Источники и историография древней Индии

Источники:

1. Письменные. Особенность: очень много всего сохранилось, передаваясь в устной форме с древнейших времён. Устная передача вед во избежание их осквернения (вдруг шудры прочтут!). Однако недостатки: нельзя точно датировать произведения, создававшиеся столетиями + они тенденциозны + мало фактов. В основном – литература и трактаты:

1) Литература:

- Религиозные гимны: «Ригведа» и пр. веды

- Ритуальные комментарии: «Упанишады»

- Поэмы: «Махабхаратха», «Рамаяна»

- Сборники назиданий и притч

2) Трактаты:

- Законы Ману – религиозно-философский

- Артхашастра – политическое искусство (см. воп. 54)

- Сутры (Кама – о любви, Ньяя – философская и пр.)

3) Хроники – на Цейлоне в начале н. э. Тематика узкая.

4) Эпиграфика:

- Надписи на хараппских печатях

- Надписи Ашоки (см. воп 53)

2. Археология. Скромна, т. к. юзают в основном дерево => недолговечность. Что дошло:

1) Нумизматика – информативная только по периоду с рубежа эр начиная, хотя появились ещё с VI-V вв.

2) Города. Каменные изделия и строения – поздно. Мало чего вообще ещё копалось. Какие-то данные даёт только по хараппе.

Историография:

1. Наука возникает с превращением Индии в колонию. Гуру-основатель – Уильям Джонс (конец XVIII). Закладывает основы периодизации. Фактически сразу начинается перевод и издание литпамятников. Первым делом (кон. XVIII) – законы Ману.

2. Вместе с XIX в. приходит мода на Индию. Из серьёзного: доказано родство санскрита с множеством языков и выделение в связи с этим индоевропейской семьи (спасибо Боппу). Середина века – перевод и издание ведийской литературы (50-томная серия «Священные книги востока»). Однако пока господствует представление об Индии, сформировавшееся в связи с недостаточно критическим отношением к источникам и их недостаточным количеством (не всё издано и переведено). В частности, о гос и соцстрое древнеиндийских государств (идея, что там деспотия и чуть ли не теократия, индийская цивилизация застойная и нечего не может).

3. Кон. XIX- 1/3 XX – обращаются к буддийской литературе (Рис Дэвидс), «Артхашастре». На их основании опровергают основные положения индологии XIX в. Важную роль сыграли индологи-индусы. С этого же периода – становление индологии в России. Интересуются, в основном, буддологией (Щербатский). Тогда же начинаются раскопки (к 20-30 гг. дали результаты - хараппа).

4. С 30-х годов обращаются в основном к соц-эконом отношениям (наши, индусы). На западе после войны – ряд исследований по культуре. Продолжаются раскопки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: