Учебно-воспитательная работа

ОТЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

* * *

Дневник педагогической практики

 

Дневник педпрактики – рабочий документ студента-практиканта. Он является официальным отчётным и контрольным документом, по которому руководители практики могут су­дить о её ходе и результатах. Форма ведения дневника произвольная. Его начинают вести с установочной конференции в университете. В нём студент ежедневно фиксирует свою педагогическую деятельность, анализирует каждый день в школе: ознакомительная, организационная, учебная и воспитательная работа, внеклассная работа по специальности, данные наблюдений по изучению отдельных учащихся и классного коллектива, материал для написания курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы, замечания и реко­мендации руководителей практики, собственные выводы, обобщения по проведённым им урокам и внеклассным мероприятиям, краткий анализ посещённых уроков и внеклассных мероприятий. 

 

 

Примерная форма дневника педагогической практики

Д н е в н и к

Педагогической практики

 

студента (ки) ____ курса художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета

_________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

 

Педагогическая практика проводится в ________________________ классах

средней школы № _______ г. Москвы в ___________________учебном году

с _________________ 200 г. по ____________________ 200 г.

 

На первых страницах дневника записываются, как правило, резуль­таты общего ознакомления с учебно-воспитательным процессом школы, класса, отражается изучение школьной документации. К этим данным в период практики студент будет обращаться не раз, поэтому имеет смысл вести их особенно разборчиво:

 

Факультетский руководитель практики ___________________________

Групповой руководитель практики (методист по изобразительному

искусству) _________________________________________________

Учитель изобразительного искусства _____________________________

Классный руководитель ________________________________________

Директор школы ______________________________________________

Заместитель директора _________________________________________

Адрес школы__________________________________________________

Расписание уроков учителя изобразительного искусства.

Расписание уроков студента в закреплённых классах.

Расписание звонков.

Список учащихся класса.

Индивидуальный план работы студента на педпрактике.

Размещение учащихся в классе;

План воспитательной работы в закреплённом классе.

 

На последующих страницах идут ежедневные записи студента о его работе в период практики:

- результаты знакомства со школой (в том числе суждения об организации наглядной информации и художественного оформления интерьеров школы) записи наблюдений за классом, отдельными учениками на уроках, переменах, во время внеклассных занятий;

- наблюдения и анализ уроков и внеклассных занятий, проведённых учителем изобразительного искусства и студентами-практикантами;

- самоанализ уроков и внеклассных занятий;

- замечания и рекомендации руководителей практики;

- заметки для доклада на итоговой конференции, научном кружке и т.д.

- замечания по организации и проведению педагогической практики, выводы, впечатления, размышления и предложения по её улучшению.

 

Для записи наблюдений по ходу уроков и внеклассных занятий рекомендуется следующая схема:

 

  Дата проведения Класс, тема, цель, задачи и ход урока (внеклассного мероприятия). Деятельность студента-практиканта Замечания студента по ходу урока (внеклассного мероприятия)
     

 

или

 

Дата проведения

Класс, тема, цель, задачи урока или внеклассного занятия.

Фамилия, имя, отчество учителя

  Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Анализ (самоанализ)
       

 

 

(подпись студента)

 

Анализируя уроки и внеклассные занятия, следует отмечать и отра­жать в дневнике лучший педагогический опыт: удачные методические формы и приёмы, эффективные учебные упражнения и т.д. К оценке труда педаго­гов, своих однокурсников следует подходить вдумчиво и максимально кор­ректно: избегать поспешных выводов, однозначных негативных оценок, категорических утверждений. Следует уделять внимание критическому самоанализу своей деятельности: какие компоненты урока оказались мало­эффективными или нецелесообразными, какие более эффективные приё­мы, методы, средства, могут быть применены на анализируемом занятии или уроке и т.д. За проведённые зачётные уроки и внеклассные мероприятия в дневнике ставится оценка методистом или учителем изобразительного искусства.

В конце дня студент-практикант записывает общие выводы, уточнения, заметки на будущее. Записывается и анализируется то, что представляет ценность для совершенствования педагогического мастерства, или то, что подлежит дальнейшему наблюдению и уточнению.

Дневник периодически предоставляется для просмотра руководите­лям практики по их требованию.

 

 

Примерная схема индивидуального плана педагогической практики

«Утверждаю»

Методист _______________

 

Индивидуальный план

педагогической практики студента (ки)___________курса художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета __________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

в средней школе № _____ г. Москвы

с _____________________ 200__ г. по _____________________ 200__ г.

 

1. Содержание работы.

2. Сроки выполнения.

3. Отметка учителя-руководителя педагогической практики о выполнении.

 

  №   Содержание работы Дата и время исполнения Отметка учителя-руководителя педпрактики о выполнении
       

 

 

Знакомство со школой

  1. Принять участие в беседе с директором (зам. директора), учителями о постановке учебно-воспитательной работы в школе.
  2. Изучить состав учеников закреплённого класса.

 

Учебно-воспитательная работа

4. Изучить методические подходы учителя изобразительного искусства:

       а) посетить уроки по изобразительного искусства;

       б) посетить уроки учителей других предметов в __классе.

5. Подготовить и провести уроки в __классе.

6. Подготовить наглядные пособия к урокам по темам:

7. Организовать кружок по изобразительному искусству.

1.   Участвовать в работе педагогического совета, методического объединения и т.п.

 

10. Принять участие в подготовке и проведении школьного мероприятия.

Индивидуальный план подписывается студентом, учителем-руководителем педпрактики и утверждается групповым руководителем- методистом.

 

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана педагогической практики.

Индивидуальный план работы студента-практиканта составляется на весь период прохождения педагогической практики, утверждается группо­вым руководителем. В основу составления должна быть положена про­грамма и инструктивно-методические материалы по педпрактике, задания кафедр университета, методистов, планы учителей.

Студент обязан вести индивидуаль­ный план согласно вышеизложенному, подавать его своевременно для выставления оценок методистам и учителям, иметь его при себе ежедневно в период педагогической практики. При составлении плана следует исходить из конкретных задач учебно-воспитательной деятель­ности, плана работы учителя изобразительного искусства и классного руководителя закреплённого за студентом-практикантом класса.

В индивидуальный план педагогической практики включаются следующие разделы «Учебная работа», «Внеклассная работа по предмету», «Воспитательная работа» предусматривающие:

- изучение класса, школы в беседах с директором, заместителем, учителями, классным руководителем, а также в процессе собственных наблюдений;

- знакомство с содержанием и формами работы предметных ка­бинетов, помощь учителю изобразительного искусства в оборудовании кабинета;

- посещение уроков и внеклассных занятий в закреплённом классе для выявления особенностей ученического коллек­тива и отдельных учащихся, а также уроков изобразительного искусства в разных классах с целью овладения методикой их проведения и анализа;

- дополнительные занятия с неуспевающими учащимися по предмету;

- подготовку к урокам, их проведение и анализ;

- подготовку и проведение внеклассных мероприятий по специальности (экскурсий, тема­тических вечеров и утренников, недели изобразительного искусства, участие в работе предметного кружка, выставки детского изобразительного творчества и т.п.);

- работу в качестве помощника классного руководителя (4 курс) и классного руководителя (5 курс), участие в подготовке и проведении классного собрания, диспута,  обсуждении экскурсии на выставку, прочитанной книги, в организации вечера вопросов и ответов, участие в подготовке родительских собраний, в работе педагогического совета и т.д.;            

- план-график проведения уроков, внекласс­ных занятий по специальности и воспитательного мероприятия;

- выполнение заданий по психолого-педагогическому блоку дисциплин, научно-исследовательской работе;

- участие в общественной жизни школы, класса;

 

Примерная форма составления плана-конспекта урока

изобразительного искусства

К каждому пробному и открытому зачётному уроку, студент-практикант, разрабатывает план-конспект, который утверждается групповым методистом и учителем изобразительного искусства. Конспект должен быть иллюстрирован. Эскизы и наброски должны располагаться в конспекте последовательно, по мере изложения материала. Планы-конспекты подготовленных и проведённых уроков и внеклассных занятий являются формой отчётных документов, по которым руководители практики могут судить о качестве работы студента.

«Утверждаю»:

руководитель-методист

или учитель школы

подпись ______________

дата_________________

Конспект урока

Школа №__________________________________________________________

Класс__________________________________ Дата ______________________

Студент-практикант_________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Тема урока ________________________________________________________

Тип урока_________________________________________________________

 

Варианты типов урока:

- урок изучения нового материала;

- комбинированный урок;

- урок-беседа;

- урок-дискуссия;

- урок-игра;

- практическая работа;

- итоговый урок (проверка и оценка знаний) и др.

 

Цель урока ________________________________________________________

Задачи:

- обучающие;

- развивающие;

- воспитывающие.

Методы и приёмы реализации содержания урока на каждом из его этапов;

Оборудование:

- визуальный ряд;

- музыкальный ряд;

- литературный ряд.

Для учащихся:______________________________________________________

Для учителя: _______________________________________________________

 

Оформление доски (композиционное размещение записей, дидактического материала, педагогический рисунок и др.).

Список литературы, использованной при подготовке к уроку:

 

 

Примерная схема плана урока:

1. Организационная часть (0,5-1 мин).

2. Сообщение темы, цели и постановка задач урока (1-2 мин).

3. Изложение нового материала (6-8 мин.).

4. Восприятие натуры или предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства (3-5 мин).

5. Педагогический рисунок (2-3 мин).

6. Самостоятельная практическая работа учащихся над композицией (28-30 мин).

7. Просмотр и анализ детских работ (3-4 мин).

8. Подведение итогов урока (0,5-1 мин).

9. Организационное завершение урока.

 

Ход урока:

1. Организационная часть (05-1 мин.).

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок изобразительного искусства».

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Место урока в системе уроков по предмету.

3. Методы и приёмы реализации содержания урока на каждом из этапов. И далее идёт краткое последовательное изложение содержания каждого пункта плана урока: содержание деятельности учащихся на каждом из этапов урока; чётко сформули­рованные вопросы, которые практикант будет задавать учащимся во время беседы,   предполагаемые ответы учащихся и более полное объяснение студента; практические задания для учащихся; дополнительные упражнения занимательного характера, дидактиче­ские игры… и т.д.

 

Примерный план проведения урока

Подготовительный этап:  наличие у студента плана-конспекта урока, заверенного групповым методистом; учебно-методических пособий (таблиц, динамиче­ских моделей, репродукций работ художников, образцов детских работ), если урок рисования с нату­ры, то натурных постановок должно быть не менее трех на класс; проверка состояния кабинета изобразительного искусства, рабочих мест учащихся (чистота, проветренность помещения, до­статочная освещенность), готовности учащихся к занятиям (наличие на столах необходимых для данного урока материалов: бумаги, красок, кистей, баночек для воды, карандашей, па­литр и т.д.).

 

Организационный этап: задача - создание эмоционально-творческой рабочей атмосфе­ры: взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, учет отсутствующих, постановка цели и задач урока.

Критерии оценки работы студента-практиканта на данном этапе:

- время организационного момента;

- стиль общения с учащимися (требовательность, доброжелательность, собранность), речь практиканта;

- чёткая постановка цели и задач урока;

-  активная включаемость учащихся в рабочий ритм урока;

 

Этап объяснения нового материала

Задача – создание положительной мотивации у учащихся, психологического комфорта, атмосферы, увле­ченности и сотрудничества детей в процессе восприятия нового материала.

Критерии оценки работы практиканта на данном этапе:

- смог ли студент четко и доступно (учитывая возрастные особенности детей) объяснить новый материал в отведённое планом время?

- реализованы ли дидактические задачи данного этапа?

- использовались ли практикантом познавательно-творческие задачи, активизирующими эмоционально-творческую деятельность, создавались ли проблемные ситуации?

- насколько эффективно и целесообразно использовались наглядные пособия (таблицы, рисунки учащихся прошлых лет, репродукции картин художников и т.д.), ТСО, целесообразность их применения;

- речь практиканта, качество и методическая последовательность выполнения педагогического рисунка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: