При прохождении по пазовым проводникам обмотки якоря тока I а на каждом проводнике, в результате взаимодействия тока с магнитным полем, появится электромагнитная сила F эм. Совокупность всех электромагнитных сил на якоре, действующих на плечо, равное радиусу сердечника якоря, создаст на якоре электромагнитный момент М (Н·м).
, | (3) |
где | - конструктивная постоянная. |
Электромагнитный момент машины М при ее работе в двигательном режиме является вращающим, а при генераторном режиме – тормозным по отношению к вращающему моменту приводного двигателя.
Подставив из формулы ЭДС в формулу электромагнитного момента выражение основного магнитного потока Ф=Е а /(С е ·n), получим еще одно выражение электромагнитного момента:
М=[60 /(2Π·n)]Е а ·I а =9,56 Р эм /n = Р эм /ω, | (4) | |
где | ω = 2Π·n /60 – угловая скорость вращения, рад /с; | |
Р эм = Е а ·I а –электромагнитная мощность МПТ, Вт. |
Из последней формулы М следует, что в машинах равной мощности электромагнитный момент больше у машины с меньшей частотой вращения якоря.
Реакция якоря