Введение. Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, которые составляют основу системы юридического образования

Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, которые составляют основу системы юридического образования. В нём изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие процессы, происходящие в общественной жизни, подчинённой действию права, психологические особенности поведения субъектов правоприменительной деятельности, также лиц, вовлеченных в сферу правоотношений, с позиций комплексного междисциплинарного системного подхода.

Цель курса – подготовка бакалавров, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания.

Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучаемыми сущности процессов становления и развития демократического правового государства в России, а также социальной значимости профессии юриста в таком государстве; формирование у будущих работников судебной системы гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и общей культуры, профессиональной этики; выработка у студентов навыков исследования психологических аспектов правовых явлений, институтов и норм; усвоение студентами теоретических основ психологии, создание у обучаемых системы знаний о содержании юридической психологии как науки и её роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех сферах государственной и общественной жизни.

В результате освоения курса «Юридическая психология» студенты должны знать:

— цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины

— прикладное значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом

— методологические основы юридической психологии

— признаки права в их психологическом аспекте

— цели, задачи, структуру правового воспитания

— основы научной организации труда

— основные закономерности социальной коммуникации

— методологические основы анализа преступной деятельности

— особенности поведения несовершеннолетних правонарушителей

— понятие, виды, методы судебно-психологической экспертизы

— психологические особенности личности, отбывающей наказание

— понятие и методы исправительно-трудовой психологии

уметь:

— применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп

— выявлять признаки юридически значимых эмоционально-волевых состояний

— используя интроспективный метод, исследоватьиндивидуально-психологические особенности личности

— использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов

— организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами

— выявлять коммуникативные качества публичной речи и другие приемы психологического воздействия.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Юридическая психология» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

в правоприменительной деятельности:

— осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проявлением юридически значимых эмоционально-волевых состояний (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

— уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

— используя методы юридической психологии, осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

в педагогической деятельности:

— эффективно осуществлять правовое воспитание в отношении широкого круга субъектов, в том числе, в отношении несовершеннолетних (ПК-19).

Выпускник должен владеть:

методикой творческого исследования правовых явлений, институтов и норм в их психологическом аспекте; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой прав, свобод и интересов граждан, выявление психологических особенностей поведения этих субъектов правоотношений; методикой выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений; методикой эффективного осуществления правового воспитания, в том числе, в отношении несовершеннолетних.

Учебный курс рассчитан на один семестр, итоговой формой аттестации является зачет.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе высшего профессионального образования
Зачетные единицы - общая трудоемкость 3 з.е. – 108 ч. 3 з.е. – 108 ч. (56 – переаттестовано) 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:      
Лекции      
Семинарские занятия -    
Практические занятия      
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия      
Форма итогового контроля зачет

Тематический план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: