Социальный интерес

Социальный интерес отражает убеждения Адлера в том, что люди являются социальными созданиями. Следовательно, чтобы понять человека, необходимо рассматривать его отношение с другими людьми и социально-культурный контекст, в котором он живет.

Первоначально Адлер полагал, что люди мотивированы жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. Адлера критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Позиция Адлера в вопросе мотивации, по мнению многих психологов, представляет собой замаскированную версию теории Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, Адлер сделал упор на то, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Каждый человек обладает им в некоторой степени, поскольку он является социальным созданием по своей природе. Но подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, а требует, чтобы его осознанно развивали.

В воспитании большая роль принадлежит матери, которая может не только формировать, но и подавлять социальный интерес. Если мать сосредоточена только на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если она отдает предпочтение своей профессиональной деятельности и игнорирует детей, то они будут чувствовать себя ненужными, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают, приводит к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Отца Адлер рассматривал как второй по важности источник влияния на развитие социального интереса у ребёнка. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности от детей и родительского авторитаризма. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Дети деспотичных отцов также научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство. Кроме этого, на развитие у ребенка социального интереса, оказывают влияние отношения между отцом и матерью. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свое чувство отдает исключительно детям, чрезмерная опека гасит их социальный интерес. Если между мужем и женой возникают конфликты, дети начинают играть с одним из родителей против другого.

Социальный интерес по Адлеру, является показателем психического здоровья. То есть нормальные, здоровые люди, по-настоящему заботятся и беспокоятся за других, их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию других людей. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я».

Концепция творческого «Я» является главным конструктом теории Адлера. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут.

Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Однако люди - не просто результат взаимодействия наследственности и среды. Люди являются свободными созидательными существами, которые не только реагируют на окружающую среду, а воздействуют, изменяют её. Люди сами творят свою судьбу и имеют свой неповторимый жизненный стиль. Эта творческая сила влияет на восприятие, память, сны, фантазии людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: