Фикционный финализм. Адлер полагал, что все люди ориентируются в жизни по­средством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность

Адлер полагал, что все люди ориентируются в жизни по­средством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя поведе­ние людей. Фикционный финализм подразумевает, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но она, тем не менее, оказываетсяреальным стимулом, определяющим устремления челове­ка. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков это оказывается невы­полнимым и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Порядок рождения.

Подчеркивая важность социального контекста в развитии личности, Адлер обращал внимание на порядок рождения детей, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни.

Единственный ребёнок слишком долго находится под опекой матери и ожидает такой же защиты и опеки от других людей. У него нет других братьев или сестер, с которыми бы ему приходилось конкурировать. Особенностью его стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Первый ребёнок до рождения второго получает безграничную любовь родителей. Но с появлением следующего ребенка лишается своего привилегированного положения, и это может быть травматично для него. В результате семейной борьбы он осваивает стратегию выживания в одиночку. Адлер полагал, что старший ребенок в семье более консервативен, склонен к лидерству, власти, устойчив к выживанию и является хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Средний ребёнок вырастает соперничающим и честолюбивым. Ситуация стимулирует его побеждать рекорды старшего ребенка, поэтому часто темп его развития оказывается более высоким. Средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что повышает вероятность возможность неудач. Адлер сам был средним ребенком в семье.

Младший ребёнок часто окружен вниманием и заботой со стороны не только родителей, но и старших детей. У них больше прав и привилегий, поэтому младший ребенок испытывает сильное чувство неполноценности и зависимости. Вместе с тем, у младшего ребенка высокая мотивация превзойти старших сиблингов.

У ребенка стиль жизни не всегда совпадает с описаниями, данными Адлером. Он лишь утверждал, что позиция каждого ребёнка в семье вызывает субъективные переживания и влияет на способность принимать решение.

_________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: