Со-бытийная общность: природа, функции, строение

Сначала о самом понятии «со-бытие» и о форме его написания. Этимологически «со-бытие» означает совместное бытие, совместное проживание. Отделение приставки «со-» подчеркивает совместность, принципиальную невозможность представить общность вне соучастия другого. Со-бытие ка'к совместное бы-тийствование в качестве своей семантической основы имеет слово «событие», как нечто значительное и важное в жизни человека. На наш взгляд, между этими значениями слов существует внутренняя связь: совместное бытие действительно есть встреча и событие в жизни людей.

Со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности. Со-бытие – это уникальная, внутренне противоречивая, живая общность двух людей. В со-бытии впервые ^рождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности и важнейший из них – рефлексивное сознание. Именно оно позволяет действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности.

Симбиоз– длительное сожительство организмов разных видов, лринося-шее им взаимную пользу; в педагогике и психологии – предельная форма психологической зависимости.
зации – другая крайность: здесь фактически отсутствуют связи (члены группы находятся только в отношениях друг с другом).

Со-бытие как форму общности мы отличаем по своему устройству от симбиотической сращенности и формальной организации. Напомним, что всякое человеческое объединение представляет собой систему связей и отношений. Но только в со-бытийной общности связи и отношения находятся в гармоническом единстве (рис.13). В.сим-биотической срашенности отношения практически отсутствуют, действуют только связи, и именно поэтому наблюдается их сращение. В формальной органи-

Полнота связей и отношений характерна для со-бытийной общности. Основная функция со-бытияразвивающая. Со-бы-тие есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности. При этом сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами – более сложными и более высокого уровня развития.


Рис. 13. Типы структурной организации общностей

Уже само рождение человека есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса обособления. Однако здесь происходит и противоположно направленный процесс. Ребенок еще долго находится в системе устойчивых непосредственных связей со взрослыми; но главное – многое из их совместной деятельности направлено как раз на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства.

Этот противоположный обособлению процесс можно обо-

175

значить как отождествление. В ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что в принципе является фундаментальным условием становления индивидуальности. В процессе отождествления происходит восстановление и порождение новых связей, что фактически лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры.

Единство и противоположность обособления и отождествления и есть постоянно действующее, живое противоречие со-бы-тия, задающее и направляющее весь ход становления и развития человеческой субъективности, есть общий механизм этого развития. Выработка новых средств в одном процессе становится предпосылкой разворачивания другого и наоборот. Важно, что, Пока совершается развитие, исходное противоречие не может разрешиться окончательным образом.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. В психологических исследованиях и опытным путем было
установлено, что при комплектовании экипажа космического ко
рабля нельзя ориентироваться только на взаимную симпатию.
Но и производить набор экипажа только на основании их про
фессиональной компетентности также нельзя.

Какие критерии отбора для экипажа корабля вы бы предложили? Каких дополнительных качеств у членов группы требует длительная изоляция от других людей?

2. Психолог А.В.Петровский утверждает, что «социально-
психологический облик группы первичен, черты ее лидера вто
ричны».

Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением?

3. Специальные исследования показали, что большая часть
подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовер
шеннолетних, находится в изоляции в своем классе

На какие выводы наводят эти данные?

4. Как вы полагаете, может ли (со-бытийная) общность пре
вратиться в социальное объединение (формальную организацию)
и наоборот? Каковы возможные причины и условия этого? Под
берите известные примеры такого превращения.

Литература для чтения

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., 1988.

Гоэман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Лобрович А В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М., 1987.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г Путь к коллективу. М., 1988.

Парыгин БД. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М, 1982. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история М., 1979. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

Слободчиков В.И Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1988. №6.

Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.

177


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: