В культуре принято выделять ядро.Например Парсонс, Тойнби считает, что в религиозных верованиях соединятеся все остальные аспекты культуры.
Субкультуры. Некоторые культурные образования в рамках господствующей культуры в большей или меньшей степени оппозиционны. Например хипстеры, готы.Субкультурой может быть и политическая партия, и какая-л. секта. Субкультра дает человеку идентичность, смысл.
Контркультура. Противостояние (хиппи).
Теория разрабатывалась Чарльз Рейч, Теодор Розз.
60-е годы.
Господствующие ценности ведут в тупик. Объединяет разные идеи. Человек отказывается от господствующих ценностей. Не погоня за успехом, а погружение в себя.
Социокультурный подход складывался на протяжении становление методологии с конца ХVIII в. до конца ХХ в. В об-ве постоянно возникают противоречия между соц. отношениями и культурой, т.е. социокультурные противоречия. В любом соц. субъекте существует своя субкультура. Она содержит программу деятель-ти соответствующего субъекта. Под субкультурой имеется в виду культура некот-го субъекта как социокультурного целого. Специф. данного подхода закл. в том, что о культуре всегда идет речь как о чьей-то культуре. Cоциокультурной конц. можно считать концепцию «культурного ядра», разработанную в трудах А.И. Ракитова, по мнению кот. любую культуру следует рассматривать как 2хкомпонентную структуру – «ядро культуры» и «защитный пояс». При этом ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятель-ти, а также систему ценностей, выработанных в реальной ист. данного этнич., профессио-ого или религиозно-культурного целого. Эти специф. стандарты связаны с судьбой сообщества, его победами и поражениями, реальными усл., в которых оно формировалось, спецификой окр. природной среды, нац. привычками и теми цивилизацио-ми условиями, в которых изнач. формир-ось это ядро. Структурами, в кот. реализуется ядро культуры явл. фольклор, мифология, нац. и соц. обычаи, привычки, правила быт. поведения, традиции, обряды, осн. языковые структуры. Для сохран-ия ядра культуры в процессе истор-ого развития возникает особый культ. защитный пояс, кот. выполняет функцию фильтрующего механизма, пропускающего информацию, идущую из ядра во все структурные узлы соц. механизма, но при этом активно поглощающего информацию, поступающую в социум от др. культур. Ядро культуры при всей своей стабильности как информац-ное образование изм. и трансформируется гораздо медленнее, чем защит. пояс, и тем более чем реальная окр. соц.-технологическая среда обитания и жизнедея-сти данного социума
|
|