Битум для заливочных аккумуляторных мастик

Асфальтобетон — распространённый строительный материал. Применяется для устройства автомобильно-дорожных и аэродромных покрытий, эксплуатируемых плоских кровель, в гидротехническом строительстве. Получается в результате затвердевания уплотнённой асфальтобетонной смеси. Асфальтобетон изготавливают на асфальтобетонном заводе.

Асфальтобетонная смесь

Смесь асфальтобетонная состоит из оптимально подобранных:

минеральных материалов: щебня (либо гравия), песка (природного или дроблёного) с тонкодисперсным минеральным порошком(либо без него);

органического вяжущего материала: битума (раньше также использовался дёготь, но был запрещён к использованию в черте города, а позже и вовсе исключён из производства).

Составляющие асфальтобетонной смеси перемешиваются в нагретом состоянии.

Обычно асфальтобетон применяется для строительства покрытий автомобильных дорог и аэродромов или для устройства полов в промышленных зданиях.

Основные типы

Согласно ГОСТ 9128-2009, асфальтобетонные смеси и асфальтобетон ы по виду минеральной составляющей (каменного материала) разделяются на щебеночные (состав: щебень, песок, минеральный порошок, битум), гравийные (гравий, песок или песчано-гравийный материал, минеральный порошок и битум) и песчаные (песок, минеральный порошок, битум).

По вязкости битума, входящего в состав и допустимой температуре при укладке в покрытие смеси подразделяются на:

горячие (связующее — вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы), укладываются с температурой не менее 120°С;

холодные (связующее — жидкие нефтяные дорожные битумы), укладываются с температурой не менее 5°С.

К основным свойствам асфальтобетона относят: предел прочности при сжатии и растяжении, водостойкости, химическую стойкость, удобообрабатываемость.
Прочность при сжатии определяют на гидравлических прессах при температуре 50, 20 и 0°С. С повышением температуры прочность асфальтобетона понижается. С увеличение вязкости битума в пределах рекомендуемых марок дорожных битумов прочность асфальтобетона увеличивается.

Водостойкость. При взаимодействие асфальтобетона с водной средой изменяются его структурно-механические свойства – прочность, пластичность и др.
Асфальтобетоны, приготовленные с использованием основных горных пород и шлаков, имеют большую водоустойчивость, чем приготовленные с использованием кислых пород. На качество асфальтобетона значительное влияние оказывает влажность свежеприготовленной смеси: чем она выше, тем качество асфальтобетона хуже. Применение сухих и чистых материалов повышает водостойкость асфальтобетона. Минеральные материалы, обработанные активатором (известь, поверхностно-активные добавки, малые дозы дегтя), также способствуют повышению водостойкости асфальтобетона.
Химическая стойкость – способность асфальтобетона сохранять постоянный групповой состав вяжущего материала. Химическая стойкость отражает способность асфальтобетона и, в частности, его вяжущей части сопротивляться процессам старения. Процессы старения, изменение группового состава битума возникает под влиянием окисления, свата, нагревания, испарения легких фракций и др. Старение вяжущего материала снижает эксплуатационные качества асфальтобетонного покрытия, делая его более хрупким, а поэтому новее стойким к ударным нагрузкам и пониженным температурам окружающего воздуха. Старение асфальтобетона и его вяжущего компонента проверяется методами тепловой обработки или длительного прогрева, испытанием образцов на погодоустойчивость в натурных и искусственных условиях.
При проектировании следует строго учитывать условия, в которых будет работать асфальтобетон, так, например, присутствие минеральных солей в воде (сульфат магния, натрия) даже в малых количествах, например до 1%, может сравнительно быстро разрушить структуру асфальтобетона.
Удобоукладываемость. Свойства асфальтобетона во многом зависят от качества приготовленной и уплотненной смеси. Смесь, предназначенная к укладке в горячем состоянии, должна иметь хорошую удобоукладываемость. Существенное влияние на подвижность смеси оказывает вязкость битума. Чем больше вязкость битума, тем менее подвижна будет смесь и тем больше потребуется механических усилий для ее оптимального уплотнения. Подвижность и рыхлость асфальтобетонной смеси зависят от ее структуры, количества битума и качества минерального порошка. Смесь, обладающая хорошей удобоукла-дываемостью, равномерным слоем распределяется асфаль-тоукладчиком, быстро формируется при уплотнении.

Основные этапы укладки асфальта:

Размягчение асфальтовой смеси при высоких температурах (на асфальтобетонном заводе или в специальном устройстве около объекта строительства).

Равномерное распределение на поверхности и разравнивание посредством спецтехники.

Застывание асфальтового состава.

Подготовка к укладке начинается с удаления части грунта, после чего производится уплотнение под основу. На сыпучих грунтах добавляют вспомогательные вещества, востребованными являются битум или цемент. Они служат для укрепления основания под дорожное полотно. Обычно удаляют большой слой почвы вплоть до суглинка, чтобы создать нормальную рабочую поверхность. Для этого используют бульдозеры.

Грейдерами разравнивается поверхность основания, которое необходимо для укладки асфальтобетона. Подстилающий слой наносится поверх, он состоит из песка с высокой степенью фильтрации. Поверх устраиваются слои щебня или гравия, это допускает практически каждая технология укладки асфальта, они придают всему покрытию прочности. Актуальны также смеси щебня и песка. Сначала укладывается слой из крупного щебня, затем из мелкого камня и песка. Каждый слой потребует утрамбовки, заливается отдельно горячим битумом.

Заключительный слой состоит из асфальтовой или асфальтобетонной смеси. В них обычно используется минеральный порошок, песок, щебень и битум. Для устройства верхнего слоя применяют спецтехнику – асфальтобетоноукладчик. Он может быть легким или тяжелым, гусеничным или колесным.

сфальтобетонные смеси и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов.

Кровельные материалы. Условия работы кровельных материалов и требования, предъявляемые к ним. Виды кровельных материалов (рулонные, штучные, мастичные), их свойства и области применения. Гидроизоляционные материалы и условия их работы. Виды гидроизоляционных материалов. Мастичная гидроизоляция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: