Методические основы полевой этнографии

Конкретная методика полевой этнографии определяется, прежде всего, исследовательскими задачами. Это позволяет еще раз обратить внимание, что она представляет собой не самоцель, а способ формирования источника, который затем отрабатывается другими методическими приемами. В этом ее отличие от методов обобщения и интерпретации применяемых в этнографии[151]. Располагаясь как бы в основе методической лестницы, от факта к его осмыслению, полевая этнография должна представлять науке универсальные источник в равной мере удовлетворяющий потребностям историко-этнографическим описаниям, кросскультурным исследованиям, разработкам в типологии, системным исследованиям культуры и т.п. Все это требует безусловной унификации методики сбора полевого материала. И здесь начинаются методические сложности. Можно признать, что существует возможность унификации организационных установок полевой этнографии, но очень сложно или даже практически невозможно определить необходимый объем информации, которую следует собрать, чтобы полевой материал потенциально обладал универсальностью в исследовательском применении. То есть основная сложность заключается в своеобразной стандартизации содержания этнографического инструментария, набора и баланса конкретных методик.

Методической основой такого подхода может послужить обращение к объекту полевой этнографии этносу, как сложной социальной системе, свойства которой определяются многими признаками. Как отмечалось выше, для полевой этнографии важны такие его характеристики как исторический тип этнической общности и ее пространственные разновидности. Очевидно, что объем информации, а, следовательно, и частная методика сбора материала при исследовании этнографической группы, будет иной, чем при работе с этносами входящими в историко-этнографические области.

Другая сложность применения конкретных методик определяется предметной областью полевой этнографии, то есть составом и проявлением этнических свойств традиционно-бытовой культуры. Современные исследования компонентов традиционно-бытовой культуры предполагают необходимость учета двух планов ее существования - структурного и генетического. Первый позволяет вычленять из культуры основные ее составляющие компоненты, второй учитывает исторический аспект формирования этих компонентов[152].

Разработка проблематики связанной со структурированием и системными исследованиями компонентного состава традиционно-бытовой культуры, показывает, что он может трактоваться по-разному. Издавна существует традиция деления культуры как системы на "хозяйственный быт", "материальную культуру", "общественно-семейный быт" или "общественный строй и быт", "духовную культуру". Это так называемый описательный уровень. Преследуя цель более четкого определения состава культурных явлений и методов его анализа и обобщения, предлагается членение традиционно-бытовой культуры на четыре составляющие: "культуру жизнеобеспечения", "культуру первичного производства", "соционормативную" и "гуманитарную культуру"[153]. Вторая схема в большей степени удовлетворяет исследовательские задачам, первая описанию материала, то есть методам полевой этнографии.

Компонентный анализ традиционно-бытовой культуры позволяет сформулировать первое общее положение полевой этнографии, на котором должна базироваться частная методика. Оно заключается в том, что составляющие традиционно-бытовой культуры необходимо исследовать не изолированно, а в изучении связей между ними, влияний которые они оказывают друг на друга. Очевидно, что определяющую роль здесь играют экономические отношения, входящие в компонент "хозяйственный быт" или "культуру первичного производства".

Генетический аспект исследования компонентов традиционно-бытовой культуры предполагает диахроннную оценку факторов влияющих на них. Это воздействие экологических условий, принадлежность к хозяйственно-культурному типу, вхождение в историко-этнографическую область, особенностей политической истории народа, конкретики этногенетических и этнических процессов[154]. Это позволяет сформулировать второе общее положение полевой этнографии суть которого заключается в том, что сведения о компонентах традиционно-бытовой культуры и связях между ними собираются с учетом истории их формирования под действием выше перечисленных факторов.

В качестве примера необходимости опираться на два выше приведенных правила способствующих унификации исследовательского подхода при сборе полевого материала, возьмем объект материальной культуры, относящиеся к средствам передвижения, ненецкую оленью нарту. Существует возможность изучить ее изолированно от других компонентов культуры и статично: описать её внешне, с помощью информантов уяснить материал, технику и технологию изготовления, терминологию и назначение, зафиксировать. Но можно идти и другим путем - выявить её функциональные связи, историю бытования. Этот путь позволяет уже в полевых условиях выяснить, что оленья нарта бытует в виде различных Функциональных типов, которые необходимы для кочевого образа жизни, который ведут ненцы-оленеводы. Этот материал выводит исследователя в сферу "хозяйственного быта" или "культуру первичного производства". Наличие таких Функциональных типов нарт как мужская и женская подводят нас к связям материального объекта нарты с системой социальных отношений. Женская нарта, кроме того, имеет особое закрепленное в традиции место следования в караване перед перевозимым жилищем и предметами домашнего обихода, а это определяет сферу приложения в данном обществе женского труда домашним производством. Наличие таких категорий нарт как "хэхэ хан" - нарты для перевозки фигурок домашних духов-покровителей и "нытарма хан" - для перевозки изображений умерших родственников, обязательность использования нарты в качестве сопроводительного инвентаря в погребальном обряде, указывает на систему связей с компонентом "духовная культура".

Аналогичным образом при изучении оленьей нарты следует учитывать и генетические Факторы, которые влияли на Формирование ее внешнего облика, бытование, пространственное распространение. Так большая часть ее конструктивных особенностей - высота, наклонное расположение копыльев, форма настила, может быть объяснено экологией сферы и условий передвижения. Наличие многочисленных функциональных типов обязано с освоением ненцами в течение ХVIII века нового хозяйственно-культурного типа, оленеводов тундры, для которых обязателен кочевой образ жизни. В пределах Ямало-Таймырской историко-этнографической области эту нарту заимствовали многие народы Севера: коми, ханты, манси, селькупы, кеты, нганасаны и далее на восток тунгусо- и тюрко-язычные народы Восточной Сибири. Бытуя в их среде, нарта претерпела некоторые изменения, часть из таких изменений в ходе этнокультурных взаимодействий, которые свойственны процессам, протекающим в историко-этнографических областях, как бы вернулась в нартенный транспорт ненцев. Примеры воздействия генетических факторов можно продолжить.

Безусловно, что второй путь полевого сбора материала позволяет учесть и компонентные связи, и генетический аспект. Именно поэтому он является более предпочтительным. Такой подход не исключает обязательности статичного изучения явления при помощи предварительного описания, опроса, фиксации и т.д.

И все же, при наличии общих методических приемов и организационных основ полевой этнографии, позволяющих унифицировать в исследовательском применении собранный полевой материал, частные методики могут отличаться. В зависимости от характера объекта, фиксационные методики могут преобладать над опросными. Так, при сборе материалов по жилищу, опросные методики призваны иллюстрировать фиксацию, а при исследовании общественных отношений, основные сведения могут быть получены исключительно методом опроса. В зависимости от объекта исследования может варьировать состав фиксационных методик, например, при изучении жилых и хозяйственных построек и одежды. Как отмечалось выше, в ряде случаев приоритетное значение приобретает метод наблюдения.

Сложность унификации методик заключается не в этом. Исследователь, исходя из характера явления, о котором необходимо собрать информацию, зная возможности каждой методической составляющей метода непосредственного наблюдения, может построить сбалансированную методическую модель, наиболее полно удовлетворяющую его задачи. Сложность заключается в необходимости создания универсального вопросника, которые бы позволил собрать исчерпывающие сведения об изучаемом явлении у любого народа. Каждый исследователь обязан стремиться к тому, чтобы материал собранный им у конкретной этнической общности, в связи с конкретной темой, был сопоставим. Поэтому любой вопросник должен опираться, прежде всего, на универсальную программу исследования явления и только затем ориентироваться на культурную специфику конкретной этнической общности. Несоблюдение этого положения при сборе полевого материала приводят впоследствии к сложностям в исследовательской работе. Актуальность этого требования особенно возрастает в настоящее время, когда буквально каждый год из традиционно-бытовой культуры, вследствие урбанизационных процессов, уходят явления ей характерные. Такая ситуация предполагает необходимость проведения серии организационных мероприятий - совещаний по проблемам полевой работы, координации программ и вопросников, тематики полевых этнографических исследовании и т.п.[155]

Итак, конкретная методика зависит от очень многих факторов. Более очевидными являются исследовательские установки, ориентация на объем уже известных сведений, атрибутацию объекта исследования, его структурные связи с другими компонентами традиционно-бытовой культуры, исторический аспект его сложения вплоть до функционирования в современной урбанизированной культуре, социальную среду исследуемого общества и т.д. Менее очевидными, а вернее трудно воспринимаемыми и учитываемыми при сборе полевого материала является "язык" исследуемой культуры. В эту сферу входит и культурная специфика речевого поведения, которая затрудняет усвоение и правильный анализ собираемых сведений, и более широко этнические стереотипы поведения вообще. Сюда же можно отнести систему полевого взаимодействия "исследователь - поле", что находит выражение в "принципе дополнительности" когда исследователь своим присутствием в изучаемой этнической среде порождает как бы информационное "возмущение", приводящее к актуализации, усилению этнических установок. Это зачастую ведет к искусственности ситуации, искажению реальности бытования культуры. Это весьма сложно оценить и наблюдением и опросом. Частная методика может определяться и "ролевым расстоянием", то есть профессиональным видением этнографом проблематики, что как отмечалось выше, осложняет объективное восприятие изучаемой реальности[156].

Для получения сопоставимых сведений об основных компонентах традиционно-бытовой культуры следует использовать универсальные составляющие метода непосредственного наблюдения, ориентированные на несколько усредненную исследовательскую программу.

Такая программа в период подготовки к полевой работе позволяет определить основным методические приемы, например, преобладание опроса над наблюдением. На основании её подбираются фиксационные методики. Наконец, с учетом имеющихся в литературе, архивах и музеях сведений, составляются вопросники, учитывающие этническую специфику объекта намеченного к исследованию.

Осознавая всю сложность составления программ претендующих на универсальность, мы остановимся только на самых общих схемах. Для их большей объективности используется типологический подход и общепринятая типологическая терминология. При составлении таких программ этнографы традиционно ориентируются на состав традиционно-бытовой культуры. Его описательная схема предполагает выделение следующих компонентов: хозяйственный быт, материальная культура[157], общественный строй и быт, духовная культура. Исследовательские программы сбора полевого материала ориентированы на эти темы с учетом структурных и генетических взаимодействий между компонентами традиционно-бытовой культуры как единого целого.

Хозяйственный быт. Хозяйственный быт этнической общности определяет содержание всех компонентов составляющих традиционно-бытовую культуру. На этнографическом уровне это наглядно представлено концепцией хозяйственно-культурных типов, как комплексов взаимосвязанных особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близком уровне социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. В целом, хозяйственно-культурный тип определяет этнографические параметры образа жизни. Именно поэтому, изучение хозяйства, даже если это и не планируется в качестве непосредственной исследовательской проблематики, является обязательным аспектом полевой этнографии.

Хозяйственный быт в ряду других компонентов традиционно-бытовой культуры генетически наиболее мобилен. Это объясняется общей закономерностью его развития от экстенсивных к производящим формам ведения хозяйства. В то же время, влияние географической среды в виде хозяйственной адаптации этносов, способствует либо консервации примитивного хозяйства (Арктика, Субарктика, тропики), либо локальной специализации экономики (скотоводство в пустынях и полупустынях).

Другим важным фактором, который необходимо учитывать при изучении хозяйственного быта, является комплексность его составляющих. Невозможно найти народ, которым бы практиковал только одну Форму хозяйства. Оно было комплексным исторически, что объясняется низким уровнем развития производительных сил экстенсивной экономики. В процессе длительного исторического развития возникшие формы производящей экономики стали доминировать, но полностью архаические способы ведения хозяйства, не вытеснили. Пашенное земледелие сосуществует со скотоводством, и дополняются они промысловыми отраслями хозяйства. Экстенсивные формы хозяйства существуют только в комплексе, например, охотники, собиратели рыболовы. Существование комплексного хозяйства определяется не только исторической обусловленностью и этнокультурными связями народов, но и сезонностью хозяйственной деятельности. Например, для большинства скотоводов включением в круглогодичный выпас скота, в летний период земледелия. На севере зимой преобладающим является охотничий промысел, а летом внешний облик хозяйства и даже некоторые элементы культуры, например, сезонное жилище, определяет рыболовство.

Все это требует не только простой констатации и описания основных хозяйственных составляющих, но, прежде всего определения структуры хозяйства с выделением ведущей и вспомогательных форм, а также сезонной сменяемости видов хозяйственной деятельности.

Основными источниками при сборе материала о хозяйственном быте является непосредственная хозяйственная деятельность этнической общности. При ее изучении можно использовать все составляющие метода непосредственного наблюдения. Для выяснения структуры хозяйства, а также истории его формирования, весьма удобным источником является народный календарь. В нем находят отражение не только результаты фенологических наблюдений людей за сменяемостью природных циклов, но, прежде всего, хозяйственная деятельность. Один из примеров изучения народного календаря показал возможность выявления на его основе значимости отдельных отраслей и структуры хозяйства, их изменений под воздействием различных факторов (социально-экономических, экологических, конкретно исторических). В календаре отражается культурная самобытность этнической общности или даже ее локальных подразделений[158]. С распространением современных календарей, традиционные перестали выполнять универсальную функцию счета времени. Но, как правило, они сохраняются в системе традиционной метрологии и продолжают выполнять функции производственного или промыслового календаря.

Не смотря на комплексный характер хозяйственной деятельности, отдельные формы хозяйства имеют вполне самостоятельный облик. Поэтому общие схемы программ лучше рассматривать по отдельным направлениям хозяйственной деятельности.

Земледелие. В хозяйственно-культурной классификации представлено двумя основными типами - ручное и пашенное.

Земля. Землепользование (сельскохозяйственные угодья, луга, выгоны, неудобья, лесные участки, водоемы - схемы угодий). Соотношение площадей и распределение угодий.

Сельскохозяйственные культуры. Зерновые, клубне - и корнеплоды, технические, огородные, садовые. Общее и местное название.

Система земледелия. Подсечно-огневое, залежное, заливное, поливное, террасное и т. п. Севооборот при многополье, Сельскохозяйственные культуры и агрономические мероприятия. Историческое соотношение по площадям, сорта. Удобрение. Вспашка или рыхление. Сев (сроки и норма), обработка после сева, периоды вегетации, определение зрелости, сроки уборки. Уборка урожая, урожайность[159].

Сельскохозяйственные орудия. Орудия обработки почвы (ручные и пахотные). Состав орудий применительно к почвам, системе земледелия, культурам, технике агрономических мероприятий (пахота, боронование, культивирование и т. п.). Название общее и конструктивных частей. Материал и изготовление. Конструкция и взаимодействие конструктивных частей. Тягловые животные, упряжь, запрягание, управление. Орудия рыхления почвы. Бороны, их конструктивные разновидности. Ручные приспособления для рыхления почвы. Орудия сева. Ручной сев, в том числе высаживание рассады. Орудия и приспособления для ухода за урожаем. Орудия прополки, прореживания, окучивания и т. п. Полив.

Орудия уборки урожая. Ножи, серпы, косы, их разновидности. Грабли ручные и с применением тягловой силы. Вилы. Складывание урожая на поле во время уборки. Сушка на поле и месте переработки. Постройки, применяемые для сушки урожая.

Орудия обработки урожая. Обмолот зерновых культур. Ручной, палками, цепами. Использование животных для обмолота. Механические приспособления для молотьбы. Молотилки. Веяние. Переработка в муку (виды мельниц), в крупу (виды крупорушек). Название видов и сортов муки и крупы. Обработка корне и клубнеплодов, бахчевых и т. п. для подготовки к хранению. Технические культуры, их обработка и подготовка к хранению.

Хранение урожая. Вид переработанного сырья. Технология и условия хранения. Ёмкости и постройки для хранения урожая.

По данной весьма общей схеме материал может собираться методами наблюдения, опроса, изучением документальных источников. Документирование собранной информации возможно путем создания этнографической коллекции. Могут быть использованы самые различные приемы графической фиксации - планы сельскохозяйственных угодий, схемы севооборота, планы ирригационных сооружений, конструктивные чертежи орудий труда с описанием и фиксацией приспособлений, используемых для их изготовления. Для фиксации хозяйственных построек составляются горизонтальные и вертикальные чертежи, описания техники и конструктивных особенностей построек. Универсально используется фотофиксация.

Скотоводство. В системе способов хозяйственной деятельности скотоводство является либо основой ряда хозяйственно-культурных типов, либо одним из элементов комплексных хозяйственно-культурных типов. Поэтому в первом случае оно определяет облик традиционно-бытовой культуры этнической общности, во втором, является одной из характеристик ее культуры.

Важным обстоятельством, позволяющим в поле предварительно установить конкретный облик скотоводства этнической общности, является типологический подход. Принято выделять животноводство как способ разведения, содержания и использования домашних животных и собственно скотоводство как форму хозяйственной деятельности, определяющую специфику хозяйственно-культурных типов[160]. В зависимости от организации скотоводческого хозяйства, можно выделить ряд его разновидностей, которые связаны со способами территориального разделения труда, локальными историческими условиями развития, либо как отражение следствий этнокультурных взаимодействий народов.

Проблема определителей скотоводства продолжает оставаться актуальной и в настоящее время, поэтому предлагаемые классификационные схемы выглядят достаточно условно, но для полевой этнографии они удобны, поскольку позволяют хотя бы приблизительно сформулировать исследовательское представление об объекте изучения[161].

Разновидности скотоводческого хозяйства чаще обозначаются способами подвижности населения, что влияет на хозяйственные занятия, многие элементы материальной культуры, и даже на социальную структуру скотоводческого общества. В общей классификации принято выделять кочевое и полукочевое скотоводство с сезонными миграциями по пастбищным угодьям. В сравнении с присваивающей экономикой, кочевое и полукочевое скотоводство является направлением производящего хозяйства, но по естественным причинам оно экстенсивно, поскольку кормовые возможности пастбищ ограничивают рост поголовья скота. Можно отметить и слабое развитие искусственной среды, созданной человеком для содержания животных, сюда относится заготовка кормов, изготовление построек для содержания животных.

В кочевом и полукочевом скотоводстве в сезонных миграциях с целью выпаса животных принимает участие все или большая часть населения. В связи с этим можно отметить довольно высокий уровень специализации материальной культуры: жилища, организации поселений, одежды, утвари, средств передвижения. В тесной зависимости от формы хозяйства у скотоводов находится пища и режимы питания, материалы, которые идут на изготовление одежды и т. п.

Вторая разновидность скотоводства - пастушеское, подвижное, полуоседлое. Оно комплексно, что определяется влиянием природной среды, например, скотоводство в горах. Существенным здесь является то, что скотоводство взаимодействует с земледелием. Большую роль в таком сочетании играют исторические и этнические традиции сложения особенностей способов выпаса скота. Пастушеское скотоводство предполагает выпас животных на сезонных пастбищах под наблюдением специальных пастухов, что позволяет части населения жить стационарно и заниматься другими видами хозяйственной деятельности. Способы выпаса скота в пастушеском скотоводстве могут отличаться организацией отгона (отгонный, яйлажный, выгонный и т. п.). Пастушеское скотоводство в отличие от кочевого и полукочевого в меньшей степени влияет на состав материальной культуры этнической общности, вернее это влияние не столь всеобъемлющее, как у кочевников.

Последняя разновидность скотоводства, оседлое или стойловое является не столько самостоятельным видом хозяйственной деятельности, сколько условием для функционирования пашенного земледельческого хозяйства. Стойловое скотоводство может быть ориентировано на разведение молочного скота. Для него свойственно стойловое содержание животных с использованием специальных построек, заготовкой кормов, использование животных в земледельческих работах.

Данные классификации позволяют не только предварительно ориентироваться в значении скотоводства в культуре конкретной этнической общности, но определить подход его изучения. Так оно может быть рассмотрено либо как фактор, влияющий на все компоненты традиционно-бытовой культуры, либо как одно из культурных явлений, не оказывающих определяющего влияния на состав культуры этнической общности.

Скот. Местные породы домашних животных. Особенности экстерьера. Масти. Представления об особенностях домашних животных других народов. Представления о доместикации. Легенды, сказки, предания о первых домашних животных, взаимодействие в скотоводстве с соседними народами, покупка, обмен, прочие случаи.

Скотоводческая терминология. Названия пород. Возрастные группы, по каким признакам определяются. Половые группы. Функциональные группы. Масти. Клички. Обозначения частей тела животных.

Содержание животных. Видовая структура поголовья скота. Половозрастная структура стада и хозяйственная ориентация, воспроизводство. Селекция. Естественная убыль. Болезни животных. Причины, признаки, приемы и средства лечения. Содержание животных по периодам года. Режимы питания по сезонам. Характеристика пастбищ, их необходимые качества по сезонам. Способы кочевания. Разновидности выпаса. Приемы выпаса общие и по сезонам. Использование при выпасе индивидуального и стадного поведения животных. Применение для выпаса собак. Хозяйственные постройки в скотоводстве. Корма, их характеристика, заготовка, хранение. Рацион. Пастух, его подготовка, снаряжение. Скотоводческий инвентарь.

Хозяйственное использование домашних животных. Использование животных для обработки земли. Породы, обучение, необходимое количество. Способы использования.

Молочное скотоводство. Породы. Представление о молоке, название, назначение, питательные и иные свойства. Сроки доения, количество молока. Способы доения, посуда. Способы и технологии переработки молока. Исходный, промежуточный, конечный продукты, их названия и использование. Утварь для переработки, хранения и утилизации молока. Способы консервации.

Использование шерсти. Породы животных. Технологии получения шерсти. Место и время. Сырье. Инструменты и приспособления. Способы первичной обработки. Хранение.

Мясное скотоводство. Животные, предназначенные для забоя. Забой - место, время, способы, орудия. Разделка - место, орудия, порядок. Название туши и ее основных частей, внутренних органов. Мясо, субпродукты, жир, кости, сухожилия, шкура, использование мяса, субпродуктов и жира. Сыроедение, способы и технологии переработки. Консервация. Использование костей, сухожилий, кож. Продукция мясного скотоводства, утилизируемая в хозяйстве, предназначенная для продажи, обмена и т. д. Ее состав и количество.

Транспортное скотоводство[162]. Транспортные животные. Характеристика экстерьера, необходимые данные в связи с назначением (упряжное, верховое, вьючное). Обучение. Необходимое количество. Способы применения по сезонам.

Формы и отношения собственности в скотоводстве. Права собственности на скот. Личная и коллективная. Наследование, передача по браку, дарение и т. д. Меты собственности. Их названия, способы изготовления, места расположения. Нормы обычного права в скотоводстве. Передача окота на выпас. Формы кооперации в скотоводстве.

Домашние животные в традиционном мировоззрении. Представления о первых домашних животных и сверхъестественных существах, давших их человеку. Одушевление домашних животных. Духи-покровители и их связь с прочими духами. Магическая сила домашних животных и частей их тела. Посвященные животные и отношение к ним человека. Домашние животные как жертва. Скотоводческие "праздники" и прочие обряды связанные со скотоводством. Домашние животные в погребальном обряде.

Охота, рыболовство, собирательство. Эти составляющие образуют комплексное промысловое хозяйство. Оно является исходным способом человеческой деятельности, что предполагает его субстратный характер в культуре современного человечества. Даже в условиях производящей экономики оно полностью не утратило хозяйственного значения, хотя и переместилось в сферу подсобных занятий. Исторически, на промысловом хозяйстве базируется ряд хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой. Они могут быть комплексными - охотники, собиратели, рыболовы, либо специализированными - рыболовы бассейнов крупных рек, морские зверобои.

Каждая хозяйственная составляющая как комплексных, так и специализированных видов промысловой деятельности, отличается способами организации, хозяйственной направленности, атрибутацией. Поэтому в поле материал принято собирать по отдельным отраслям присваивающей экономики.

Охота [163]. Направления охоты. Охота на сухопутных животных, мясная, пушная. Охота на водоплавающую и боровую (лесную) птицу. Охота на морских животных. Виды промысловых животных и птиц. Местные названия. Организация промысловой деятельности. Сезоны промысла.

Способы охоты. Активная охота. Коллективная и индивидуальная. Сроки и объекты промысла. Снаряжение охотника. Орудия промысла, одежда, транспорт и способы переноски тяжестей. Использование на промысле домашних животных: как транспорт, для выслеживания и удержания зверя, животные-манщики. Пассивная охота. Сроки и объекты промысла. Самоловные автоматические орудия. Ловушки давящие (пасть, слопец, кулема, плашка и т. п.), ущемляющие (черканы, капканы), ранящие и убивающие (очеп, самострел, кляпец), собственно лопушки (сети, силки, петли, перевесы). Конструкция и механика действия. Назначение и способы постановки, расположение на местности.

Использование продуктов охоты. Обработка шкур и мяса. Заготовка впрок. Орудия обработки. Утилизация и реализация продуктов охоты.

Собственность на промысловую территорию, добычу, снаряжение и орудия промысла.

Промысловый культ. Представления об объектах промысла в традиционном мировоззрении. Коллективные и индивидуальные охотничьи обряды в период предшествующий промыслу и на промысле. Запреты, поверья и прочие нормы, регулирующие поведение человека на охоте.

Рыболовство. Объекты рыболовства, их местные названия. Соотношение по сезонам. Способы рыбной ловли в зависимости от объекта промысла, сезона и места (морское, речное, озерное). Пассивное рыболовство. Орудия труда и приспособления (сети, невода, котлы, заездки, запруды, рыболовные ловушки). Их конструкция и применение. Активное рыболовство. Орудия активного рыболовства (удочки, остроги, гарпуны, лук и т.п.). Средства передвижения по воде.

Использование продуктов рыболовства. Разделка и переработка. Заготовка впрок, орудия переработки рыбы. Рыбья кожа, жир, кости, приготовление клея.

Собственность на рыболовные угодья и орудия лова. Утилизация и реализация продуктов рыболовства. Рыболовство в промысловом культе.

Собирательство. Объекты собирания, сроки, способы и орудия труда. Обработка и использование продуктов собирательства в пищу в народной медицине, изготовлении утвари и т. п. Продажа и обмен продуктов собирательства. Примеры культивирования дикорастущих растений.

Промыслы и ремесла. В сфере хозяйственного быта промыслы и ремесла, как правило, имеют вспомогательное значение. Терминологические отличия определяются не столько их содержанием, сколько условиями реализации конечного продукта. Так продукция домашних промыслов обычно утилизировалась в хозяйстве ее производящем, то есть она носила натуральный характер. Уровень специализации домашних промыслов был низок и зависел от основного направления хозяйственной деятельности. Например, домашние промыслы в скотоводческом хозяйстве. Продукция ремесленного производства, как специализированного и даже кооперированного в виде различных ремесленных артелей, в большей степени ориентирована на рынок, чаще она имеет товарный характер. В то же время, на уровне этнографического бытования грань между промыслами и ремеслом провести довольно сложно.

Промыслы и ремесла обычно делят на отхожие и связанные с переработкой сырья и изготовлением предметов ремесленного производства.

Отхожие промыслы. Виды и занятость в них местного населения. Места отходничества, сезоны и длительность. Значение отходничества для традиционного хозяйства. Связь отходников с домом. Инструменты, одежда и другие предметы обихода отходника. Использование заработка.

Промыслы, связанные с переработкой сырья и изготовлением товара. Сырье: дерево, металл, камень, глина, шерсть, сырье растительного и животного происхождения. Источники получения. Количество. Инструменты и технологии переработки. Место и время производства работ. Конечный продукт. Название произведенного товара. Инструмент и технологии изготовления. Место и время. Количество произведенного товара. Его использование в домашних условиях. Способы продажи: перекупка, рынок и т. п. Места продажи. Годовой доход от продукции промыслов. Его назначение. Организация труда. Сырье или товар. Производственное место. Количество членов семьи занятых домашним или ремесленным производством. Распределение труда. Ремесленные объединения. Состав, структура, принципы организации производства и реализации конечного продукта.

Этнические ориентации в промыслах и ремесленном производстве.

Средства передвижения. Данный компонент традиционно-бытовой культуры занимает как бы промежуточное положение между компонентами "хозяйственный быт" и "материальная культура". Средства передвижения являются объектом материальной культуры, но в своем назначении, они, прежде всего, обеспечивают потребности транспортировки грузов и самого человека в процессе производственной деятельности.

Разнообразие форм и способов передвижения определяется, прежде всего, образом жизни, то есть хозяйственно-культурной ориентацией. Наиболее совершенные, как универсальные, так и Функциональные средства передвижения, сформировались у кочевников, подвижных охотников. Условия передвижения, например, горные районы, приводят к формированию вьючных, верховых или пеших способов передвижения. Большое влияние на состав и конструкцию транспортных средств оказывает среда передвижения. Так, у оседлых рыболовов и морских зверобоев сформировались весьма совершенные средства передвижения по воде, а у таежных охотников Северной Азии функциональные, в зависимости от среды и условий передвижения камусные лыжи и лыжи голицы, у арктические народов ведущих промысел не припае и торосистом льду, лыжи ступательного типа. Значительное влияние на формирование средств передвижения оказывают этнокультурные процессы, вследствие которых сходные средства передвижения можно встретить у народов различных по происхождению.

Данные аспекты относятся не только к исследовательскому применению материала, который собирается о средствах передвижения. Они позволяют еще в полевых условиях ориентироваться в факторах, влияющих на их бытование.

Основными источниками сбора информации является наблюдение за реально бытующими способами и средствами передвижения, иконографические материалы. В прошлом широко применялся сбор информации о средствах передвижения на базарах. В настоящее время этот способ мало эффективен, но в случае возможности от него не следует отказываться. При изучении средств передвижения довольно велик объем фиксации. Наряду с Фотографией, которая дает представление о внешнем виде транспортного средства, либо способах его применения, необходима разнообразная графическая фиксация. Это составление схем упряжек, чертежей или схем упряги, чертежей сложных составных частей транспортных средств, например, поворотного узла передней оси телеги. При изучении транспортных средств большое значение имеют сведения о технике их изготовления, терминологии, назначении и способах применения. Эти сведения собираются в опросе информантов.

Обобщенная схема сбора материал о средствах и способах передвижения может быть представлена в следующем виде.

Наземные способы передвижения летние и зимние. Передвижение пешком, снаряжение и приспособления для транспортировки грузов. Передвижение на лыжах. Разновидности лыж (скользящие: камусные и голицы, ступательные: лыжи-ракетки). Материал, орудия и технология изготовления. Способы передвижения на лыжах.

Передвижение с помощью транспортного животного. Разновидности и породы транспортных животных. Использование в зависимости от назначения. Транспортировка грузов и транспортировка людей. Обучение транспортных животных.

Вьючный способ транспортировки грузов. Вьючное животное. Приспособление для вьючной транспортировки грузов. Вьючное седло или иные приспособления. Материал, орудия, технология изготовления. Расположение на животное. Караван вьючных животных.

Верховой способ передвижения. Годовые и возрастные разновидности верховых животных. Снаряжение. Верховое седло, подпруги, стремена, узда, недоуздок, дополнительные элементы верхового снаряжения. Материал, орудия, технология изготовления. Украшение верхового снаряжения. Схема размещения на животном. Посадка, способы управления. Вьючно-верховой способ передвижения.

Упряжной способ передвижения, зимний и летний, для транспортировки людей и грузов. Схема организации упряжки. Названия животных в связи с их расположением в упряжке. Упряжь. Состав. Материал, орудия, технология изготовления. Расположение упряжи на животном, взаимодействие и крепление частей. Различия в составе и организации упряжки и упряжи в зависимости от назначения (грузовая, ездовая). Крепление упряжки к транспортному средству.

Транспортные средства: колесные и полозные. Функциональные разновидности в зависимости от назначения. Конструкция функциональных разновидностей транспортные средств. Материал, орудия, технология изготовления. Названия конструктивных частей. Чертежи узлов крепления. Украшение транспортных средств. Грузоподъемность. Рассадка и управление. Применение по сезонам, назначению, среде и условиям передвижения. Использование наземных транспортных средств в иных Функциях: в качестве хозяйственной постройки, в погребальном обряде и т.п.

Средства передвижения по воде. Плоты и лодки. Лодки: каркасные (кожаные и корьевые), однодеревки долбленые и полудолбленые, составные, дощатые. Функциональные разновидности и грузоподъемность. Материал, орудия, технология изготовления. Конструкция, соединение узлов, терминология. Движетели: шесты, "юлы", весла, парус. Использование лодок в иных функциях: для транспортировки грузов по суше, как жилище, в погребальном обряде и т. п.

Количество средств передвижения необходимых в хозяйстве. Специальные средства передвижения: в свадебном обряде, для транспортировки предметов культа и т.д. Изготовление транспортных средств в домашних условиях, покупка. Ремесленные центры или профессионалы, занимающиеся изготовлением транспортных средств.

Материальная культура .

Как отмечалось выше, компонент материальная культура (поселения, жилище, одежда, пища, утварь) исследовательском плане выделяется в какой-то степени условно. Вычленение материальной культуры и ее составляющих в самостоятельный раздел при полевом сборе материал, методически более традиционно. В то же время, она производна от хозяйственного быта и является для этнической общности внешним, как бы потребительским его свойством. Не случайно, что в поле материальная культура всегда исследуется в связи со способами хозяйственной деятельности. Полевое изучение материальной культуры не означает простого переведения. Опираясь на первое положение полевой этнографии о необходимости сбора полевого материала не просто об отдельных компонентах традиционно-бытовой культуры, но и связях существовавших между ними, следует иметь в виду методическое положение высказанное С.А. Токаревым: "Этнографа вещи интересуют не сами по себе, а в их отношениях к людям". Поэтому конкретные вещеведческие описания, не только па уровне систематизации, но и при сборе материала, следует рассматривать не в качестве конечной цели этнографического исследования, а как вспомогательный прием. Любая материальная вещь интересует этнографа только в плане ее социального бытования[164]. Поэтому любой элемент материальной культуры отражает в себе хозяйственные занятия, систему социальных связей, мировоззренческие мотивы и т.п.

Такая установка при сборе полевого материала о материальной культуре является оптимальной или даже абсолютной. Частную методику и объем информации, которую нам необходимо получить, все же диктует проблематика. Так, если ставится задача сбора материала об отражении традиционного миропонимания в жилище, более чем вероятно, что мы можем упустить такой вопрос, как история развития жилища в границах конкретной историко-этнографической области. Поэтому полевая этнография должна преследовать свою, может быть в какой-то мере более универсальную, по сравнению с частной исследовательской целью, цель сбора информации о конкретном элементе культуры. В качестве такой цели, прежде всего, следует полагать Фиксацию изучаемого объекта, его структурных и генетических связей при помощи всех составляющих метода непосредственное наблюдения. Это позволяет сконцентрировать информацию, которую в дальнейшем можно использовать в связи с конкретной проблематикой. При таком условии не следует пренебрегать частной проблематикой стоящей перед исследователем. Такой материал можно собирать на уровне подпрограммы, при изучении объекта в целом. Если мы опять вернемся к примеру с жилищем, то материал о нем следует собирать монографически с выделением частной, более разработанной подпрограммы о жилище в традиционной системе миропонимания. Такой подход требует больше времени, но удовлетворяет основной цели полевой этнографии по Формированию емкого в информационном отношении этнографического источника.

Материальная культура определяется как объекты (предметы, вещи) материально существующие в пространстве в определенные временные периоды. К ним относятся орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища, одежда и украшения, средства передвижения, утварь и предметы домашнего обихода[165]. Иногда она определяется как продукт материальной деятельности людей[166].

Некоторые из элементов, составляющих материальную культуру, были рассмотрены в разделе "Хозяйственный быт", другие, своей атрибутикой и выполняемыми Функциями, специфичны и менее явно связаны с прочими компонентами культуры. Поэтому в полевых условиях они, как правило, описываются в качестве самостоятельных объектов.

Поселение. Термином поселение в этнографии принято обозначать группу жилых и хозяйственных построек сосредоточенных в одном месте[167]. Другое определение содержит представление о внешней характеристике поселений, но не отражает конкретности этнографического изучения поселении как продукта и условий жизнедеятельности этнической общности. Ответ на этот вопрос дают современные типологии поселений, основным критерием которых являются Формы общественного разделения труда. Такой подход позволяет делить поселения на городские (город и городской поселок) и сельские. А под поселением рассматривать "территориально целостный и компактный ареал концентрации населения со всеми необходимыми условиями и оборудованием дли жизни, труда и отдыха людей[168].

Как отмечалось выше, этнографическое изучение города, являясь обособленной предметной сферой этнографии, оперирует специальными методиками исследования объекта. Поскольку традиционная методика полевой этнографии направлена на исследование сельского населения, мы остановился только на этом вопросе.

Спецификой сельского поселения является то, что его облик, а зачастую и функции, определяются не только жизненными потребностями людей, но и теснейшей связью с хозяйственными угодьями. Поэтому сельские поселения принято делить на стационарные (земледельческие, рыболовецкие, охотников на морского зверя) и подвижные (скотоводческие и охотничье-собирательские). В ряде случаев, при наличии стационарных поселений, могут существовать и сезонные (комплексное охотничье-рыболовецкое хозяйство, пастушеское скотоводство).

Развитие структуры сельских поселений связано с характером хозяйства, формами землевладения и землепользования. Например, это восточнославянские село, деревня, займище, починки, выселки, хутор и т. п., которые отличаются разновидностью взаимодействия жилой и хозяйственной части поселения[169]. Общая классификация учитывающая этот аспект может быть представлена в следующем виде. 1). Компактное поселение. В нем жилая и хозяйственная части составляют единое целое. 2). Раздельное существование жилой и хозяйственной части. 3). Локальное обособленное поселение типа "хутор", "ферма".

Любому поселению свойственно два взаимосвязанных признака: внутренняя структура и внешняя планировка. Внутренняя структура организуется взаиморасположением жилой и хозяйственной части, наличием центра, общественных построек (включая культовые объекты), оборонительных сооружений[170]. Наряду с этим, внутренняя организация поселений, предполагает возможность выделения "квартальной структуры". Чаще всего она базируется на основе динамики формирования поселения. Это могут быть старые и новые кварталы застройки, социально-классовые ("нищие концы"), профессиональные ("горшечники"), этнические ("хохлы").

Признак внешней планировки учитывает пространственное соединение частей поселения в единое целое и его расположение на местности относительно географических объектов. Разновидности внешней планировки плохо типологизируются, чаще выделяются поселения со скученной, рядовой, уличной, замкнутой, концевой и квартальной планировкой. В зависимости от географической привязки, происхождения и развития, данные типы могут включать в себя разновидности форм застройки[171].

Сбор полевого материала об исследуемом поселении следует проводить с учетом исследовательской проблематики, а также структурного и генетического аспектов полевой этнографии.

В качестве универсальных факторов влияющих на формирование и развитие поселения, могут быть выделены следующие:

- уровень социально-экономического развития, формационная принадлежность этнической общности, оказывают влияние на структуру, состав и планировку поселения;

- природно-географический фактор связан с рельефом местности (равнина, горы, прибрежное расположение) и возможностями хозяйственной деятельности;

- социальный фактор особенностей организации сельского поселения связан с господствующими социальными структурами, общинной или индивидуальной собственностью на средства производства и т.п.;

- фактор сельскохозяйственного производства, то есть хозяйственной специализации, которая ведет к формированию подвижных, стационарных и сезонных или временных поселений;

- мировоззренческие традиции определяют существование в структуре поселений культовых построек, соотнесение в пространстве поселений и культовых (сакральных) мест. Например, кладбище "за водой" или "по воде";

- разнообразное влияние на поселение оказывают этнические традиции, связанные с историей этнической общности в процессе этногенетического и этноисторического развития[172].

Учет этих факторов позволяет собирать более емкую информацию, всесторонне отражающую историю изучаемого поселения.

Объем работ, которые выполняются при полевом изучении поселения, довольно большой. Это составление описания поселения методом наблюдения, плана поселения в полярных координатах глазомерным способом, фотографирование: панорамная съемка поселения из одной точки, сюжетная съемка отдельных объектов поселения, зафиксированных в описаниях как типичные или единичные (типичные усадьбы, ориентировка на местности, общественные постройки, источники водоснабжения и т.п.), опрос информантов по структуре и истории поселения, знакомство о документальными источниками по истории поселения.

На основании этих направлений работ составляется исследовательская программа. Она состоит из следующих разделов.

Название населенного пункта (старое и новое). Основание. Окружающая топонимика. Административная принадлежность и расположение: административному центру, территориальные связи. Демография и этнический состав (по возможности историческая динамика). История поселения как хозяйственного центра.

Тип поселения и его расположение на местности. Естественные и искусственные источники водоснабжения. Планировка поселения. Ориентировка усадьб, застройка, Форма поселения, границы поселения. Структура поселения. Жилые и хозяйственные постройки. Общественные здания и хозяйственные постройки (мельницы, маслобойки, кузница и т. п.). Названия отдельных частей поселения. История формирования.

Хозяйственная среда поселения. Пашни, сенокосы, неудобья, выгоны, водоемы, леса, пасеки, приусадебные участки, промысловые угодья. Местные названия. Права собственности и использование. Сезонные поселения. Назначение, способы организации, места древних поселений в данной местности.

Жилой комплекс. В этнографии жилой комплекс, как и входящие в его состав жилые и хозяйственные постройки, рассматривается как важный источник для исследования вопросов истории этнической общности и ее локальных групп, истории культурных связей. Жилой комплекс, жилищный комплекс, домохозяйство или усадьба, это принадлежащий одному хозяйству земельный участок в пределах зоны поселения, на котором располагаются жилые и хозяйственные постройки, иногда приусадебные участок[173]. В изучении элементарных структур поселения следует обращаться не к жилищу или хозяйственным постройкам, а именно к жилому комплексу, поскольку его бытование связано с одной из важнейших характеристик этнической общности - хозяйственной деятельностью. Постройки, входящие в состав жилого комплекса выполняют свои специализированные Функции, но они тесно связаны друг с другом хозяйственным, социальным, сакральным и прочими видами взаимодействия. Как элементарная часть поселения, в своем развитии жилой комплекс испытывает воздействие тех же факторов, которые влияют и на поселение. Это и уровень социально-экономического развития, и хозяйственная ориентация, историко-культурное влияние, природно-экологическое воздействие, собственно-этнические традиции.

При сборе материала о жилом комплексе, организованном на определенных принципах и связях объекте, этнографы давно стремились к его типологизации. В качестве ее основы чаще используется признак застройки, то есть взаиморасположение построек на территории усадьбы. Терминологические определители типов застройки сильно варьируют. Поэтому в каждом конкретном случае при подготовке к выезду в поле следует учесть особенности организации усадьбы в намеченном для исследования районе. Современная методика требует составления для каждого жилого комплекса так называемого "Бланка усадьбы", в который включаются данные, собираемые с использованием различных составляющих метода непосредственного наблюдения. В объём работ при сборе информации о жилом комплексе входит:

- описание усадьбы способом наблюдения;

- составление плана усадьбы в масштабе, либо приблизительной схемы;

- фотографирование усадьбы с учетом её расположения на местности или по отношению к другим частям поселения;

- фотографирование построек, входящих в жилой комплекс;

- работа с информантами.

Примерная программа сбора информации о жилом комплексе может быть представлена в следующем виде. Время строительства и название усадьбы. Ее расположение на местности. Площадь усадьбы с приусадебным участком. Использование территории усадьбы. Ограждение внешнее и внутреннее, количество и направление входов. Состав построек, их название, назначение и расположение в границах жилого комплекса. Застройка усадьбы, разновидности связей. Сведения о строителях.

В состав жилого комплекса входят постройки, которые в зависимости от функции делятся на жилые и хозяйственные. Последние можно разделить на постройки для хранения и переработки продуктов, для хранения хозяйственного инвентаря и для нужд животноводства.

Именно эти данные включаются в "Бланк усадьбы". Для более детального сбора материала эта программа может быть расширена при помощи включения в нее частных вопросов в связи с конкретной проблематики исследования.

Жилые и хозяйственные постройки. Как отметил С.А. Токарев, методика изучения жилища в связи с информацией, которую при этом можно получить, весьма разнообразна[174]. Это не только материальный объект, но и определенным образом организованное культурное пространство, в котором находят выражение хозяйственный, социальный, мировоззренческий, эстетический аспекты жизни этнической общности[175]. Жилище является одним из древнейших элементов человеческое культуры, поэтому его развитие определяется многими факторами[176]. Одним из наиболее значимых является социальный эквивалент, то есть семья. Форма, структура которой влияли на тип жилища, функциональное использование его отдельных частей. Уровень социально-экономического развития оказывает влияние на применение новых строительных материалов и технологий, в целом, урбанизационные процессы воздействуют на планировку, интерьер, условия быта. Хозяйственная деятельность человека определяет тип жилища, материалы из которого оно изготовляется. В качестве примера можно привести юрту кочевников или землянку морских зверобоев. В ряде случаев хозяйственная деятельность влияет на сочетание жилой и хозяйственной части в жилище. Важным фактором, влияющим на историю и бытование жилища, являются культурно-исторические связи между народами. Хорошим примером тому может послужить Поволжье, где у ряда народов встречаются сходные по материалу и технологии изготовления, но имеющие различные этнические истоки жилища.

Являясь опосредованные приспособлением к физико-географическим условиям, жилище и многие его свойства формируется под влиянием природно-экологического фактора[177]. Особое место в бытовании жилища, традиционной строительной технике, архитектурно-художественном оформлении, внутренней планировке, занимает этнический фактор, который играет роль стабилизатора существенных этнических характеристик жилища[178].

Данные факторы, как и в отношении других элементов традиционно-бытовой культуры, связаны с исследовательским применением полевого материала о жилище. Поэтому в полевой этнографии учитывать их влияние необходимо, поскольку именно такой подход позволяет собрать информацию о жилище в его связях с другими компонентами традиционно-бытовой культуры и хронологии его бытования.

В полевом исследовании жилых и хозяйственных построек большое значение имеет учет их типологических признаков. Поскольку жилище представляет сложный культурно-бытовой комплекс с множеством таких признаков, обобщающей классификации не существует.[179] На практике используются классификации и терминология, учитывающие различные признаки объекта. Пользоваться такой терминологией при полевом сборе материала следует обязательно, поскольку она коди­рует информацию, сокращает объем записей, затраты времени. Так об одном и том же объекте можно сказать, Что это "свайная постройка" либо, что это постройка, стоящая на платформе, которая на столбах приподнята над землей".

Из самых разнообразных классификаций, при описании жилых и хозяйственных построек, могут быть использованы следующие:

- По материалам и строительной технике - каменные, кирпичные, сырцово-кирпичные, срубные, плетеные, корьевые, с покрытиями из шкур и шерсти, каркасные, каркасно-столбовые, блочные, смешанные.

- По вертикальному развитию - землянки, полуземлянки, назем­ные /одно-, двух-, многоэтажные/.

- По конструкции, материалу и форме крыши - столбовая, самцовая, стропильная, тесовая, драночная, покрытая сеном, камышом, листьями дерном, черепичная, железная, I - 4-х скатная.[180]

Основными источниками изучения жилых и хозяйственных постро­ек являются реально бытующие постройки, фотографии, иконографи­ческие источники. Следует иметь в виду, что архаические формы жилых построек могут использоваться в виде современных временных. При строительстве нового жилого дом, старый может быть использован в иных функциях, например, как хозяйственная построй­ка. Наиболее устойчивыми элементами построек являются принцип внутренней планировки и приемы строительной техники.

При сборе материалов о жилых и хозяйственных постройках выполняются следующие виды работ:

— Описание методом наблюдения с использованием классификационной терминологии.

— Фотографирование постройки в целом проекцией "с угла",
чтобы было видно минимум две стороны. Фотосъемка отдельных элементов постройки: конструктивных, архитектурно-декоративных и
т. п. Фотографирование интерьера. В целом фотографирование документирует описание и поэтому объем фотофиксации определяется
тем, что акцентируется в описании.

— Составление планов постройки: горизонтальных в связи с
этажностью, вертикальных в продольной и поперечной плоскостях,
схема интерьера.

— Опрос информантов.

Поскольку о постройках собирается массовый материал необхо­димо вести стандартизированную фиксацию, то есть описывать и фик­сировать объект, собирать опросный материал по определенной схе­ме в виде «Бланка обследования постройки».

Время, место (в соответствии с современным и прежним адми­нистративным делением), этническая общность, фамилия, имя отчество хозяина, возраст, занятия, состав семьи, время постройки. На­звание и назначение. Строители. Перестройки. Материал, способы заготовки. Строительный инструмент.

Расположение в усадьбе. Тип постройки /характер и взаиморасположение частей/. Материал стен. Техника строительства. Фундамент. Подпол. Конструкция, форма и материал покрытая крыши. Опо­ра потолка, потолочное перекрытие. Пол. Окна. Вход и его ориен­тировка, крыльцо. Украшение: без украшений, с наличием и украше­нием архитектурных деталей. Резьба, раскраска. Отделка стен наружная и внутренняя. Тип, материал и расположение отопительного со­оружения.

Внутренняя планировка, переборки. Названия и назначение сто­рон, углов, частей жилища. Мебель подвижная и неподвижная.

Обрядность связанная с выбором места, строительством, заселением, жизненным циклом. Символическое значение частей жилища.

При сборе материала по данной схеме следует исходить из не­обходимости предварительного обследования с целью выявления ти­пичных построек, которые и описываются в полном объеме. Прочие постройки изучаются в сопоставлении с типичными для данного рай­она или населенного пункта. Такой подход соответствует выборочному приему обследования, который применяется в полевой этногра­фии при сборе массового повторяющегося материала.

Одежда. Собирание материалов об одежде является традицион­ным направлением изучения материальной культуры в полевой этно­графии, чacто одежда рассматривается как один из внешних знаков этнической принадлежности человека. Всостав одежды входит соб­ственно одежда, головные уборы, обувь, украшения, иногда здесь же рассматривают татуировку и прически, как универсальный эле­мент традиционно-бытовой культуры, у каждой этнической общности одежда формировалась под влиянием самых разнообразных факторов. Наиболее значимыми из них являются экологические, экономические, соци­альные, мировоззренческие.

Экологический фактор оказывает заметное влияние на состав одежды или костюм, ее конструкцию или крой, а также на материал. Так, а экваториальной области одежда, как правило, минимальна или облегчена. В умеренном поясе она выполняет защитную функцию, поэтому костюм более сложен по составу, либо существуют специ­альные сезонные виды одежды. Наглядным примером влияния эколо­гии на конструкцию, является распространение в Арктике одежды «глухого» типа, в этой же зоне для изготовления одежды исполь­зуются шкуры животных, хорошо защищающие человека от низких тем­ператур.

Экономическое или хозяйственное влияние проявляется, прежде всего, в использовании изготовлении одежды материалов полученных в результате хозяйственной деятельности. Так северные ханты оленеводы применяли для шитья одежды оленьи шкуры, обские ханты рыболовы - рыбью кожу, а южные - материалы растительного происхождения.

Особенности одежды, которые формируются под воздействием со­циальных факторов, наглядно проиллюстрированы С.А.Токаревым. Им были отмечены как универсальные поло-возрастная разделитель­ная так и собственно социальная указывающая на социальную принад­лежность функции одежды.[181]

Мировоззренческий аспект одежды связан с наличием специаль­ных, сакральных,например, шаманский костюм, либо обрядовых, по­гребальная, свадебная, ее видов.

Данные факторы могут быть определены как «внутренние», наря­ду с «внешними», ввиде влияния на одежду изучаемой этнической общности культуры других народов. Эти обстоятельства позволяют отметить один важный методический аспект: в полевых условиях одежда всегда изучается в историческом плане, причем пути изучения могут различаться. Можно идти от описания ныне бытующих форм и выяснения в них архаических элементов, с последующей про­екцией в прошлое, либо изучение архаических форм одежды с прос­леживанием их изменений ксовременности. Этот подход показывает, что одежда является хорошим источником для решения вопросов ис­торической этнографии, этногенеза и этнической истории. Тради­ционный костюм часто рассматривается как хороший определитель специфики культуры этнической общности. Особенности костюма по­зволяют фиксировать локальные особенности культуры народа. Тес­ная связь одежды с другими компонентами традиционно-бытовой культуры, позволяет в полевых условиях собирать материал о ее взаимодействии с хозяйственным бытом, социальных отношениях и т.д.

В связи с тем, что одежда выполняет разнообразные культур­ные функции, при сборе полевого материала рационально использо­вать классификационный подход.

По категориям ношения можно выделить следующие разновидности одежды: верхняя плечевая, нижняя плечевая, поясная, нательная, головные уборы, обувь, рукавицы, украшения, дополнительные эле­менты. Из обоих методических замечаний следует иметь в виду, что полный набор одежды можно встретить у народов живущих в экстремальных климатических условиях, либо стоящих на высоком уровне социаль­но-экономического развития. Последнее связано с закономерностя­ми усложнения культуры в целом и одежды, как одного из ее элементов в частности. Нательная одежда исторически имеет позднее происхождение. Украшения, если, они представлены в виде орнамента, следует изучать в сопоставлении на различных частях костюма.

По половозрастной принадлежности одежда делится на: мужскую, женскую, для грудных детей, для мальчиков, длядевочек, для юношей, для девушек, для стариков. Специфика поло-возрастных осо­бенностей одежды фиксируется не только в крое, крой может совпа­дать, например мужская рубаха и женское платье, но и в составе костюма, материале и его цвете, в украшениях. Здесь же следует обращать внимание на порядок смены костюма при переходе в дру­гую возрастную группу или с обретением иного социального стату­са.

По назначению одежда делится на: производственную (рабочую, промысловую) повседневную, праздничную, военную, ритуальную или обрядовую и сакральную. Эти разновидности одежды часто не различаются по покрою. Основным типом является повседневная, прочие могут отличаться от нее украшениями, особым материалом, ли­бо дополнительными элементами, например, пластины защитного доспеха или подвески шаманского костюма.

В умеренном и холодном поясе одежда отличается по сезонам: летняя, зимняя и межсезонная. Особенности типов могут быть не только в материале, но и в способах ее применения. Например, зимняя меховая одежда после того, как мех вытерся, может быть исполь­зована как летняя. Среднеазиатский халат, если он одет один, яв­ляется летней одеждой, но если их одеть два, то это будет уже зимний костюм.

В зависимости от материала из которого изготовлена одежда, она делится на категории (по материалу). Здесь устоявшейся классификации не существует, поскольку материалы могут бытьвесьма разнообразны: от коры и войлока, до птичьих перьев и кишок кита.

Иногда выделяют типы одежды в связи с конструктивными особен­ностями ее кроя: вертикальный, перекидной тип и горизон­тальный отрезной тип, и по форме – распашная, «глухая», обернутая, как вариант глухой, (двойная одежда с подкладкой).

Длячего нужны эти классификации? В какой-то мере можно пола­гать, что классификационный подход при полевом исследовании одеж­ды провоцирует «заданность» исследователя, диктует профессиональ­ное видение объекта, о котором собирается материал, поэтому его нужно применять осознанно. Эффективность классификационного подхода состоит в том, что состав одежды практически у каждой этни­ческой общности весьма разнообразен. Поэтому он позволяет предва­рительно систематизировать материал, что повышает результативность работы, экономит время. Такой подход позволяет унифицировать собираемые сведения. Так, при описании методом наблюдения с исполь­зованием классификационного подхода, исследователь может соста­вить некую схему по которой может быть зафиксирована любая разно­видность одежды. Например, «мужская, верхняя плечевая, летняя, вертикального кроя, распашная, изготовлена из ....». Чаще, такая схема применяется длявыяснения состава


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: