Основные направления и методологические принципы краеведения

В зависимости от целей и задач, а также масштабов исследования используются разные методы изучения края:

Ø литературный

Ø картографический

Ø архивный

Ø статистический

Ø экспедиционный (полевые наблюдения)

Ø археологические раскопки

Ø анкетирование

Ø встречи с ветеранами, участниками событий

Ø фото и киносъемка, зарисовки

Ø аудиозаписи

Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа:

– работу с картой;

– поиск и изучение всевозможных материалов и документов;

– организацию научной экспедиции;

– обработку материалов и обобщение результатов исследования.

Все полученные таким образом материалы обобщаются, систематизируются, проверяются на достоверность. Цель исследований – характеристика края в целом, определение перспектив его развития.

Для создания комплексной характеристики края необходимо его изучение в разных аспектах и направлениях: историческом, природоведческом, экономическом, искусствоведческом.

Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края.

По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.

Объектами исследования краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.

Памятники истории можно разделить на 2 большие группы. К первой относятся документы (фотографии, кинокадры, статистические данные и т. п.), вещественные предметы (орудия труда, предметы быта, личные вещи, оружие, одежда и т. п.), памятные места, разнообразные сооружения (архитектурные, культовые, инженерные). Ко второй группе относятся памятники, созданные с целью увековечивания событий (монументы, обелиски, стелы, мемориальные доски и т. п.)

В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:

Ø познавательный – приобретение знаний о крае;

Ø преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;

Ø ценностно-ориентационный – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;

Ø коммуникативный – развивает навыки общения, потребность поделиться полученными знаниями.

Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.

Определенная территория изучается по следующему плану:

1. Географическое положение

2. Рельеф

3. Климат

4. Гидроресурсы

5. Почвы

6. Растительный и животный миры

Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:

Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;

Ø население края;

Ø населенные пункты.

Хозяйство края представляет собой совокупность его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, жилищного и коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др.

Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.

Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-худо­жествен­ному населению.

Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:

Ø подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;

Ø памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.

Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.

Произведения архитектуры – памятники материальной и духовной жизни. Изучаются характерные для края архитектурные сооружения, местные строительные материалы и техника, назначения сооружений, причины возникновения и связь с историческими условиями.

Произведения народного творчества представляют особый интерес. Они связаны с бытом, образом жизни и трудом людей, дают возможность представить истоки и своеобразие местной культуры.

Искусствоведческое краеведение изучает:

Ø природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов;

Ø специфику промыслов: материалы, технику, технологию;

Ø связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями;

Ø утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;

Ø особенности развития современного народного искусства, традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: