Краеведение.экзамен

1. Под «Краеведением» понимается ПРОВОДИМОЕ НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ПРИРОДНЫХ И РЯДА ДРУГИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ В КОМПЛЕКСЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАКОЙ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ (СЕЛА, ГОРОДА, РАЙОНА, ОБЛАСТИ И Т.Д.). Краеведение всегда являлось первоосновой знаний и охватывало почти все сферы человеческой деятельности, служило прогрессу общества.
В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Любовь к Родине, стремление самоотверженно служить своему народу, сохранять его язык, культурное и историческое наследие, обычаи и традиции невозможно без детального изучения родного края. Курс «Краеведение Беларуси» является составной частью теоретической подготовки будущих специалистов экскурсоводов, туристических агентов. Он включает широкий спектр вопросов общеобразовательного, познавательного и методико-методологического характера. В содержание курса заложены возможности расширения кругозора учащихся, формирования их научного мировоззрения, навыков исследовательской работы.
Предусмотрено знакомство учащихся с памятниками археологии, истории и культуры Беларуси, народными традициями, праздниками, обычаями, обрядами, бытом, фольклором Беларуси.
В процессе преподавания курса будут реализовываться задачи, как образовательные, так и воспитательные.
Краеведение способствует гуманитарной подготовке учащихся, воспитанию высоких морально-этических качеств. Принципы краеведения целиком соответствуют патриотическому воспитанию молодежи.
Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи. Наиболее массовой формой краеведения в СССР было школьное.
Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Для этого используются документы архивов, материалы и документы экспедиций, музеев, краеведческая литература, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, литературные источники. Краеведы-любители занимаются определенными объектами изучения (колхоз, предприятие, город, район, область и т.д.)
Участие в краеведческой работе духовно обогащает людей, содействует углублению общего образования, прививает навыки глубоких самостоятельных наблюдений и исследований.
Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся, а так же подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных краеведческих исследований в самостоятельной экскурсионной работе.
Главная задача данного курса – это история исследований прошлого Беларуси, вплоть до железного века населенных близкими между собой балтскими племенами, ассимилированными затем славянами, а позднее в эпоху раннего средневековья на базе этих племен составивших три отдельные древнерусские княжества – Полоцкое (кривичи),Смоленское (кривичи и радимичи), Турово-Пинское (дреговичи).
Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности. Мы будем уделять внимание тем, часто безвестным, деятелям прошлого, которые в той или иной степени проявили интерес к истории края и его древностям.

2. Виды краеведения: Географическое,Историческое,Литературное,Экологическое,Биологическое.

3. Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.
Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций школьники участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населенных пунктов, экономику края.
В Беларуси школьные краеведческие кружки начали создаваться еще в годы гражданской войны. В начале 20-х гг. краеведческая работа развернулась в школах Минска, Полоцка, Орши и других городов.В 1930 году краеведение было введено в программу педагогических вузов.
1 съезд краеведов в 1926 году призвал развертывание под руководством учителя. Краеведческий принцип заложен в краеведческой работы в школе, организовывая школьные музеи, школьные кружки краеведения. К началу 1930 года в Беларуси насчитывалось 333 краеведческие организации. Большое место в системе краеведения отводилось военно-патриотическому воспитанию молодежи. Значительную работу в этом направлении проводят краеведческие музеи республики. Кроме лекций, докладов, выставок, они организовывали походы по местам боев, посещение братских могил. Музеи помогали школам повысить качество учебно-воспитательной работы, организовывали специальные выставки, экскурсии, давали консультации по истории и географии родного края.
Краеведческая работа формирует у учащихся бережное отношение к историческим памятникам родного края, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, позволяет комплексно изучить природу, население, хозяйство своей местности, способствует осмыслению закономерностей развития природы и общества на местном материале, способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности, сознательному выбору будущей профессии.
Сущностью школьного краеведения является всестороннее изучение учащимися определенной территории родного края в рамках школьной программы. Он же является ведущим в организации внеурочной работы. Урочное и внеурочное краеведение тесно связаны между собой, так как оба вида работы включают в себя следующие компоненты: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.
Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.
Рассматривают школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Существует следующая схема, отражающая систему школьного краеведения:
Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Практически нельзя представить одно направление работы без другого

4. Неисчерпаемые потенциальные возможности в изучении истории и культуры родного края таит в себе археология, одна из самых молодых гуманитарных наук. Ее объект — вещественные памятники прошлого.

Археологический источник обладает свойством объективно отражать историческое прошлое, так как сам является непосредственным отзвуком истории. К нему в свое время прикоснулись руки наших предков,вложили в него свой труд, пользовались им в своейпрактической деятельности. Не только материальная деятельность, но и духовные начала человеческой жизни, сложные явления общественных отношений, этнические процессы и т. д. запечатлелись в археологическом источнике. Ученые научились расшифровывать закодированные в нем данные об историческом процессе. Знакомство с методикой изучения вещественных источников и практика непосредственной работы с ними позволят и краеведу с успехом использовать этот вид исторических памятников для изучения истории края.Для Белоруссии ценность археологического материала приобретает особое значение в силу того, что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно — в основном в эпоху Древнерусского государства. Да и это время представлено в летописях крайне скудно.
Белоруссия — страна древней, богатой, сложной и самобытной культуры. На ее территории соприкасались различные народы, и ключ к решению многих исторических проблем, связанных с происхождением ряда народов, лежит в исследовании археологических памятников. Особое значение в связи с этим приобретают массовое изучение археологических памятников, кропотливое накопление разнородного материала, его количественные характеристики. Принимая во внимание трудоемкость археологических исследований, требующих значительного времени, можно оценить те большие возможности, которые таит в себе привлечение к археологическому поиску большой армии краеведов. Их деятельность не только помогает восстановить картину исторического прошлого отдельных мест и регионов, но и дает материал для больших научных обобщений.

Историческое прошлое может быть реконструировано на базе одних только археологических источников.

Это прежде всего относится к так называемому дописьменному периоду истории, охватывающему несколько
десятков тысяч лет. Для археологических источников нет недоступных исторических периодов, как бы далеко от наших дней они не находились.

Но не только дописьменный период является объектом археологического изучения. Более близкие к нашим дням эпохи вследствие недостаточности письменных источников также с успехом изучаются по материальным остаткам. Большой интерес представляет история отдельных населенных пунктов, древних городов.

8. Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих свое культурно-бытовое единство. Люди, относящиеся к одному народу, проживают совместно на одной территории или отдельными группами среди других народов. Каждый народ создает культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека. Культуру каждого народа подразделяют на материальную и духовную.

К материальной культуре относят орудия труда, хозяйственные постройки, средства передвижения, жилище, одежду, украшения, предметы домашнего быта, т.е. все то, что сделано руками людей.

В понятие «духовная культура» включают народные знания, народное творчество, религиозные верования, т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей.

Бытом в этнографии называют устоявшиеся формы общественной и личной жизни людей.

Каждый народ имеет своеобразные черты как в материальной и духовной культуре, так и в быту. Изучение культуры и быта народов есть главная задача этнографической науки.

Как историческая наука этнография использует различные источники, в которых содержится информация о культуре и быте народов в прошлом и настоящем.

К таким источникам относятся:

письменные свидетельства, как рукописные, так и опубликованные

коллекции предметов, хранящихся в музеях

полевые этнографические материалы, которые собираются во время непосредственных контактов с изучаемым народом. Этот вид источников является самым важным в этнографии.

Первые этнографические сведения о древнем населении, проживавшем на территории Беларуси, содержатся в древнерусских источниках. В «Повести временных лет» упоминаются этнические общности, обитавшие в раннем средневековье, накануне образования Древнерусского государства в Полесье, верхнем Понеманье, Подвинье и Поднепровье (дреговичи, кривичи, радимичи). Автор «Повести временных лет» ставит вопрос о происхождении этих общностей, указывает некоторые особенности их образа жизни. В древнерусских источниках имеется также много сведений о быте населения в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности. В период позднего средневековья этнографические сведения о населении Беларуси, которая находилась в это время в составе ВКЛ, а затем Речи Посполитой, сохранились в местных летописях, многочисленных инвентарях, записках путешественников, иностранных послов.

Интерес к этнографии Беларуси усилился после воссоединения Беларуси с Россией. В начале 19 в. в Беларуси побывала экспедиция В.Севергина, собравшая много ценных материалов о традиционных формах хозяйства и материальной культуре белорусов. На развитие этнографических исследований в Беларуси большое влияние оказало возникшее в 1845 г. Русское географическое общество. Оно составило программу по сбору этнографических сведений, которая была разослана во многие места России, в том числе и в Беларуси. Наиболее крупными этнографическими работами о Беларуси, выполненными по программе, были труды А. Киркора, сделавшего этнографический обзор Виленской губернии («Этнографический взгляд на Виленскую губернию» и Н. Анимелле, описавшего быт крестьян Витебщины(«Быт белорусских крестьян»).

В 6-70-е гг. 19 в. много сведений о Беларуси публиковалось на страницах губернских газет, в памятных книжках и описаниях белорусских губерний. Наиболее ценным является описание Гродненской губернии, в котором дается характеристика экономического положения крестьянской семьи.

Важными источниками для этнографии служат труды крупных представителе белорусской этнографии П.И.Шейна («Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»), Н.Я.Никифоровского («Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии»), Е.Р.Романова («Белорусский сборник», «Могилевская старина»). В этих работах помещены описания материальной культуры, обрядов и верований белорусского крестьянства, их фольклор.

Описанию быта и материальной культуры жителей Полесья посвящены работы белорусских этнографов А.К.Сержпутовского («Земледельческие орудия Белорусского Полесья», «Бортничество в Белоруссии»), И.А.Сербова («Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг.», «Белорусы – сакуны»). В исследованиях характеризуются поселения, усадьбы, жилища, одежда местных жителей, отмечаются как общие, так и локальные особенности в материальной культуре Полесья.

Этнографический материал о быте белорусского народа были обобщены в дореволюционный период в труде выдающегося ученого Е.Ф.Карского «Белорусы», в котором сделан анализ развития белорусской этнографии, исследованы вопросы происхождения белорусского народа, дан анализ традиционной и духовной культуры белорусских крестьян.

После Великой Октябрьской революции в Беларуси создается научно-исследовательский центр по изучению народной культуры. В 1922 г. был открыт Институт белорусской культуры, в котором образована секция этнографии, которая потом переименована в кафедру этнографии. После реорганизации Института белорусской культуры в Академию наук БССР кафедра этнографии была преобразована в сектор этнографии. Была развернута работа по изучению материальной культуры, производственного, общественного и семейного быта, духовной культуры белорусского народа, проводилась большая собирательная работа, организовывались этнографические экспедиции.

Собранные материалы по этнографии Беларуси включали 70 единиц описаний и фольклорных текстов, около 10 тыс. фотоснимков, 2 тыс. предметов, которые предназначались для этнографического музея. Все материалы были уничтожены во время ВОВ немцами.

После войны научный центр по изучению этнографии Беларуси был восстановлен. Исследования вел сектор этнографии и фольклора Института истории Академии наук БССР. В 1957 г. был создан Институт искусствоведения, этнографии и фольклора.

Начинается исследование жизни сельских жителей Беларуси, был обследован колхоз «Большевик» Хойницкого района Гомельской области. Истории сельскохозяйственной техники, сельских поселений, усадеб, жилищ, одежды белорусов посвящены фундаментальные коллективные исследования белорусских этнографов «Белорусское народное жилище», «Народная сельскохозяйственная техника белорусов», «Белорусская народная одежда».

В 70-е г. проводилось исследование народных промыслов Беларуси. Рыболовный промысел в историко-этнографическом очерке «Рыболовство в Белоруссии» подробно описал И.Н.Браим, рассказав о традиционных рыболовных орудиях белорусов, особенностях традиционной рыболовной техники, исследовал быт рыбаков в прошлом и в советское время.

Плодотворно велось в 60-е – 70-е гг. исследование быта рабочего класса Беларуси. В эти годы были изданы книги В.М.Иванова «Очерк быта промышленных рабочих дореволюционной Белоруссии», «Очерк демографии, социологии и быта рабочего класса Советской Белоруссии», «Новое время – новая жизнь».

Большое значение для этнографических исследований имело создание обобщающих трудов, в которых всесторонне охарактеризованы быт и культура белорусов на протяжении длительного исторического периода, исследованы крупные проблемы белорусской этнографии. Это такие работы как «Белорусы», выполненная коллективом специалистов по белорусской этнографии, М.Я.Гринблат «Белорусы» о происхождении и ранних этапах этнической истории белорусского народа, Е.И.Корнейчик «Белорусская нация», в которой рассматривается развитие белорусского народа в эпоху капитализма и в советское время.

Важное значение для краеведения имеют методы сбора полевых этнографических материалов. Для этого применяют стационарный и экспедиционный методы.

Стационарный метод предполагает длительное изучение быта и культуры населенного пункта, это может быть несколько месяцев, год и даже несколько лет. Этот метод предполагает проживание исследователя в течение всего этого срока в населенном пункте, который он изучает. Сведения, собранные стационарным методом, очень надежны, так как исследователь имеет возможность в течение этого срока проверить свои наблюдения и навыки, собрать наиболее полные сведения о всех сторонах жизни местного населения, о явлениях быта, которые требуют длительного наблюдения.

Экспедиционный метод заключается в кратковременном пребывании исследователя в одном или нескольких населенных пунктах. При этом методе непосредственные контакты исследователя продолжаются несколько недель, месяц и гораздо реже несколько месяцев.

Применение экспедиционного метода позволяет в более короткий срок изучить большую группу населения, обследовать большую территорию.

И при стационарном, и при экспедиционном методах работы исследование ведется посредством личных наблюдений, бесед с местными жителями, фиксации материалов.

Полевая работа включает сбор этнографических предметов, характеризующих быт местного населения.

Личным наблюдением называется такой прием работы, когда этнографические сведения собираются посредством целенаправленного визуального наблюдения. Все сведения, полученные посредством личных наблюдений, фиксируются в полевом дневнике. Дневник обязательно должен иметь титульный лист, на котором указывается название этого полевого документа, фамилия, имя и отчество того, кто ведет дневник. Все страницы дневника должны быть пронумерованы. Перед каждой записью ставится дата, когда записываются сведения – число, месяц, год, а также указывается место записи. Если в течение дня записи велись в разных местах, то обязательно указывается каждое новое место записи. Если заполняется несколько дневников, то каждый дневник помечается порядковым номером. Полевой дневник заполняется разборчивым почерком.

Очень важным видом полевой работы является беседа с местными жителями, которых за сообщаемые ими сведения о культуре и быте населения края, в научной литературе называют информаторами. Успешное применение этого вида работы предполагает умелый подбор информатора. Для беседы необходимо подбирать таких людей, которые могут дать наиболее полную и правдивую информацию о быте в прошлом, в современный период. Запись бесед фиксируется в полевой тетради, для которой рекомендуется использовать, как и для полевого дневника, толстую тетрадь с прочными обложками.

Тетрадь должна иметь титульный лист, на котором указывается название документа (полевая тетрадь), номер (если полевых тетрадей заполняется несколько), фамилия, имя, отчество того, кто вел записи. Все листы полевой тетради нумеруются. Запись беседы с каждым новым информатором начинается с нового листа. Перед изложением содержания беседы обязательно указывается место записи (селение, сельский совет, район, область), необходимые сведения об информаторе (фамилия, имя, возраст, профессия), дата записи, фамилия, имя, отчество того, кто вел запись. Запись беседы в полевой тетради должна быть четкой.

Кроме записей в дневнике, тетради, сведения о культуре и быте населения фиксируются посредством зарисовок, чертежей, фотографирования. Этот вид полевой работы чаще всего применяется для сбора информации о предметах материальной культуры. Рисунки, чертежи обозначаются порядковыми номерами. При фотографировании указывается номер пленки, номер кадра.

Во время полевой работы по мере возможности ведется сбор этнографических коллекций, которые затем передаются в историко-краеведческие музеи. Коллекции представляют собой подлинные этнографические предметы. Исследователь должен собирать не разрозненные вещи, а комплекс вещей, характеризующий ту или иную сторону быта, определенные виды хозяйственных занятий.

12. С конца 16 до конца 18 веков Несвиж являлся некоронованной столицей белорусских земель. Здесь, в резиденции Радзивиллов, во многом определялась политика Великого княжества Литовского, а затем(особенно в 18 в.) и всей Речи Посполитой. Здесь концентрировалась хозяйственная жизнь, огромные богатства, мощные военные силы, иногда больше, чем у самого короля. События Второй мировой войны привели к полному культурному опустошению радзивилловских коллекций. Теперь, планируя обновление Несвижа как национального музея-заповедника, начинать собирание его исторических ценностей нужно практически с нуля, выяснять, что и где сохранилось у соседей, чтобы его совместно использовать или вернуть, если на то есть юридическое право или добрая воля организаторов. Как уже упоминалось в печати, примерно 30 тысяч дел Несвижского архива хранятся в Беларуси, остальные – в Польше, Литве, Украине.
Национальный исторический архив Беларуси является одним из самых крупных хранилищ документов рода князей Радзивиллов, который относится к числу наиболее могущественных магнатских родов. На протяжении многих столетий они играли исключительно важную роль в политической, социально-экономической и культурной жизни Беларуси, Литвы,Польши, Украины. Этот род находился в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями Великого Княжества Литовского, Польши, Западной Европы.
Во всех владениях Радзивиллов имелись свои архивы, но основным местом хранения документов рода являлся Несвижский архив. Он был со­здан в 1551 г. в соответствии с привилеем великого князя Великого Княжества Литовского, короля Польши Сигизмунда II Августа Николаю Ра­дзивиллу Черному на устройство государственного архива для хранения главных привилеев, данных Литовскому княжеству. Некоторые исследователи считают этот документ фальсификатом XVIII в.
В Несвижском архиве хранились жалованные грамоты великих князей Великого Княжества Литовского и привилеи королей Польши Радзивиллам на имения и староства, статуты и привилеи частновладельческих городов, имущественно-хозяйственные и финансовые документы Главного управле­ния имениями, ординаторских управлений, имений и фольварков Несвиж­ской. Клецкой, Мирской и Давид-Городокской ординаций, Койдановского и Слуцкого княжеств. Среди документов архива — переписка князей Ра-дзивиллов по служебным, военным и личным вопросам; биографические документы (родословные книги, генеалогические таблицы, брачные кон­тракты, дарственные, завещания и др.). Кроме документов, относящихся не­посредственно к роду Радзивиллов, в Несвижском архиве хранились также материалы родственных Радзивиллам родов — Завишей, Флемингов, Вит­генштейнов.
Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивил­лов. Витгенштейновская часть состояла в 90-х годах XIX в. из 334 360 до­кументов. Радзивилловская, приведенная в порядок архивариусом Симоно­вичем и хранителем архива Богушем-Шишко в 70-х. годах XIX в., заключа­ла в себе пять отделов:
1. Письма— 217 800 шт;
2. Семейные (фамильные) акты — 14 800 документов;
3. Пергаменты — 1 246 шт.;
4. Историко-политические сборники и сеймовые диариуши (дневники) — 15000шт;
5. Смесь — 6 600 документов.
Всего: 589 206 документов.
Радзивиллы заботились о своем архиве. По свидетельству заведующего рукописным отделением Виленской публичной библиотеки Гильтебрандта и заведующего археолого-нумизматическим отделением Виленского музея Миротворцева, работавших в 1867 г. в Несвижском архиве, «...содержимое Несвижского архива приведено в подробную известность, т. е. описан каж­дый документ, помимо описей обращает на себя внимание порядок до­кументов, который можно называть примерным. Любой документ посетитель найдет на том месте, какое этому документу назначено по описи».
Исторические катаклизмы XX в. трагически сказались на судьбе архи­ва. Единый некогда архивный комплекс оказался разделенным.
После октябрьской революции 1917 1. князья Радзивиллы вывезли часть документов Несвижского архива в Варшаву, где последние находились вначале во дворце Януша Радзивилла, а затем были перемещены на ул. Маршалковскую. Осенью 1939 г. после воссоединения Западной Беларуси в едином государстве, Несвижский архив был перевезен в Минск и передан АН Беларуси. Всего из Несвижского архива было привезено около 30 тонн материалов, что в пересчете на погонные метры составляет около 100 метров.
Каталогов и описей материалов архива выявлено не было. Только в одном документе сохранилось описание материалов Несвижского архива. Это - документ в форме рукописной брошюры, написанной по-польски, под названием «Очерк Несвижского архива» (Варшава, 1935) Болеслава Таурогинского, где указано, что материалы архива разделены на 30 разделов. Согласно «Очерку», в состав Несвижского архива входили:
- Архивные материалы Великого Княжества Литовского ХУ1-ХУШ вв. и дипломатическая переписка князей Радзивиллов с князьями, короля­ми и монархами от Александра Великого князя Литовского (1501) до последнего польского короля Станислава Августа (1797). Среди этой переписки есть письма Петра 1 за 1707 г., Екатерины II за 1790-1795 гг., Марии Федоровны за 1814-1819 гг. и др.
- Архивные материалы духовных и религиозных организаций, в большин­стве своем находившихся на территориях и землях, принадлежавших Радзивиллам.
- Разные хозяйственные материалы радзивилловских имений, экономий и предприятий, а также фамильный архив Радзивиллов.
Однако не все материалы Несвижского архива хранились в Несвижском замке.
часть архива (20 разделов из 30) осталась в Варшаве. В связи с этим Президент АН Беларуси весной 1940 г. обратился в ЦК КПБ и СНК БССР с просьбой о принятии мер для возвращения материалов Несвижского ар­хива из Варшавы.
Начало Великой Отечественной войны и оккупация Минска не позволили решить вопрос о возвращении архива князей Радзивиллов из Варшавы, а также своевременно эвакуировать привезенные материалы Несвижского архива и они остались в Минске.

14. КОНСТАНТИН ТЫЗЕНГАУЗ (1786-1853) – природовед, просветитель, родился в местечке Жолудок на Гродненщине. Принимал участие в войне 1812 года против Наполеона. После войны полностью посвятил себя научной деятельности в области орнитологии.
Он увлекался живописью, был учеником художника Яна Рустема.
В своем поместье - Поставы, на Гродненщине, создал картинную галерею, орнитологический музей, в котором было собрано несколько тысяч копий птиц из Беларуси, Литвы и Украины.
При музее была значительная библиотека, которая состояла из книг по орнитологии, а также редких памятников польской письменности, ценного сбора гравюр и семейного архива, документы которого начинались с 13 в.
После смерти Тызенгауза дело по поддержке музея и библиотеки и их пополнении продолжил его сын Рейнольд (1830-1880). После его смерти экспонаты орнитологического музея по завещанию покойного были переданы Виленской орнитологической комиссии, при которой был создан орнитологический кабинет. Библиотека осталась в Поставах у наследников. В 1914 г. семейный архив Тызенгаузов передан в библиотеку ординации Пшаздецких в Варшаве. В годы Первой мировой войны библиотека Тызенгаузов была перевезена из Постав в Смоленск. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

ЮРЫЙ и АДАМ ЧАРТОРЫЙСКИЕ (1770-1861) – политические деятели Польши и России, происходили из аристократического (княжеского) рода Великого Княжества Литовского, представители которого в 15-18 вв. занимали высшие должности в княжестве. Родились в Варшаве в семье Адама Казимира Чарторыйского, кандидата на трон Речи Посполитой в 1763-1764 гг., двоюродного брата короля Августа Понятовского.
Получили прекрасное образование европейских педагогов. Адам принимал участие в военных действиях РП против России в 1792г., из-за этого эмигрировал в Англию и не смог принять участие в восстании Т. Костюшко. Поместья Чарторыйского были конфискованы, а императрица Екатерина 2 обещала вернуть их потомкам, если молодые Чарторыйские приедут в Россию к ней как заложники.
В 1792 г. братья Чарторыйские приехали в Петербург, где Адам сблизился с будущим императором великим князем Александром Павловичем. После смерти императора Павла Адам работал в «тайном комитете» при особе императора Александра 1, где обсуждались задуманные императором переустройства России. На протяжении всей дальнейшей жизни Чарторыйский назначался попечителем Виленской образовательной округи и помощником государственного канцлера С.Воронцова.
Чарторыйский выступал за восстановление польско- литовского государства в династической унии с Россией в границах 1772 г. Из-за этого возникали периоды непонимания между ним и Александром 1.
С 1831 г. Чарторыйский до конца своей жизни живет в Париже.
На протяжении всей жизни Чарторыйский собирал рукописи и книги, которыми пополнял родовую библиотеку в своем поместье в Пулавах. Его усилиями в 1810 г. в Стокгольмской Королевской библиотеке и университете Упсалы были приобретены сборы книг и рукописей отечественной тематики. Он искал книги в монастырях, архивах, приобрел библиотеку саксонского посла в Петербурге, часть библиотеки Чапского и других.
В 1824 г. библиотека в Пулавах насчитывала около 2 тысяч рукописей и около 40 тысяч книг. Часть библиотеки Чарторыйского в 1831 г. вывезена в Петербург. В эмиграции Чарторыйский был одним из основателей в 1838 г. библиотеки эмигрантов в Париже. Он автор книг на польском языке «Мемуары князя Адама Чарторыйского», патриотической элегии «Бард польский», «Жизнь Юлиана Урсина Немцевича», польского писателя и публициста, который выступал за освобождение крестьян от крепостного права.

16. Возрастающий интерес к нашей истории в начале 19 в. отразился в ряде прави­тельственных распоряжений. 6 июля 1804 г. Синод издал указ о розыске в синодальной и монастырской библиотеках русских летописей, которые надлежало передавать в недавно образованное Московское Общество любителей древностей российских при Московском университете. Не­смотря на эпоху наполеоновских войн, 10 марта 1806 г. последовал указ Александра I главноуправляющему экспедицией кремлевского строения П. С. Валуеву об улучшении сохранности сокровищ мастерской и Оружей­ной Палаты.

Все это касалось в основном музейных коллекций. Но вот в 1810 г. были предприняты первые исследования курганов Литвы и Беларуси с научной целью. Руководил этими работами военный инже­нер, будущий известный историк Литвы Теодор Нарбут. (1784-1864 гг.) Нарбут родился в имении Шавры Лидского уезда, сейчас это Вороновский район. В 1803 г. заканчивает петербургский кадетский корпус военных инженеров в Петербурге. Занимается исследованиями Немана в группе гидрографа Энтельвейна. Участвует в войне России и Пруссии против Франции, а затем в русско-шведской. В боях его контузило так, что почти потерял слух. Руку прострелило, затем получил штыковое ранение. Больше в боях он не участвовал. Строительство Бобруйской крепости - один из главных проектов его жизни. Во время возведения фортификационных сооружений увлекся раскопками. Еще одним стимулом в изучении прошлого стало знакомство с книгособирателем из Быхова, в собрании которого находилась уникальная рукопись 16в. Выйдя в отставку и поселившись в своем имении Шавры, всерьез занялся историческими исследованиями. Публикация «О курганах» положила начало научным работам. Правда, многие ученые обвиняли Нарбута в том, что он выдумывает первоисточники и много фантазирует. Похоже, не без того, Нарбут увлекался преданиями и легендами, да и специального образования не получил. Но все же его заслуги перед исторической наукой несомненны: он – автор десятитомной «Древней истории литовского народа»- первого фундаментального исследования о современной истории белорусского и литовского народов, о ВКЛ. Следует отметить, что Нарбут опубликовал «Хронику Быховца» и в Друскининкае основал водолечебницу.

Главная роль в исследовании археологических древностей Беларуси принадлежала графу Н. П. Румянцеву, коллекция древностей которого составила обширнейший (так называемый Румянцевский) музей и при нем громадную библиотеку.

Н. П. Румянцев был сыном знаменитого полководца П. А. Румянцева-Задунайского. Посвятил себя дипломатической карьере. Выйдя в отставку (1814 г.) с пожизненным званием государственного канцлера, он обращается к научным разысканиям и в конце концов сколачивает вокруг себя кружок исследователей-энтузиастов. Последние 12 лет жизни Н. П. Румянцева были «самой блистательной эпохой изыскания наших древностей. Вся тогдашняя историческая деятельность сосредоточивалась около этого великого человека и патриота и жила более или менее значи­тельными его пожертвованиями». Сам граф уже давно занимался отечественной историей и еще в 1793 г. издал по-французски «Краткий очерк русской истории». Открывать и исследовать древние памятники...— такова была задача кружка. Со смер­тью Н. П. Румянцева (1826 г.) кружок распался.

Интересовался древней городской топогра­фией, монетами и вещами «первобытных времен» и т. д. Н. П. Румянцев интересовался раскопками. Особый интерес проявлял Н. П. Румянцев к древностям Беларуси, где он имел свою сеть корреспондентов и где у него было основное имение.

Исследованием Рогволодова камня (Рогволодов камень вблизи Орши с датой— 1171) занимался Егор Францевич Канкрин - образованнейший человек своего времени, проживший сложную и разнообразную жизнь со взлетами и па­дениями.

Один из основателей Русского географического общест­ва, ученый-статистик, библиограф, академик, а тогда еще только чиновник почтового ведомства, П. И. Кеппен и его помощник Иван Андреевич Гарижский были первыми, кто попытался исследовать по письменным и вещественным памятникам (Рогволодов камень) историю одной из интереснейших белорусских земель. Ученых интересовали предметы с «несомненными» признаками древности и, прежде всего, с надписями (на камнях, ювелирных изделиях и т. д.).

Со всеми справками исторического характера путешественники были вынуждены обращаться к монахам-иезуитам (они еще пребывали в Полоцке и были изгнаны из Беларуси в следующем году), монахи же показывали то, что считали нужным. В результате им даже не показали (или не сказали) о существовании креста Евфросиньи Полоцкой XII в. с надписями, датой и подписью мастера (крест этот в то время находился в Софийском соборе, принадлежавшем униатам.

В Орше путешественники осмотрели Борисов камень, с которого сделали рисунок.

В 1821 г. П.Кеппен опять приезжает в Полоцк на средства Н.П.Румянцева. Здесь он осмотрел «дубовый крест, оправленный серебром около 1161 г. пожертвованный святой Ефросиньею. Дальше он описывает Ефросиньевскую церковь, делает заключения на время постройки церкви, сравнивая ее с церковью 12 в. в Старой Ладоге

Очень интересны заметки Кеппена о древнем Бельчицком монастыре в Полоцке.

П.И.Кеппен в своих заметках о Полоцком княжестве приоткрывает первую страницу изучения древних памятников в Беларуси и в этом его основное значение

17. Основоположник славянской и белорусской фольклористики Зориан Яковлевич Даленга-Ходаковский (настоящее имя Адам Чарноцкий) родился в 1874г. около деревни Гайна Логойского района. Работал адвокатом в Минске, работал во многих книгосборах, в том числе и у Чарторыйских, изучал древние белорусские акты и грамоты в минских архивах. За участие в восстании ученый вынужден был всю жизнь скрываться под псевдонимом и жить с выдуманной биографией. Ходаковский много путешествовал, собирал археологический материал, записывал обряды, песни и диалекты, исследовал городища.

Наиболее актуальна и в наше время работа ученого «Славянство и христианство» (1818), где впервые показана уникальность древнеславянской обрядовой культуры и место фольклора в ней в дохристианский период.

Большинство собранного ученым фольклорного материала находится в Украине, России и Польше и не опубликовано.

Фольклорный материал Ходаковского параллельно со сбором серба Вука Караджича- первый и самый богатый сбор фольклора славянских народов по количеству записей и по объему охваченной территории, а работа ученого- начало систематизированной записи с научным исследованием фольклора славянских народов. Его исследования стали основой для определения прародины славян, славянского этногенеза.

Основная идея Ходаковского – славянские народы были детьми одной славянской колыбели. В своих трудах Ходаковский отмечает, что народ сохранил без изменений древние традиции, обряды предков, что на нашей земле существуют следы язычества, которыми не следует пренебрегать. Привел примеры празднования на территории Беларуси Радуницы, а на Виленщине Дзядов, как языческой традиции поминания предков.

Первым предложил описывать городища, что распространились от реки Камы и до Лабы (Эльбы), от северной Двины, до Балканских гор и Адриатического моря, идентифицировать их названия и таким способом устанавливать границы расселения славян. Путешествуя по польским, украинским, белорусским и российским землям собрал информацию о названиях городищ, составил словарь.

Обратил внимание, что большинство названий повторяются. А имена древних божеств являются первоначальными проявлениями, взятыми не с иностранных «лексиконов», а происхождение их более древнее. Другими словами, происхождение связывал с индоевропейским прошлым. З.Д.Ходаковский был первым из современников, кто относил происхождение славянских народов к индоевропейцам, и предлагал искать корни своего языкового не на западе, а на востоке, в прошлом Индии. Это был смелый шаг вперед в научном подходе, который со временем становится значительным в исследованиях ученых санскрита.

З.Д.Ходаковский считал необходимым передавать названия так, как их употребляют местные жители, а не с ошибками, характерными для отечественных составителей географических карт. Подчеркивал, что одинаковые названия имеют множество толкований.

Особого внимания заслуживает высказанное им мнение о происхождении названия города Туров. Критически отнесся к теории происхождения названия от легендарного, персонифицированного Тура. З.Д.Ходаковский приводил примеры из этнографических песен Белорусского Полесья, южной России, Украины и Мазовии, где довольно часто упоминается один из героев народного эпоса.

З.Д.Ходаковский теоретически очертил границы расселения большинства славянских племен: кривичей, полоцких кривичей, древлян, лютичей, волынян, полян, дреговичей, радимичей и др.Происхождение славян выводил от названия «слава».

З.Д.Ходаковский предлагал проводить археологические исследования древних захоронений, городищ, в которых находят при земляных работах остатки орудия и сожженные кости.
З.Д.Ходаковский проявил себя как блестящий исследователь- лингвист. Он проанализировал происхождение славянского слова «князь» и констатировал, что данным титулом у славян изначально называли духовных языческих личностей, имеющих соответствующую светскую власть, а не «едущий на коне».

Научное наследие З.Д.Ходаковского была фундаментом в изучении прошлого народов, что живут рядом с Беларусью. Исследовал в различных направлениях: этнографии, археологии, географии, языкознании, топонимики.

19. НАПОЛЕОН ОРДА (1807-1883) – композитор, пианист, педагог, писатель, художник, деятельность которого связана с Беларусью и Польшей. Родился в д. Варацевичи, Пинского уезда, Минской губернии в семье инженера-фортификата. Закончил Свислочскую гимназию и поступил в Виленский университет, из которого исключен за участие в тайном студенческом товариществе «Заряне». Участник восстания 1830-1831 гг.
Жил в эмиграции в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, где усовершенствовал мастерство игры на фортепиано у Ф.Шопена, дружил с А.Мицкевичем.
В 1856 г. вернулся на родину в Варацевичи, жил в Гродно, часто путешествовал по Беларуси и Литве. Как результат этих путешествий известен своими зарисовками архитектурных памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Польши, Литвы. Эти рисунки он делал карандашом, акварелью, сепией. Его пейзажи отличаются поэтичностью и романтической возвышенностью. Архитектурные зарисовки отмечаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для истории архитектуры. Только на Беларуси им сделано больше чем 200 таких рисунков. В этой серии рисунки белорусских городов Гродно (более чем 20), Витебска, Полоцка, Минска, Могилева, Новогрудка, Пинска, Несвижа, Каменца, Сенно, Чашников, Гомеля, Свислочи, Друи, Освеи, Пружан и др.
Историческую ценность имеют зарисовки памятников, которые не сохранились до наших дней или частично разрушены или перестроены: замки в Крево(Сморгонский р-н), Гольшаны(Ошмянский р-н), Мир (Кореличский р-н), Гераненах (Ивьевский р-н), Смолянах (Оршанский р-н), Новогрудке, Пинске, Каменецкой башни, Горы-Горецкого земледельческого института, дома – крепости в Гайтюнишках (Вороновский р-н), поместий и дворцов в Бешенковичах, Логойске, Пружанах, Деречине и т.д. Среди его зарисовок памятники культовой архитектуры: Борисоглебская церковь в Гродно и Новогрудке, Софийский собор и Спасо-_Ефросиньевская церковь в Полоцке, монастыри базилианский в Жировичах (Слонимский р-н), Троицкий в Слуцке, кастелы в Свислочи, Кобрине, Ишкольце (Барановичский р-н), Гнезно (Волковысский р-н), Койданове (Держинский р-н), Ружанах (Пружанский р-н), Желудок (Щучинский р-н).
На основе его зарисовок и акварелей художником А. Мисуревичем созданы и выпущены в Варшаве литографии (260 графических рисунков в 8 сериях). Большое количество рисунков Н. Орды сохраняется в Национальном музее в Кракове.

20. Адам Карлович Киркор – человек большой учености и энергии, он оставил огромное количество печатных трудов. Ряд архивов обладает его неопубликованными рукописями, письмами к известнейшим ученым и т.д., но его разносторонняя деятельность изучена еще мало, даже место его рождения оспаривалось.

Он родился в 1819 г. в Могилевской губернии и принадлежал к роду старинной, осевшей здесь татарской шляхты, корни которой уходили в 16 в. Киркор закончил Могилевскую гимназию, затем поступает в Виленский Дворянский институт, который и заканчивает экстерном.

В 1846 г. он уже советник казенной палаты, побывал в Петербурге и опубликовал «Петербургские впечатления», где описал некоторых столичных деятелей.

С 1849 г. как член Губернского статистического комитета А. Киркор смог уже вплотную заняться белорусской (литовской) историей и краеведением. Редактируя «Памятные книжки» губернии (1850-1854), он поместил там обширнейшие материалы по истории и статистике края, уделяя особое внимание белорусским уездам: Лидскому, Ошмянскому и Виленскому.

В 1856 г. открыт Виленский музей и при нем Временная археологическая комиссия, где Киркор становится хранителем музея и секретарем комиссии. Все это время он пытается получить разрешение на издание «Литературного журнала» в Вильне. Но разрешения не последовало. Скопившиеся труды удалось издать в шести непериодических сборниках «Виленский портфель», в одном из которых было помещено первое описание истории Минска (автор - Вл. Сырокомля, к которому ушла жена Киркора, актриса Елена Маевская). Из-за публикации в 1858 г. письма участника восстания 1830-1831 г. эмигранта И.Лелевеля, издание было закрыто.

Родившись в Беларуси, зная хорошо народ, Киркор мечтал о возрождении белорусского языка, культуры и литературы. В 1858 году он писал о своей «славянской идее»:

«Пусть русский, поляк, чех, словак и так далее будет верен своей национальности, пусть не чуждается и уважает национальность всех других родовых кровных племен…

Пусть видит залог благоденствия и средство сохранения своей национальности в тесном союзе со своими братьями-славянами, пусть собственные интересы соединит крепкою и неразрывною цепью с интересами всего славянского мира – тогда только мы угостим счастливую будущность и шагнем вперед по пути умственного развития». В условиях того времени эти идеи ученого были прогрессивны в высшей степени. Вокруг виленского издателя и ученого сплотилось в то время много передовых деятелей культуры тех мест, на его литературных субботах можно было встретить поэта Вл.Сырокомлю, В. Боротынского, В.Дунина-Марцинкевича.

В виленский период (1858) вышла крупная работа Киркора «Этнографический взгляд на Виленскую губернию», которая давала правильное представление о жизни белорусов Виленской губернии. Много времени Киркор уделял археологии, в частности раскопкам – им было раскопано свыше тысячи курганов, вещи из которых он передал в Виленский музей. Много курганов было раскопано вместе с братьями Тышкевичами на Логойщине.

Для определения этноса погребенных людей Киркор пытался привлечь погребальный обряд: «Система могил убеждает нас, что литовец глубоко зарывал дорогие останки своего сочлена глубоко в землю, кривичанин клал их на самой поверхности, насыпая курган сверху, чернорусин укладывал их в середине кургана, литовец сжигал на костре».

В январе 1863 г в Королевстве Польском, Литве, части Беларуси и правобережной Украины началось польское восстание, жестоко подавленное в 1864 г М.Н.Муравьевым. Наступившая следом реакция вскоре обрушилась и на деятелей науки. А.Киркор в конце восстания был разорен, лишен права издания «Виленского вестника», был разгромлен Виленский музей и археологическая комиссия (1865).

Киркор вывез свою типографию в Петербург, где рассчитывал заняться издательским делом. 27 ноября 1868 г. под редакцией Киркора выходит газета «Новое Время», в которой «неоднократно появлялись резкие и неприличные отзывы о действиях управления в Царстве Польском и западных губерниях, постоянно перепечатывались из иностранных газет превратные и даже враждебные сведения о высоких правительственных лицах и положении дел в нашем отечестве» (из официального предупреждения взяты слова).

Газета была задумана оригинально и с большой пользой для «Западно-русского края», но расходы превысили доходы с нее.

Все имущество А.Киркора пошло с молотка за бесценок, было «расхищено, растащено», как писал он сам. Он тайно уезжает в Краков, дело о банкротстве тянулось 10 лет. Киркор был оправдан.

Конец ученого трагичен. Оторванный от родины, в полном одиночестве, ежедневно борясь с нищетой и всегда на пороге голода, он – член Краковской академии - издавал одну работу за другой, причем большая часть их была посвящена Беларуси.

Наиболее крупными были белорусский том в издании «Живописная Россия»(1882) и две книги по истории современной русской и славянской литературы.

А.Киркор последние годы часто болел и жил в большой бедности. Умер в 1886 г. Свои сборники и рукописи он завещал краковскому Национальному музею. Сейчас его архив хранится в Ягелонской библиотеке в Кракове, часть архива хранится в Национальном государственном архве Литвы в Вильнюсе.
Труд А.Киркора «Живописная Россия» представляет проникновенный рассказ о Беларуси – ее народе, памятниках и истории. Ее полное название: «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Киркор описывает Литовское полесье в которое входили губернии: Виленская, Ковенская и Гродненская и Белорусское полесье в которое входили губернии: Минская, Могилевская, Витебская и Смоленская. Это были земли Западной и Южной России.

Литовское Полесье представлено в жанре очерков:

1. Первобытные времена Литовского полесья.

2. Народности Литовского полесья и их жизнь

3. Литовский язык и литовская мифология.

4. Природа древней Литвы.

5. Современная природа Литвы.

6. Исторические судьбы Литовского полесья.

7. Просвещение и народное творчество в Литве.

8. Город Вильно.

9. Городские поселения в Литве.

Белорусское полесье также представлено в виде очерков:

1. Памятники времен первобытных.

2. Следы язычества в праздниках, обрядах и песнях.

3. Народная жизнь.

4. Исторические судьбы Белорусского полесья.

5. Умственные силы и средства образования.

6. Природа Белоруссии.

7. Долина Припяти.

8. В Белорусском полесье.

9. Витебская губерния.

10. Могилевская губерния.

Все очерки сопровождаются графическими рисунками художников Дмоховского, Каразина, Крашевского, Гоголинского, Панова, Подбельского, Пржикорского, Голембиевского, Тернера.

21. Шпилевский Павел Михайлович (1823-1861), псевдонимы Древлянский, Знакомый человек, Барон Икс – белорусский этнограф, писатель, публицист и театральный критик.

Родился в деревне Шипиловичи, Бобруйского уезда, Минской губернии в семье православного священника. Рос, деля игры с деревенскими ребятишками. Затаив дыхание, слушал сказки няни-крестьянки. Белорусский язык был для него родным, народные легенды, поверья, песни – первыми впечатлениями детства.

Отказался от церковной карьеры. Преподавал. Постоянный сотрудник ряда петербургских периодических изданий. Писал журналистские обзоры, музыкальные и театральные рецензии. Имел репутацию тонкого ценителя и знатока театра. Пробовал силы в литературе – он автор рассказов, повести «Цыганенок(1855) и пьесы «Дожинки» (1857).

Шпилевский еще в ранней юности увлекся изучением народного быта. Собирал образцы устного народного творчества, изучал историю белорусского края.

Павел Шпилевский принадлежал к тому поколению белорусской интеллигенции, которое начало серьезно задумываться над судьбой родины. В этой среде пробуждался интерес к корням, истории народа, его поэтическому творчеству. Павел Шпилевский стал первым русско-белорусским писателем, громко заговорившим на страни­цах русской печати от имени белорусов. В рукописи остался словарь живого белорусского языка, составленный Шпилевским.

Особое место в творческом наследии Шпилевского занимает серия очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», опублико­ванная в «Современнике» в 1853—1855 годах. Именно эта работа стала визитной карточкой писателя, принесла ему известность в литературных кругах.

В «Путешествии...» раскрылись сильные стороны дарования Шпилевского. Он — писатель-этнограф, и в этом особенность его таланта. Счастливо сочетать научные и художественные интересы Шпилевский смог именно в «Путешествии...». Форма путевых записок позволила соединить красочные описания пейзажей, бытовые зарисовки с научными рассуждениями, экскурсы в историю с лирически­ми монологами. В центре его внимания — не описание самой поездки, пусть она и реально состоялась, а возможность доступным для читатель­ского восприятия способом дать как можно больше информации о Белоруссии, крае богатой истории, талантливого народа, самобытной мифологии.

Во времена Шпилевского в русском обществе формируются официальная концепция «западнорусизма». Шпилевский расширил также границы представлений об истории Белоруссии. В поисках сведений о прошлом белорусских городов и местечек он обращался к русским и белорусско-литовским летописям, старинным грамотам и актам, сочинениям польских хронистов XVI века М. Стрыйковского, М. Вольского, А. Гваньини, трудам А. Нарушевича, Н. Карамзина, И. Даниловича, И. Григоровича, М. Балинского, Т. Нарбута, Е. Тышкевича. Ставя перед собой цель собрать, подчас по крупицам, сведения, рассыпанные в разнообразных источниках, писатель подходил к отбору исторических фактов более романтически, чем критически,— об этом не должен забывать современный читатель. Исторические сюжеты «Путешествия...» в основном компилятивные, отражают уровень науки того времени и стремление автора расставить свои акценты в рассказе о прошлом.

Получивший фундаментальное православное образование, человек русской культурной ориентации, Павел Шпилевский останавливает внимание читателя на истории православия в Белоруссии, его противосто­янии католической, униатской церквам и реформаторским течениям. Следуя официальной русской точке зрения, он обрушивается на иезуитов, «униатский раскол», «кальвинов». И все же не это главное в исторической концепции писателя, а то, что подчас противоречило попыткам связать национальную самобытность белорусского народа лишь с православием. В поисках корней самобытности народа Шпилевский чаще обращается к дохристианской эпохе и там находит неоспоримые, с его точки зрения, доказательства этнической, исторической, культурной самостоятельности белорусов, их права занять достойное место в семье народов. Заслуга белорусского народа перед славянским миром, считал писатель, в том, что он сохранил чистоту славянских начал и древнего языка. Поэтому он умилялся всякий раз, когда находил в быте белорусов элементы патриархального уклада (который, к великому сожалению писателя, рушился на глазах). Поэтому идеализировал крестьянина — хранителя обычаев и языка. Белорусскую фольклорную и языковую стихию Шпилевский вплетал в ткань своих беллетризированных очерков, и белорусский язык приобретал у него значение языка, который может, не стесняясь своего «низкого» происхождения, соседствовать с развитым литературным русским языком.

Рассказывая в «Путешествии...» о белорусском крестьянине, автор старался не замечать противоречий крепостной деревни.

Особую ценность представляют те страницы «Путешествия...», где автор рассказал о том, что хорошо знал и видел собственными глазами. Это сведения о ярмарках и архитектуре белорусских городов и местечек, о населении, об особенностях ведения сельского хозяйства. Писатель развернул перед нами целую панораму сельской трудовой жизни, ввел читателя в жилище крестьянина, рассказал о его болезнях. Любопытны беглые зарисовки социальных типажей того времени: помещик, шерак, водпанок, шпектор-губернер. Интересны описания помещичьих «реду­тов», замечания о культурных запросах образованного общества.

Сосредоточивая свое внимание на белорусах, Шпилевский не выпустил из поля зрения и представителей народов, многие века живших рядом с ними. Он рассказал об истории появления в крае татар и цыган, их образе жизни и занятиях, коснулся быта евреев Белоруссии, живших скученно, (но и бесправно в отведенной им русскими царями черте оседлости.

Сегодня кое-что в рассуждениях Шпилевского может показаться наивным, а что-то и неприемлемым. Представитель своего времени сословия, писатель разделял и предрассудки, им свойственные. Он повторил ряд догм русской официозной науки того времени.(как возврат исконно русских земель, препятствие объективному взгляду на историю униатской церкви, отрицание достоинства магдебургского права).Но важно выделить то главное в творчестве Шпилевского, что определило само время: острый интерес ко всему белорусскому, неустанная деятельность по изучению и пропаганде народных традиций. В исто­рию культуры он вошел как писатель, отстаивавший самобытность белорусского народа.

Творчество Шпилевского, отчетливо отразив важные сдвиги в развитии национального самосознания белорусского народа в середине XIX века, само активно влияло на этот процесс. Писатель принял участие в таком важном и необходимом этапе формирования национальной культуры, как осознание, изучение и освоение народных традиций.

Подвижническая деятельность Павла Шпилевского на ниве белорусо-ведения и та страстная настойчивость, с которой он стремился привлечь внимание к Белоруссии, были замечены современниками и высоко оценены потомками — исследователями истории, этнографии, фольклористики, литературы, журналистики и театра. «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» давно стало настольной книгой для многих поколений белорусоведов. После первой публикации в «Современнике» в 1853—1855 годах оно было отпечатано отдельным изданием в 1858 году в Петербурге. Выдержки из него поместил «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» (1854). В двадцатые годы нашего столетия отрывки из «Путешествия...» в переводе на белорусский язык опубликовал М. И. Горецкий в «Хрэстаматы1 па беларускай л1таратуры». Главу «Минск белорусский» поместил в своей книге «Пошук1 1мя» (1978) Г. В. Киселев, много сделавший для восстановления жизненного и творческого пути писателя-этнографа.

«Путешествие по Полесью и белорусскому краю» переиздана и нынешний читатель знакомится на языке оригинала.

Все географические названия приведены в том варианте, в котором они были известны Шпилевскому или даны в «Современнике», поместившем его произведение.

Не раз современный читатель вздохнет, пробегая глазами строки о «живительном» воздухе, «девственной», или, как бы сейчас сказали, экологически чистой Белоруссии тех времен. С любопытством узнает, что в Свислочи водились бобры, минская ветчина не уступала по качеству знаменитой вестфальской, а торговцы буквально хватали прохожих на улицах, заманивая их в свои лавки. Интересно вглядеться в силуэты старых городов — Минска, Бреста, Несвижа, Кобрина, Мира, Борисова, Логойска — и попытаться угадать в них знакомые контуры, увидеть прошлое в лицах и красках, повторяя в воображении путешествие, которое началось в середине прошлого века в варшавской конторе дилижансов.

22. Михаил Осипович Без-Корнилович (1796-1862) – белорусский историк, краевед и этнограф, военный топограф, статистик, генерал-майор русской армии.

Родился в Могилевской губернии, в дворянской семье. Отец рано умер, значительную материальную помощь вдове оказывал двоюродный брат отца - военный топограф С. И. Корнилович.

Вторая четверть 19 в. была временем обширных топографических съемок европейской России. За руководство топографической съемкой Бессарабии (1816-1823 гг.) С. И. Корнилович получил чин генерала. Его влияние на племянника (воспитанием которого он руководил) было так велико, что племянник пошел по его пути.

Под руководством М.О. Без-Корниловича в 1831-1847 гг. проводилось топографическое и военно-статистическое изучение Минской, Новгородской, Витебской, Минской, Волынской губерний и Белостоцкого округа. Занимаясь съемками, Без-Корнилович одновременно проявлял глубокий интерес к истории, этнографии, статистике края, которым он занимался, и результаты своих занятий отражал в печати.

Во время посещения Беларуси М. О. Без-Корнилович собирал исторический и этнографический материал, на основе которого была издана книга «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» (1855), в которой дан полный обзор историко-экономической жизни городов и местечек Витебской и Могилевской губерний.

Целью книги, скромно говорилось в предисловии, является «ознакомить читателей с Белоруссией, а также доставить материалы тому, кто примет на себя труд составить о ней подробное описание».

После экскурса в историю Полоцкого княжества на основе летописей (18 страниц) автор посвятил 32 страницы истории Витебска и его древностям, рассматривал далее земли западных уездов Витебской губернии (ныне Литва), выделив 35 страниц истории Полоцка и его памятникам, переходил к другим городам Витебской губернии, затем к Могилеву и городам его губернии и заканчивал книгу обширными этнографическими сведениями о Беларуси (ее национальном составе, занятиях населения, верованиях). Упоминает автор и белорусские курганы, «из которых только малая часть раскопана – остальные уцелели, в особенности на тех местах, где время вырастило лес».

Территорию Белоруссии ограничивал Витебской и Могилевской губерниями, остальные земли называл Литвой.

Белорусами считал только «наследников кривичей».

О белорусах говорил, как про особенный народ и ставил их в единый ряд с соседними народами.

Отмечал сплоченность Полоцкой земли в 1230- 1240-е годы в борьбе с немецкой агрессией.

Доказывал происхождение великого князя ВКЛ Витеня из рода полоцких князей.

Дал довольно объективную характеристику белорусского народа, описал его тяжелую жизнь, однако как помещик-крепостник для улучшения крестьянского хозяйства предлагал сселять крестьян в большие деревни, сохранять патриархальные семьи и даже объединять в одну семью (один двор) небольшие семьи соседей.

Отдельные разделы книги описывают народные обряды, обычаи, производственную деятельность, народную метеорологию.
М.О.Без-Корнилович пользовался обширным кругом источников: Я.Длугош, М.Стрыйковский, А.Гваньини, Н.М.Карамзин, даже Екатерина Вторая. Использует он и свидетельства населения (например, о бегстве жителей из Витебска в 1812 г.).

Н.Чернышевский считал эту книгу «не бесполезной для тех, у кого под руками нет хорошего сбора книг по русской истории».

М.О. Без-Корнилович автор военно-статистического обозрения «Витебская губерния» (1852), где при описании городов в исторических справках сообщает об остатках древности, о земляном укреплении в Городке, где видны каменные фундаменты, свидетельствующие о существовании на том месте каменного замка.

Огромное влияние на научные интересы М.О.Без-Корниловича оказал его талантливый младший брат декабрист А.О.Корнилович. К следственному делу декабристов М.О.Без-Корнилович не привлекался, но был к ним близок. Переписка его с братом началась тогда, когда брат сидел в Петропавловской крепости и продолжалась до смерти А.О.Корниловича в 1834 г. на Кавказе. Брат-декабрист из тюрьмы побуждал М.О.Без-Корниловича к научным занятиям.

Книга М.О.Без-Корниловича «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии и присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» не прошла незамеченной и получила несколько рецензий в тогдашних журналах «Отечественные Записки» и «Северная Пчела». Рецензенты сходились на том, «что книга господина Без-Корниловича любопытна и полезна». Она не была совершенной, но она была первой, где рассказывалось о западнорусских землях и их истории и в этом ее большое значение.

23. Владислав Сырокомля (1823-1862), настоящая фамилия Кондратович Людвиг, белорусский и польский поэт-гуманист, писатель, публицист, этнограф, собиратель белорусского фольклора. Взял себе псевдоним от родового герба.

Родился в фольварке Смольгов, Бобруйского уезда Минской губернии в семье белорусской шляхты.

Детство провел в арендованных фольварках Смоличи, Яськовичи,Кудиновичи, Мархочовщина на Минщине.

Начальное образование получил дома. В 1833 г. начал учебу в Несвижской доминиканской школе, которую через три года закрыли. Он переводится в доминиканскую школу в Новогрудке, которую заканчивает в 1837 г., некоторое время помогал родителям по хозяйству дома и начинает писать стихи.

С 1840-1844 гг. работал в канцелярии управления радзивилловскими имениями, где получил возможность познакомиться с классической литературой, периодикой, архивами Радзивиллов, с местными эрудитами – выпускниками Виленского университета, пользоваться их книгосборами, посещать литературные вечера. Кроме этого, он заносил в дневники местные легенды, рассказы о прошлом Несвижа и его аристократических хоз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: