Кикладская цивилизация

Территория о. Кикладской культуры пролегала к северу от Крита, в самом центре Эгейского моря на небольших островах. Их господствующее положение на морских путях, соединяющих два полуострова, способствовало возникновению культуры бронзового века, получившей название Древнекикладский период. Его принято разделять на три фазы. Первая из них, (2700-2300 гг. до н.э.), представлена более чем тремя десятками поселений, среди которых наиболее тщательно исследовано небольшое неукрепленное поселение конца III тыс. на о. Филокопи, состоящее из глинобитных домов, и сотнями погребений вырубленных в скалах или имеющих форму ящика, образующего своими тонкими плитами как бы вставленный в землю саркофаг. Для керамики типичны сосуды красного и серого цвета с декором в виде насечек геометрической формы. Апогей культуры Киклад - 2-я и 3-я фазы древнекикладского периода. Мореходы островов распространили культуру бронзы по всему Эгейскому миру. Среди наиболее изученных поселений этих фаз - Каландриана на о Сиросе, ставшая главным культурным и, возможно, политическим центром архипелага, Айя Ирини на о. Кеосе. гора Кинф на о. Делосе, Пиргос и особенно Филакопи на о. Паросе. В отличие от поселений Айя Ирини и Филакопи. еще не имевших укреплений, в Каландриане двойные стены были снабжены особыми выступами в виде башен, устроенными таким образом, что внутрь можно было войти лишь поодиночке. Уже в этот период в поселениях появляются первые каменные постройки.

Две группы памятников: так называемые «сковородки» и мраморные идолы, в изобилии находимые в могилах. «Сковородками» условно называют плоские глиняные (реже каменные) сосуды с пищей, однако без каких-либо следов огня. Не менее загадочны мраморные фигуры и фигурки, поражающие изысканной четкостью и законченностью силуэта, безупречностью линий. Мастера III - первой четверти II тыс до н.э. не просто воспроизводили человеческое тело, но и улавливали ритм движения

Среднекикладский период. В этот период (2300-1550 гг до н.э.) наиболее значительными центрами продолжают оставаться Айя Ирини, Филакопи и возникает поселение Акротири, на о. Фера, для нас представляющее уникальный комплекс, поскольку полностью сохранилось под пеплом проснувшегося вулкана Это не укрепленные сельские поселения, а города со сложенными из камня домами, стены которых концу среднекикладского периода покрываются росписью. Если для более раннего периода фортификация была исключением, то теперь все города укрепляются мощными оборонительными стенами (впрочем, к концу периода исчезающими). Тогда же появляются снабженные полукруглыми башнями укрепления в Айа Ирине (в Акротири археологи до окраины города еще не дошли)

Позднекикяадский период Это время (1550-1100 гг. до н.э.) было ознаменовано утратой островами архипелага большей части своей оригинальной культуры, видимо, в результате его колонизации критянами, нашедшей отражение в мифах о Миносе Минойское влияние прекрасно прослеживается и в архитектуре ее чисто критской концепцией залов с опорными колоннами, и в общности мотивов, и в технике стенных росписей, и в находимой Филакопи, Айа Ирини и Акротири керамике. Представляется, что Киклады интегрировались в империю Крита в культурном, а, возможно, также и в политическом плане. На последнее косвенно указывает исчезновение в Филакопи и Айя Ирини защитных стен и факт разрушения Филакопи около 1600 г. с очень быстрой последующей отстройкой После возрождения города заметно усиливается влияние Крита, особенно отчетливо проявляющееся в керамике, в которой преобладающими становятся сосуды морского стиля, частью импортированные с Крита, частью произведенные на месте Судя по археологическим данным, главным в хозяйственной деятельности были земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесла, мореплавание. В больших сосудах обнаружены зерна ячменя, фасоль и горох. Из масличных растений культивировали сезам (кунжут) и оливу. Некоторые сосуды были приспособлены для хранения и перевозки оливкового масла Виноградные косточки

Кости свиней повествуют о развитии животноводства. Скорее всего, островитяне разводили овец и крупный рогатый скот. О рыболовстве можно судить по фрескам и рыбным костям, сохранившимся в руинах домов Развитие торговли, в том числе заморской, документировано находками в Акротири предметов из материковой Греции, Крита, Египта, Сирии, Палестины, Западного Средиземноморья, большим количеством свинцовых гирь разного веса, а также фресками с изображением кораблей на фоне то пальм, предполагающих посещение Египта, то двойных рогов, указывающих, на берега Крита Торговля обеспечивала маленьким островам процветание, возмещая отсутствие возможностей для иной хозяйственной деятельности, открывавшейся перед обитателями материка и крупных островов обитатели Эгеиды, были прекрасными мореходами, освоившими весельные, и парусные суда Керамика, изготавливаемая с помощью быстро вращающегося крута, изделия из драгоценных металлов, да и сами здания - наглядное свидетельство развития местного ремесла, обеспечивавшего обитателей всем жизненно необходимым. Отсутствие изделий из бронзы и драгоценных металлов объясняется тем же, что и отсутствие человеческих скелетов.

Сложнее решается вопрос об организации общества. Нет никаких следов дворца, а, следовательно, нет оснований предполагать существование на острове царской власти. В то же время развитие экономики не допускает возможности господства родовых отношений. Высказывалось мнение, что управление было в руках жрецов, но в городе не было храма Все это наталкивает на мысль, что поселение на Фере управлялось извне, возможно, с Крита Добротные двух-, трехэтажные дома Акротири образовывали улицы, вымощенные каменными плитами или булыжником с пролегающей под ними канализационной системой, связанной с санитарными помещениями в зданиях. Стены некоторых из сорока раскопанных к настоящему времени домов покрывали фрески, позволяющие судить о назначении зданий, религиозном культе и обычаях жителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: