допускаемая осевая нагрузка возрастает за счет радиальной. Подшипники способны воспринимать осевую нагрузку только в одном направлении, поэтому для фиксации вала в обе стороны их устанавливают попарно.
Конические роликоподшипники (рис. 9.6. табл. П7) могут воспринимать радиальные и осевые нагрузки. Способность воспринимать осевую нагрузку зависит от угла конусности a (a=12о; a = 18о; a = 26°; a = 36°); осевая грузоподъемность возрастает при увеличении a за счет радиальной. При чисто радиальной нагрузке в подшипнике возникает осевая составляющая, которую компенсируют осевой нагрузкой противоположного направления: поэтому для фиксации вала в обе стороны подшипники устанавливают попарно. Подшипники допускают регулирование осевой игры и радиального зазора; перекос вала относительно оси конуса недопустим.
Опорные шарикоподшипники (рис. 9.7 и 9.8. табт П8) воспринимают только осевые нагрузки: одинарные в одном направлении, двойные - в двух направлениях. Подшипники очень чувствительны к несоосности и перекосам осей; их не следует устанавливать в опорах горизонтальных валов, имеющих высокие частоты вращения, так как под действием центробежных сил шарики могут выйти из беговых дорожек, при этом возрастает сила трения, увеличивается нагрев.
|
|
Условные обозначения подшипников качения содержат информацию о внутреннем диаметре подшипника, его серии, типе, конструктивных особенностях и классе точности.
Первые две цифры номера подшипника справа указывают диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника; для диаметров d = 20¸95 мм (за исключением магнетных) диаметр отверстия определяют умножением этих цифр на 5. Это правило не распространяется на подшипники с d < 20 мм; для них две последние цифры справа соответствуют: 00 — d = 10 мм; 01 — d = 12 мм; 02 — d = 15мм; 03 — d = 17 мм. Третья и седьмая цифры указывают серию подшипников (кроме малых диаметров, до 9 мм) и характеристику его по ширине (например, 1 — особолегкая, 2 — легкая, 3 — средняя, 4 — тяжелая); тип подшипника указывается в условном обозначении четвертой цифрой справа (например, 0 — радиальный шариковый, 1 — радиальный шариковый сферический, 2 — радиальный с короткими роликами).
Конструктивные особенности подшипника указывают в условном обозначении пятой цифрой или двумя цифрами (пятой и шестой) (подшипник с канавкой на наружном кольце, с защитными шайбами, с упорным бортом на наружном кольце и т. п.).
Рис. 9.7. Подшипнике шариковый Рис. 9.8. Подшипник