В пожарной технике широко применяют цветные металлы, они обладают важными свойствами, которые дают им некоторые преимущества по сравнению с черными металлами. Цветные металлы отличаются высокой пластичностью, электро- и теплопроводностью, имеют хорошие антифрикционные качества и антикоррозионные свойства.
Наиболее часто для изготовления пожарной техники используют медь, алюминий, цинк, олово, свинец, никель, хром, а также сплавы цветных металлов: медные, алюминиевые, магниевые и антифрикционные.
Медь- мягкий и пластичный металл розово-красного цвета. Температура плавления 1083°С. Медь отличается плохими литейными свойствами, так как при нагревании растворяет в себе газы и делается пористой. Во влажном воздухе медь покрывается зеленым налетом углекислых солей.
Чистую медь используют в качестве проводников в электроприборах и аппаратах связи. Благодаря высокой коррозионной стойкости красную медь применяют при изготовлении предохранительных мембран углекислотных и пенных огнетушителей. Из красномедных трубок изготовлены газо и маслопровод зарядной углекислотной станции ЗС.
|
|
Таблица 3.1. Примерный состав наиболее распространенных бронз
|
Прокладки из меди сделаны в механизме подачи кислорода противогаза КИП-8. Из меди изготовлены дета ли (розетка, верхний и нижний рычаги, ромбик и колпачок) спринклерной головки 2-СП.
Бронзы (табл. 3.1) бывают оловянистые, алюминиевые, марганцевые. Свое название тот или иной сплав получил от основного элемента, который сплавляется с медью. Оловянистые бронзы из-за дефицитности олова применяют редко. Наибольшее распространение в промышленности получили безоловянистые бронзы. Бронзу используют в деталях машин, которые получают в основном путем литья в формы. Марка Бр обозначает «бронза», следующие буквы указывают на основные элементы, содержащиеся в сплаве.
Латуни представляют собой сплавы меди с цинком, в которых могут присутствовать также свинец, олово и другие элементы. Характерным свойством латуней является их высокая стойкость против воздействия пресной и морской воды и пара. Латуни поддаются ковке, прессованию, штамповке и протяжке в холодном и горячем состоянии.
Для изготовления пожарной техники применяют латуни с содержанием 10...42 % цинка. Латуни, содержащие до 22 % цинка, называются томпаком. Латуни с низким содержанием цинка отличаются большой мягкостью и вязкостью, плохо обрабатываются резцом. При большом содержании цинка (до 42 %) увеличивается предел прочности латуни и улучшается обрабатываемость ее резанием. Присадка в латунь свинца улучшает обрабатываемость, а добавка никеля и марганца увеличивает сопротивление коррозии.
|
|
Латуни маркируют буквой Л, за которой следуют цифры, показывающие среднее содержание меди в процентах. Если в латунь введен другой элемент, кроме меди и цинка, то в марку входят буква, обозначающая название элемента, и цифры, показывающие среднее его содержание.
Из латуни изготовляют сетки фильтров механизма подачи кислорода изолирующих противогазов. В автолестнице латунные кольца обеспечивают питание электрическим током автоматики и башенного механизма.
Латунь служит материалом для изготовления пластин замка спринклерного оросителя СВ и дефлектора дренчерной головки ДЛ. Латунь ЛМ-70 не подвергается воздействию морской воды и применяется при изготовлении некоторых деталей морских пожарных кораблей.
Алюминий- мягкий и пластичный металл белого цвета со слабо-голубоватым оттенком, получается извлечением из бокситов путем электролиза. Температура плавления 658 °С.
Алюминий отличается хорошей теплопроводностью и электропроводностью, легко протягивается, прокатывается и штампуется в горячем и холодном состоянии. Вприсутствии влаги алюминий покрывается тонкой серой пленкой оксида, которая защищает его от дальнейшего окисления.
Алюминий- легкий металл. Плотность его 2,7, температура плавления 660 °С. Алюминий служит основой сплавов силумина и дюралюминия. Из алюминия изготовляют пожарные стволы, а также сопла углекислотных огнетушителей.
Алюминиевые сплавы отличаются высокими механическими и технологическими свойствами. Главными компонентами алюминиевых сплавов являются медь, магний, кремний, цинк и марганец. К улучшающим добавкам относятся железо, никель, титан, кобальт, бериллий, хром, натрий. Алюминиевые сплавы подразделяются на два основных вида: литейные (силумины) (табл. 3.2) и деформируемые (дюралюминий).
Силумины - сплавы алюминия с кремнием и другими присадками, обладают низкой пластичностью. Благодаря хорошей жидкотекучести и малой усадке силумины используют для изготовления деталей путем фасованного литья в земляные формы или кокили.
Из сплава АЛ-2 отливают детали карбюраторов двигателей внутреннего сгорания, из сплава АЛ-4-блоки головок и рубашки цилиндров. Из сплава АЛ-5 изготовляют
Таблица 3.2. Алюминиевые литейные сплавы
|
корпусы и рабочие колеса центробежных пожарных насосов; из сплавов АЛ-6 и АЛ-9 -корпусы разветвлений и водозаборных колонок.
Дюралюминий (вторая группа алюминиевых сплавов) представляет собой сплав алюминия с медью при добавлении присадок. Сплавы этой группы поддаются ковке, штамповке, прокатке, прессованию.
Максимальную прочность дюралюмины приобретают после закалки при температуре 490...500°С и естественного старения в течение нескольких дней при комнатной температуре. Для повышения коррозионной стойкости дюралюмины покрывают слоем алюминия.
Дюралюмины обозначают буквой Д, после которой ставят условный номер сплава: Д1, Д6, Д16.
В пожарной технике из дюралюмина изготовляют кожух автогенорезательного аппарата, корпусы изолирующих противогазов КИП.
Антифрикционные (подшипниковые) сплавы - это материалы, которые применяют в качестве вкладышей подшипников трения. Они должны иметь низкий коэффициент трения; неоднородную структуру, способствующую задержанию смазки, прочность на сжатие и истирание; пластичность, достаточную для хорошей прирабатываемости трущихся поверхностей, и одновременно необходимую твердость, не вызывающую сильного истирания, но достаточную, чтобы не вызвать деформирования подшипника.
|
|
Наилучшими антифрикционными сплавами являются баббиты - сплавы на оловянно й или свинцовой основе, которые применяют для заливки подшипников и их вкладышей.
Баббиты подразделяются на три группы: оловянные,. содержащие не менее чем 72 % олова; оловянно-свинцовые с содержанием 5... 17 % олова и 64...72 % свинца; безоловянные (свинцовые), содержащие не менее 80% свинца.
Баббиты обозначают буквой Б с числом, указывающим содержание олова в сплаве. Так, баббит Б83 состоит из 83 % олова, 10... 12 % сурьмы и 5,5...6,6 % меди и предназначен для заливки подшипников паровых турбин турбокомпрессоров, дизелей, мощных автомобильных и авиационных двигателей.
К оловянно-свинцовым относится баббит Б16, имеющий в своем составе 15...17% олова, 15..17% сурьмы, 1,5...2% меди и остальное - свинец. Данный сплав служит для заливки подшипников паровых турбин, электродвигателей, прокатных станов, дробилок и т. п.
К безоловянным относится кальциевый баббит - сплав со свинцовой основой и небольшими примесями кальция (0,75...1,1 %) и натрия (0,65...0,95 %), применяемый для заливки подшипников железнодорожных вагонов.
В зависимости от условий работы машины, скоростной характеристики и температурного режима работы применяют антифрикционные сплавы на алюминиевой, медной, цинковой и других основах, антифрикционные чугуны, пористые металлокерамические сплавы, пластмассы, пластифицированную древесину и др.
Алюминиевый антифрикционный сплав применяют как заменитель баббита Б16 и оловянных бронз. Иногда эти сплавы являются более пригодными для работы, так как имеют высокий предел прочности на усталость и значительный коэффициент линейного расширения. Последнее качество является недостатком для работы, где необходима точность.
|
|
Антифрикционные сплавы на медной основе бывают трех видов: оловянные, свинцовые и специальные. Их применяют для изготовления подшипников машин, работающих в тяжелых условиях, при высоких удельных давлениях, скоростях скольжения и температурных режимах. Особый интерес представляют свинцовые бронзы следующего состава: 30...60 % свинца, 40...70 % меди и в некоторых марках 2,5 % никеля. При невысоком удельном давлении и скорости скольжения применяют сплавы на цинковой, железной и других основах.
Вкладыши подшипников заливают баббитом и затем растачивают по размеру шипа или шейки, оставляя слой баббита толщиной 1...3 мм. В двигателях внутреннего сго- рання используют тонкостенные вкладыши, выштампованные из стальной ленты. Рабочую поверхность покрывают тонким слоем антифрикционного сплава толщиной до 1 мм. Обычно для тонкостенных вкладышей применяют биметаллическую ленту: сталь- баббит, сталь - свинцовая бронза и т.д.
Припои. Для получения неразъемного соединения деталей способом введения между ними промежуточного металла, называемого припоем, используют процесс пайки, технология которого заключается в следующем. Поверхности металлов, подлежащих пайке, предварительно зачищают напильником или шкуркой и обезжиривают. Затем поверхности покрывают флюсом для предохранения их от окисления. Далее металл шва нагревают до температуры плавления припоя, который плавится и заполняет шов. После затвердения припоя образуется неразъемное соединение.
Для пайки применяют легкоплавкие или мягкие припои с температурой плавления до 400°С и тугоплавкие или твердые с температурой плавления свыше 400 °С.
В практике наиболее часто применяют оловянно-свинцовые припои марок ПОС-18, ПОС-40, ПОС-61, ПОС-90 (буквы П- припой, ОС - оловянно-свинцовый с небольшим количеством сурьмы; цифры 18, 40, 61, 90 показывают среднее содержание олова в %). В радиотехнике, связи, электротехнике используют припои с температурой плавления менее 100°С. Эти припои получают из оловянно-свинцовых сплавов с добавлением висмута, кадмия, а иногда ртути и сурьмы.
При использовании мягких припоев в качестве флюсов служит хлористый цинк, нашатырь или смесь этих соединений, а при пайке деталей радиоаппаратуры используют канифоль.
Тугоплавкие или твердые припои применяют, когда необходимо получить неразъемное соединение высокой прочности. К таким припоям относятся медно-цинковые ПМЦ и серебряные ПСр.
Медно-цинковые припои ПМЦ 36, ПМЦ 48, ПМЦ 54 (цифры указывают на~ содержание меди в процентах) с температурой плавления 800...875°С применяют для пайки меди, латуни, бронзы и стали.
Серебряные припои ПСр70, ПСр65, ПСр45 и т. д. - сплавы серебра, меди, цинка (цифра указывает на содержание серебра в %). Температура плавления составляет
725...825°С. Эти припои обеспечивают высокую прочность Деталей, работающих при высокой температуре. При пайке сплавов алюминия применяют припои из алюминия, меди и кремния. Для твердых припоев в качестве флюсов используют буру или буру в смеси с борной кислотой. Пайку выполняют при помощи паяльников.
Сварка и пайка нашли широкое применение в пожарной технике. Сварку используют при изготовлении корпусов огнетушителей, водяных, пенных баков, цельнометаллических багров, ферм и колен автолестниц. При помощи газовой сварки выполняют облицовочные швы металлического покрытия.
Сварку и пайку используют в ремонтных работах для заварки и пайки трещин. Пайку применяют при ремонте системы питания, охлаждения и электрооборудования пожарного автомобиля. Контактной сваркой сваривают трубы, предназначенные для карданных валов.