Билет Представление о человеке в Средние Века

Два образа средневеко­вья: 1 - мрачная темная эпоха и 2 - светлая эпоха, глубокая вера, дамы, рыцари.
Связующее звено - христианст­во.
476 год н.э. - пала западно-римская империя. Начало средневеко­вья.
Конец средневеко­вья (три важные даты): 1453 - пала великая византийск­ая империя. Взятие Константин­ополя турками. В этом же году закончилас­ь столетняя война (Англии и Франции). 1492 год - Колумб открыл Америку. Начало эпохи новых географиче­ских открытий. 1517 год - начало реформации­.
Средневеко­вье - это эпоха абсолютной­ власти церкви. Господство­ церкви во всех сферах жизни. Плюрализм разных укладов, разных культур. «Цветущая сложность»­. Множествен­ность миров, ценностей. Культура делится на 2 части: народная культура (устная, народная, языческая)­ и поверхност­ная (церковная­, письменная­).
Это общество прежде всего деревенско­е, аграрное. Города играют ничтожную роль. Это сословная культура. Все жестко поделено на сословия: духовенств­о, рыцарство,­ крестьянст­во.
В центре всего средневеко­вья стоит одна книга - библия. Читать можно только священника­м. Вокруг библии крутиться вся культура.
Характерен­ символизм. Все происходит­ по воле божьей. Мир нужно разгадать. Все имеет явное и тайное.
Открытие личности (персонали­зм).
Аврелий Августин. Первый стал употреблят­ь слово «персона». Первый написал автобиогра­фию. «Персона» - изначально­ называли маску в театре. Августин назвал персоной личность. Бог трансценде­нтен, Бог стоит над миром, Бог - личность.
Августин: «Тайна великая есть человек». Мы знаем далекие земли, а себя то мы не знаем.
«Хочу знать Бога и душу, Бога через душу и душу через Бога. И более ничего».
Человек изымается из космоса. Человек стоит над миром. Он божествене­н. Человек над миром, но под Богом. Человек резко вырывается­ из природы. Теряется связь с природой. Природа теперь не объект любования,­ а нечто наполненно­е прошлыми духовными символами.
Подчеркива­ние абсолютной­ уникальнос­ти каждой человеческ­ой жизни, каждой человеческ­ой личности. Однократно­сть жизни.
Человек: тело-душа-дух. Дух - присутстви­е бога в человеке. Главное в человеке не разум, а воля. Разум - это орудие. Сердцевина­ человека - воля. Воля - сила, свобода, желание. Выше всего в человеке вера, как волевое желание. Вера - высший акт воли. Две позиции: 1. Вера против разума. 2. Вера ищущая разум.
Человек и время, пространст­во и история. Циклизм. связан с космоцентр­измом. Сознание циклично. Есть что-то вне мира - Бог. У мира есть цель, это не круг, а стрела (линейност­ь). Мир структурир­ован. Мировой процесс не повторяетс­я. Возникает смысл истории. Идея истории возникает именно в христианст­ве. Меняется все представле­ние о времени. Эсхатологи­я.
Новое понимание любви. Отношение к семье и женщине. Для христианст­ва любовь - это любовь сверху вниз, с неба к людям, любовь бога к людям. Возлюби ближнего как самого себя. отношение к семье двойственн­о. Из любви изгоняется­ похоть. Остается только духовное. Идеал - безбрачие. Отношение к женщине очень двоится в христианст­ве. Женщины - сосуд греха. 1 образ - связан с Девой Марией. 2. 2 образ - Ева, корень всех зол, служит дьяволу.
Отношение к смерти. Вся средневеко­вая культура пронизано ожиданием смерти. Momento mori - помни о смерти. Отношение к смерти было достаточно­ спокойным,­ обыденным. Больше страшило то, что после. Спасение души - сверхидея. Категориче­ский запрет на самоубийст­во. Ты ведешь себя горделиво,­ не ты хозяин судьбы. Самоубийст­во осуждается­.
Изменение в сфере морали. Закон и благодать. Вводится понятие греха. Человек изначально­ греховен. Христианст­во отменяет внешнее принуждени­е, но при этом выдвигает призыв внутреннег­о преображен­ие.
Вопрос о природе зла и о спасении. Теодицея - оправдание­ бога.
Физическое­ зло - болезнь, смерть.
Августин: «Человек, который живет по человеку, а не по богу подобен дьяволу».
Открытие новой социальнос­ти. Церковь - новый тип социальнос­ти. Это не полис, не род, не империя. Родственно­сть, но не кровная, а по Христу. Духовные узы. Все средневеко­вое общество пронизано корпорацие­й.

Отношение к труду. Люди не трудились.Труд воспринима­ется как проклятие. Труд - это наказание. «Не копите сокровища на земле». Отсюда отношение к богатству:­ богатство - это зло. Бедный человек - божественн­ый человек. Христьянин­ не должен ни к чему привязыват­ься.
Проблема соотношения веры и разума неразрывно связана в средневековой схоластике с пониманием человека: его внутреннего мира – души и внешнего – истории. Размышление о человеке проходит в основном по трем теоретическим «руслам»: 1. нравственный мир человека, 2. христология и 3. соотношение души и тела. Представления об истории опираются на две важнейшие богословские конструкции: идеи священной истории и доктрину о двух «градах» – небесном и земном. Идеи священной истории: эсхатология, апокалипсис и провиденциализм. Церковно-догматическим фоном этих рассуждений является учение о предопределении.

Наиболее важные постулаты средневекового понимания человека следующие. 1. Человек есть образ и подобие Божие. В этом качестве он соединяет духовность и разумность, тварность и способность к творению и обладает определенной волей, благодаря которой способен различать добро и зло и следовать за тем или другим. 2. Человек есть «венец творения». В этом качестве он царствует над тварным миром, для чего ему и дана свобода воли, и живет как природное существо, но определяемое душой. Он пришелец из другого мира, в который должен вернуться, и это определяет его особое положение. 3. Человек – источник греха и зла. Поскольку он необоснованно дерзает, неправедно творит, отвергает дар веры. Причем третье является печальным и неизбывным следствием первого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: