припой для нержавеющей стали) используются для изготовления коронок, мостовидных протезов, кламмеров, ортодонтических аппаратов, литых деталей протезов, для пайки частей зубных протезов из нержавеющей стали;

б) золота (сплав 900 пробы, 750 пробы) используются для изготовления коронок, мостовидных протезов, кламмеров,бюгельных протезов, вкладок, полукоронок;

в) кобальта и хрома (сплав КХС используются для изготовления коронок, мостовидных протезов, кламмеров, бюгельных протезов, металлокерамических протезов;

г) никеля, серебра и палладия (Вирон, серебряно-паладиевые сплавы ПД – 90 и ПД - 150) - используются для изготовления коронок, мостовидных протезов, вкладок.

2. Керамику

а) стоматологический фарфор (Гамма, МК, Дуцера, Классик) - используются для изготовления коронок и металлокерамических коронок;

б) ситалл (Сикор) используются для изготовления коронок.

3. Пластмассы на основе:

а) акрилатов (этакрил, акрел, фторакс, акронил, бакрил) – используются для изготовления базисов съемных протезов, ортодонтических аппаратов, челюстно-лицевых протезов;

б) силиконов (синма, эладент, ортосил, боксил) – используются для изготовления искусственных зубов, фасеток, мягких подкладок, боксерских шин;

в) полихлорвинила (ортопласт) используются для изготовления челюстных протезов;

г) хлорвинила и бутилакрилата (эластопласт) – используются для изготовления боксерских шин;

д) акрилатов самотвердеющих (карбопласт, норакрил, редонт, редонт-02, редонт-03, протакрил) - используются для изготовления индивидуальных ложек, пломбирования зубов, ортодонтических аппаратов, временных шин при заболевании пародонта, перебазировки и починки съемных протезов.

4. композиционные материалы;

5. пломбировочные материалы.

Вспомогательными называют материалы, используемые на различных стадиях изготовления протезов:

1. Оттискные (твердокристаллические, эластические, термопластические) - используются для изготовления оттисков и гипсовых моделей.

2. Моделировочные (различные виды восковых моделировочных смесей) - используются для изготовления восковых базисов, прикусных окклюзионных валиков, моделировки зубных протезов и их частей, временного соединения частей протезов.

3. Формовочные (силаур, формолит, кристосил, силамин) используются для изготовления форм для литья металлов и сплавов.

4. Абразивные (алмаз, корунд, электрокорунд, карборунд, полировочные пасты (ГОИ, крокус), пемза, мел) используются для изготовления инструментов и материалов, используемых для шлифования зубов, металлов, фарфора, пластмассы.

5. Изоляционные (изокол, силикодент) используются как изолирующие покрытия на этапах изготовления протезов.

6. Легкоплавкие сплавы (Мелот) используются для изготовление металлических штампов.

7. Флюсы (канифоль, хлорид цинка бура, борная кислота) используются для паяния мягкими и твердыми припоями.

8. Кислоты (Хлористоводородная, серная, азотная) входят в состав отбелов.

9. Щелочи (гидроокись калия) используются для химической обработки литья.

10. Цементы (фосфат-цемент, цемент для фиксации протезов «Висфат», адгезор, фуджи, цементы двойного отверждения) используются для фиксации несъемных зубных протезов.

11. Спирт (этиловый) используется обработка поверхностей, обезжиривание, составная часть формовочных смесей.

12. Бензин (бензин АИ-93.А-76) горючая смесь для плавки, паяния и термической обработки металлов.

В последнее время была выделена еще одна группа материалов, называемых клиническими, Данная группа материалов является условной так как, эта группа материалов создана искусственно. В ее состав входят и вспомогательные (оттискные массы), и основные (пломбировочные) материалы. Кроме того, такие материалы, как полимеры, моделировочные воски, металлы, керамика, по сути дела, являются клиническими, так как с ними работает ортопед-стоматолог в клинике и они предназначены для долгосрочного пребывания в полости рта. Однако рождена эта группа ввиду чрезвычайной важности и распространенности указанных веществ, в стоматологической клинической практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: