ОТЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
* * *
Дневник педагогической практики
Дневник педпрактики – рабочий документ студента-практиканта. Он является официальным отчётным и контрольным документом, по которому руководители практики могут судить о её ходе и результатах. Форма ведения дневника произвольная. Его начинают вести с установочной конференции в университете. В нём студент ежедневно фиксирует свою педагогическую деятельность, анализирует каждый день в школе: ознакомительная, организационная, учебная и воспитательная работа, внеклассная работа по специальности, данные наблюдений по изучению отдельных учащихся и классного коллектива, материал для написания курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы, замечания и рекомендации руководителей практики, собственные выводы, обобщения по проведённым им урокам и внеклассным мероприятиям, краткий анализ посещённых уроков и внеклассных мероприятий.
Примерная форма дневника педагогической практики
Д н е в н и к
Педагогической практики
студента (ки) ____ курса художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета
_________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
Педагогическая практика проводится в ________________________ классах
средней школы № _______ г. Москвы в ___________________учебном году
с _________________ 200 г. по ____________________ 200 г.
На первых страницах дневника записываются, как правило, результаты общего ознакомления с учебно-воспитательным процессом школы, класса, отражается изучение школьной документации. К этим данным в период практики студент будет обращаться не раз, поэтому имеет смысл вести их особенно разборчиво:
Факультетский руководитель практики ___________________________
Групповой руководитель практики (методист по изобразительному
искусству) _________________________________________________
Учитель изобразительного искусства _____________________________
Классный руководитель ________________________________________
Директор школы ______________________________________________
Заместитель директора _________________________________________
Адрес школы__________________________________________________
Расписание уроков учителя изобразительного искусства.
Расписание уроков студента в закреплённых классах.
Расписание звонков.
Список учащихся класса.
Индивидуальный план работы студента на педпрактике.
Размещение учащихся в классе;
План воспитательной работы в закреплённом классе.
На последующих страницах идут ежедневные записи студента о его работе в период практики:
- результаты знакомства со школой (в том числе суждения об организации наглядной информации и художественного оформления интерьеров школы) записи наблюдений за классом, отдельными учениками на уроках, переменах, во время внеклассных занятий;
- наблюдения и анализ уроков и внеклассных занятий, проведённых учителем изобразительного искусства и студентами-практикантами;
- самоанализ уроков и внеклассных занятий;
- замечания и рекомендации руководителей практики;
- заметки для доклада на итоговой конференции, научном кружке и т.д.
- замечания по организации и проведению педагогической практики, выводы, впечатления, размышления и предложения по её улучшению.
Для записи наблюдений по ходу уроков и внеклассных занятий рекомендуется следующая схема:
Дата проведения | Класс, тема, цель, задачи и ход урока (внеклассного мероприятия). Деятельность студента-практиканта | Замечания студента по ходу урока (внеклассного мероприятия) |
или
Дата проведения | Класс, тема, цель, задачи урока или внеклассного занятия. Фамилия, имя, отчество учителя | ||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ (самоанализ) |
(подпись студента)
Анализируя уроки и внеклассные занятия, следует отмечать и отражать в дневнике лучший педагогический опыт: удачные методические формы и приёмы, эффективные учебные упражнения и т.д. К оценке труда педагогов, своих однокурсников следует подходить вдумчиво и максимально корректно: избегать поспешных выводов, однозначных негативных оценок, категорических утверждений. Следует уделять внимание критическому самоанализу своей деятельности: какие компоненты урока оказались малоэффективными или нецелесообразными, какие более эффективные приёмы, методы, средства, могут быть применены на анализируемом занятии или уроке и т.д. За проведённые зачётные уроки и внеклассные мероприятия в дневнике ставится оценка методистом или учителем изобразительного искусства.
В конце дня студент-практикант записывает общие выводы, уточнения, заметки на будущее. Записывается и анализируется то, что представляет ценность для совершенствования педагогического мастерства, или то, что подлежит дальнейшему наблюдению и уточнению.
Дневник периодически предоставляется для просмотра руководителям практики по их требованию.
Примерная схема индивидуального плана педагогической практики
«Утверждаю»
Методист _______________
Индивидуальный план
педагогической практики студента (ки)___________курса художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета __________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
в средней школе № _____ г. Москвы
с _____________________ 200__ г. по _____________________ 200__ г.
1. Содержание работы.
2. Сроки выполнения.
3. Отметка учителя-руководителя педагогической практики о выполнении.
№ | Содержание работы | Дата и время исполнения | Отметка учителя-руководителя педпрактики о выполнении |
Знакомство со школой
- Принять участие в беседе с директором (зам. директора), учителями о постановке учебно-воспитательной работы в школе.
- Изучить состав учеников закреплённого класса.
Учебно-воспитательная работа
4. Изучить методические подходы учителя изобразительного искусства:
а) посетить уроки по изобразительного искусства;
б) посетить уроки учителей других предметов в __классе.
5. Подготовить и провести уроки в __классе.
6. Подготовить наглядные пособия к урокам по темам:
7. Организовать кружок по изобразительному искусству.
1. Участвовать в работе педагогического совета, методического объединения и т.п.
10. Принять участие в подготовке и проведении школьного мероприятия.
Индивидуальный план подписывается студентом, учителем-руководителем педпрактики и утверждается групповым руководителем- методистом.
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана педагогической практики.
Индивидуальный план работы студента-практиканта составляется на весь период прохождения педагогической практики, утверждается групповым руководителем. В основу составления должна быть положена программа и инструктивно-методические материалы по педпрактике, задания кафедр университета, методистов, планы учителей.
Студент обязан вести индивидуальный план согласно вышеизложенному, подавать его своевременно для выставления оценок методистам и учителям, иметь его при себе ежедневно в период педагогической практики. При составлении плана следует исходить из конкретных задач учебно-воспитательной деятельности, плана работы учителя изобразительного искусства и классного руководителя закреплённого за студентом-практикантом класса.
В индивидуальный план педагогической практики включаются следующие разделы «Учебная работа», «Внеклассная работа по предмету», «Воспитательная работа» предусматривающие:
- изучение класса, школы в беседах с директором, заместителем, учителями, классным руководителем, а также в процессе собственных наблюдений;
- знакомство с содержанием и формами работы предметных кабинетов, помощь учителю изобразительного искусства в оборудовании кабинета;
- посещение уроков и внеклассных занятий в закреплённом классе для выявления особенностей ученического коллектива и отдельных учащихся, а также уроков изобразительного искусства в разных классах с целью овладения методикой их проведения и анализа;
- дополнительные занятия с неуспевающими учащимися по предмету;
- подготовку к урокам, их проведение и анализ;
- подготовку и проведение внеклассных мероприятий по специальности (экскурсий, тематических вечеров и утренников, недели изобразительного искусства, участие в работе предметного кружка, выставки детского изобразительного творчества и т.п.);
- работу в качестве помощника классного руководителя (4 курс) и классного руководителя (5 курс), участие в подготовке и проведении классного собрания, диспута, обсуждении экскурсии на выставку, прочитанной книги, в организации вечера вопросов и ответов, участие в подготовке родительских собраний, в работе педагогического совета и т.д.;
- план-график проведения уроков, внеклассных занятий по специальности и воспитательного мероприятия;
- выполнение заданий по психолого-педагогическому блоку дисциплин, научно-исследовательской работе;
- участие в общественной жизни школы, класса;
Примерная форма составления плана-конспекта урока
изобразительного искусства
К каждому пробному и открытому зачётному уроку, студент-практикант, разрабатывает план-конспект, который утверждается групповым методистом и учителем изобразительного искусства. Конспект должен быть иллюстрирован. Эскизы и наброски должны располагаться в конспекте последовательно, по мере изложения материала. Планы-конспекты подготовленных и проведённых уроков и внеклассных занятий являются формой отчётных документов, по которым руководители практики могут судить о качестве работы студента.
«Утверждаю»:
руководитель-методист
или учитель школы
подпись ______________
дата_________________
Конспект урока
Школа №__________________________________________________________
Класс__________________________________ Дата ______________________
Студент-практикант_________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Тема урока ________________________________________________________
Тип урока_________________________________________________________
Варианты типов урока:
- урок изучения нового материала;
- урок-беседа;
- урок-дискуссия;
- урок-игра;
- практическая работа;
- итоговый урок (проверка и оценка знаний) и др.
Цель урока ________________________________________________________
Задачи:
- обучающие;
- развивающие;
- воспитывающие.
Методы и приёмы реализации содержания урока на каждом из его этапов;
Оборудование:
- визуальный ряд;
- музыкальный ряд;
- литературный ряд.
Для учащихся:______________________________________________________
Для учителя: _______________________________________________________
Оформление доски (композиционное размещение записей, дидактического материала, педагогический рисунок и др.).
Список литературы, использованной при подготовке к уроку:
Примерная схема плана урока:
1. Организационная часть (0,5-1 мин).
2. Сообщение темы, цели и постановка задач урока (1-2 мин).
3. Изложение нового материала (6-8 мин.).
4. Восприятие натуры или предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства (3-5 мин).
5. Педагогический рисунок (2-3 мин).
6. Самостоятельная практическая работа учащихся над композицией (28-30 мин).
7. Просмотр и анализ детских работ (3-4 мин).
8. Подведение итогов урока (0,5-1 мин).
9. Организационное завершение урока.
Ход урока:
1. Организационная часть (05-1 мин.).
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок изобразительного искусства».
2. Сообщение темы, цели и задач урока. Место урока в системе уроков по предмету.
3. Методы и приёмы реализации содержания урока на каждом из этапов. И далее идёт краткое последовательное изложение содержания каждого пункта плана урока: содержание деятельности учащихся на каждом из этапов урока; чётко сформулированные вопросы, которые практикант будет задавать учащимся во время беседы, предполагаемые ответы учащихся и более полное объяснение студента; практические задания для учащихся; дополнительные упражнения занимательного характера, дидактические игры… и т.д.
Примерный план проведения урока
Подготовительный этап: наличие у студента плана-конспекта урока, заверенного групповым методистом; учебно-методических пособий (таблиц, динамических моделей, репродукций работ художников, образцов детских работ), если урок рисования с натуры, то натурных постановок должно быть не менее трех на класс; проверка состояния кабинета изобразительного искусства, рабочих мест учащихся (чистота, проветренность помещения, достаточная освещенность), готовности учащихся к занятиям (наличие на столах необходимых для данного урока материалов: бумаги, красок, кистей, баночек для воды, карандашей, палитр и т.д.).
Организационный этап: задача - создание эмоционально-творческой рабочей атмосферы: взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, учет отсутствующих, постановка цели и задач урока.
Критерии оценки работы студента-практиканта на данном этапе:
- время организационного момента;
- стиль общения с учащимися (требовательность, доброжелательность, собранность), речь практиканта;
- чёткая постановка цели и задач урока;
- активная включаемость учащихся в рабочий ритм урока;
Этап объяснения нового материала
Задача – создание положительной мотивации у учащихся, психологического комфорта, атмосферы, увлеченности и сотрудничества детей в процессе восприятия нового материала.
Критерии оценки работы практиканта на данном этапе:
- смог ли студент четко и доступно (учитывая возрастные особенности детей) объяснить новый материал в отведённое планом время?
- реализованы ли дидактические задачи данного этапа?
- использовались ли практикантом познавательно-творческие задачи, активизирующими эмоционально-творческую деятельность, создавались ли проблемные ситуации?
- насколько эффективно и целесообразно использовались наглядные пособия (таблицы, рисунки учащихся прошлых лет, репродукции картин художников и т.д.), ТСО, целесообразность их применения;
- речь практиканта, качество и методическая последовательность выполнения педагогического рисунка.