Доримская история

Этруски. Основная область обитания этрусков, расположенная на северо-западе Средней Италии, была известна у римлян как Этрурия, в средние века ее стали называть Тосканой. Этрусское общество было древнейшей цивилизацией на Апеннинском полуострове. Этруски еще до римлян создали в Италии федерацию городов-государств Этруски переселились с Востока - из Малой Азии или прилежащих к ней островов - и прибыли в Италию примерно на рубеже II-I тыс до н.э. Но есть и другое мнение о происхождении этрусков, опирающееся на высказывания народности на италийской почве, несомненно, участвовало и местное население Италии К началу нашей эры этруски растворились среди италийского населения; вышел из употребления этрусский язык, уступив свое место латыни -языку римлян.

Экономика этрусских городов-государств. Начиная с VIII в. до н.э. этруски занимали кроме собственно Этрурии большую территорию в Северной и Средней Италии. Основным занятием их было земледелие Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, овес, виноград. Хорошо было развито у этрусков льноводство. Из льняных тканей изготовляли одежду. паруса, зонты для защиты от дождя и солнца. Льняные ткани служили и писчим материалом; обычай писать полотняные книги позже перешел к римлянам. Предполагается, что этруски первыми в Италии стали применять искусственное орошение. Как и повсюду в Италии, в Этрурии разводили коров, овец, свиней; занимались этруски и коневодством, но в ограниченных масштабах Конь считался у них священным животным и применялся, как и на Востоке, исключительно в военном деле. Во II-I тыс. до н.э. в Этрурии добывали медь и изготовляли бронзу. Олово поступало через Галлию из Британии. Металлургия железа широко распространилась в Этрурии с VII в. до н.э. Этруски добывали и обрабатывали огромное по тем временам количество металла. Обилие и хорошее качество металлических орудий труда содействовали развитию хозяйства этрусков, а хорошее вооружение их войска способствовало завоеваниям, установлению господства над покоренными общинами Италии и развитию рабовладельческих отношений Предполагается, что ремесленники были свободными людьми, объединявшимися в коллегии по профессиональному' признаку Коллегия защищала интересы ремесленников данной профессии в данном городе Этруски вели обширную торговлю с Грецией, финикийскими колониями, Малой Азией, племенами Италии и более северными народами Средней и Западной Европы. Торговля этрусков, как и других мореходов того времени, сочеталась с пиратством.

В 535 г. до н.э. этруски (граждане г Цере) в союзе с Карфагеном разбили греческий флот у побережья Корсики и захватили остров Это на несколько десятилетий обеспечило этрускам свободу действий в центральном районе Средиземноморья. Этрусские товары (главным образом металлические изделия и рабы) следовали теперь на Восток через Мессинский пролив без посредничества греков. С одним из греческих городов в Южной Италии, Сибарисом, этруски поддерживали дружеские отношения и успешно сбывали сюда свои товары. Но в 510 г. до н.э. Сибарис был разрушен жителями другого южноиталийского греческого города - Кротона, а в Мессинском проливе греки установили сторожевой пост. Это явилось первым ударом по этрусской торговле на юге. Вторым оказался разгром греками (сиракузянами) объединенного этрусско-карфагенского флота при Кумах в 474 г. до н.э С этого времени торговые связи этрусков с Грецией и Ближним Востоком, видимо, стали осуществляться через порты Адриатического моря, минуя Мессинский пролив На этой торговле расцвел в V в до н.э. этрусский город Спина в устье По Галльский военный набег 390 г до н.э. подорвал этрусскую торговлю не только на севере, но и в восточном направлении. Часть галлов укрепилась к югу от Альп и перерезала пути, соединявшие Этрурию с побережьем Адриатического моря Правда, на севере этрусская культура долго сохраняла значение.

Общественно-политичиский с трой Этрусков. В течение всей истории этрусского народа у него не было единого государства. В период своей независимости Этрурия являлась федерацией (союзом) двенадцати самостоятельных городов-государств, точного списка которых не сохранилось. Предположительно в их число входили Вейи. Тарквинии, Цере, Вольсинии, Руселлы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы. Клузий, а также Фезулы или Кортона В случае выбытия одного из членов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принималось другое государство.

В каждом из независимых этрусских государств кроме главного города имелись города, подчиненные главному В своей внутренней жизни многие из этих подчиненных городов пользовались автономией. Каждую весну в святилище бога Вертумна в Вольсиниях собирались главы и представители этрусских государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза из числа двенадцати этрусских царей. Глава федерации, видимо, не имел реальной власти. Федерация была преимущественно религиозным союзом Единство военно-политических действий этрусских городов-государств достигалось редко. Города воевали, мирились, заключали договоры независимо друг от друга и от общего согласия Отсутствие единства этрусских государств явилось одной из главных причин их поражения в борьбе с Римом.

Основной единицей древнейшего этрусского общества была родовая община. Главы родовых общин составляли совет старейшин, из их числа, возможно, избирался лукумон. Власть лукумонов, подобно власти греческих басилеев. была пожизненной, но не наследственной. Функции лукумона неясны; некоторые полагают, что он был верховным судьей. военным предводителем и главным жрецом государства.

Развитие хозяйства, в том числе широкой внешней торговли, а также завоевания способствовали обогащению и усилению этрусской знати, которая захватывает власть в городах: в VI в до н.э. царская власть сменяется в этрусских городах-государствах олигархическими республиками

Некоторые исследователи полагают, что большая часть земель сосредоточивалась в руках этрусской знати По мнению других ученых, основная масса земли находилась во владении мелких свободных крестьян В этрусском обществе известны три категории зависимых людей: лаутни, этэра и рабы

В V-IV вв. до н.э. у знати было много домашних рабов, а также имелись рабы-гладиаторы Но основную массу угнетенных составляло подневольное местное сельское население, напоминающее спартанских илотов и царских людей на древнем Ближнем Востоке. Лаутни - это зависимые люди, включенные в домашнюю общину своего покровителя - патрона Большинство лаутни, как показывают их имена, происходило из чужеземцев. В категорию лаутни попадали свободные, оказавшиеся вследствие задолженности или других бедствий в подчинении у аристократов. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в сословии лаутни. Таким образом, лаутни - это патриархально-зависимые лица, являющиеся членами господского «дома» Категорию этэра античные авторы отождествляют с фессалийскими пенестами. По-видимому, этэра происходили из местного, неэтрусского населения Этэра известны в восточной и юго-восточной областях Этрурии, где до позднейшего времени сохранились остатки италийского населения. Этэра привлекались в Этрурии к военной службе и, возможно, к трудовым повинностям в пользу государства. Большинство этэра владели небольшими земельными наделами, за которые отдавали своему господину часть урожая. Другие этэра жили при дворе господина, занимаясь ремеслом или домашней работой; такие этэра назывались у этрусков лаутни этэра.

Итак, в этрусском обществе имелись, во-первых, собственно рабы (слуги, гладиаторы), во-вторых, патриархально-зависимые люди, одна часть которых была занята в собственно господских хозяйствах в качестве ремесленников и другого обслуживающего персонала (лаутни и лаутни этэра), а другая часть обрабатывала наделы за долю урожая (этэра).

Этрусская религия. Сведения о религии этрусков сохранились лучше, чем о других сторонах жизни этрусского общества. Главными божествами этрусского пантеона были верховный бог Вертумн, функции которого известны мало, и троица богов - Тин, Уни и Мнелва Тин был божеством неба, громовержцем и считался царем богов Его святилища находились на высоких крутых холмах. По своим функциям Тин соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру, поэтому не случайно позже в Риме образ Тина слился с образом Юпитера. Богиня Уни соответствовала римской Юноне, поэтому они также слились в Риме в едином образе Юноны В образе этрусской богини Мнервы видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел и искусств В Риме с развитием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афине Кроме перечисленных богов этруски поклонялись также добрым и злым демонам, которые во множестве изображены в этрусских гробницахВажную роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых Этрусский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду В жертву богам приносили зерно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов - покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Из этого обряда у этрусков развились гладиаторские игры: рабов заставляли сражаться насмерть на похоронах их господина или с целью жертвоприношения травили людей собаками Заимствованные у этрусков гладиаторские игры и травля людей зверями утратили у римлян свой первоначальный ритуальный смысл и превратились в кровавые зрелища, которые устраивались для развлечения горожан Этруски явились, видимо, первыми строителями храмов в Италии. Впоследствии и в Риме первые храмы были построены этрусскими мастерами Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы- гаруспики (гадатели) ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толкованием различных знамений -необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: