С круговыми зубьями

Проведем этот расчет для того, чтобы показать, как замена прямых зубьев на круговые влияет на размеры конического редуктора. Все данные для расчета примем такими же, как и в предыдущем примере (см. § 12.4).

ЗАДАНИЕ НА РАСЧЕТ

Рассчитать одноступенчатый горизонтальный конический редуктор с круговыми зубьями (см. рис. 12.14 и 3.5) для привода к ленточному конвейеру. Исходные данные те же, что и в примере § 12.4: полезное усилие на ленте конвейера F л = 8,55 кН; скорость ленты v л = 1,3 м/с; диаметр барабана D б = 400 мм. Редуктор нереверсивный, предназначен для дли­тельной эксплуатации; работа односменная; валы установлены на подшипниках качения.

РАСЧЕТ РЕДУКТОРА

Принимаем те же материалы: для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 270 и для колеса сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 245.

Допускаемые контактные напряжения

При длительной эксплуатации коэффициент долговечности KHL= 1. Коэффициент безопасности примем [ SH ] = 1,15.

По табл. 3.2 предел контактной выносливости при базовом числе циклов s H lim b = 2 НВ + 70.

Тогда допускаемые контактные напряжения:

 
 


для шестерни

 
 


для колеса

Для криволинейных колес (так же, как для косозубых) принимаем расчетное допускаемое контактное напряжение [см. формулу (3.10)]

Передаточное число редуктора и = 3,15.

Вращающие моменты:

на валу шестерни Т 1 =126 × 103 Н×мм;

на валу колеса Т 2= 400 × 103 Н×мм.

Коэффициент, учитывающий неравномерность распределе­ния нагрузки по ширине венца, при консольном расположе­нии одного из колес принимаем по табл. 3.1 КН b = 1,35.

Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему ко­нусному расстоянию (принимаем рекомендуемое значение)

Тогда внешний делительный диаметр при проектиро­вочном расчете по формуле (3.29)

где для колес с круговыми зубьями Kd = 86;

Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее значение de 2 = 280 мм. Напомним, что в предыдущем примере для колес с прямыми зубьями внешний делительный диа­метр колеса был dе 2 = 315 мм.

Примем число зубьев шестерни z1 = 25. Число зубьев ко­леса z2 = z1 и = = 25 ×3,15 = 78,75.

Примем z 2 = 79.

Тогда

Отклонение от заданного что допускается ГОСТ

12289 — 76 (по стандарту отклонение не должно превышать 3 %).

Внешний окружной модуль

В конических колесах не обязательно иметь стандартное значение тte. Это связано с технологией нарезания зубьев конических колес. Оставим значение тte = 3,55 мм.

Углы делительных конусов

Внешнее конусное расстояние Re и ширина венца b

Внешний делительный диаметр шестерни

Средний делительный диаметр шестерни

Средний окружной и средний нормальный модули зубьев

Здесь принят средний угол наклона зуба b n = 35o.

Коэффициент ширины шестерни но среднему диаметру

Средняя окружная скорость и степень точности передачи

Принимаем 7-ю степень точности, назначаемую обычно для конических передач.

Коэффициент нагрузки для проверки контактных напря­жений

по табл. 3.5 КН b = 1,23;

по табл. 3.4 КН a = 1,04;

по табл. 3.6 KH v = 1,00.

Таким образом, Кн = 1,23×1,04×1,00 = 1,28.

Проверка контактных напряжений [см. формулу (3.27)]

Окружная сила

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба

Коэффициент нагрузки KF = KF b KFv = 1,375.

Здесь по табл. 3.7 КF b = 1,375; по табл. 3.8 KFv = 1,0.

Коэффициент YF формы зуба выбирают так:

 
 


Для шестерни

 
 


Для колеса

При этом YF 1= 3,665 и YF 2 = 3,60.

Коэффициент Yb учитывает повышение прочности криво­линейных зубьев по сравнению с прямолинейными:

Коэффициент КF aучитывает распределение нагрузки между зубьями. По аналогии с косозубыми колесами принимаем

где п = 7 степень точности передачи; ea = 1,3.

Допускаемое напряжение

По табл. 3.9 для стали 40Х улучшенной при твердости НВ < 350 предел выносливости при отнулевом цикле изгиба s0 H lim b = 1,8 НВ; для шестерни s0 H lim b 1 = 1,8 × 270 = 490 МПа; для колеса s H lim b 2 = 1,8 × 245 = 440 МПа.

Коэффициент безопасности [ SF ] = [ SF ]' [ SF ]" = 1,75 (как и в основном расчете, см. с. 344).

Допускаемые напряжения и отношения: [s F ] / YF:

 
 


для шестерни

 
 


для колеса

Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как

Проверяем зуб колеса:

Расчет валов и подшипников и эскизные компоновки вы­полняем так же, как и в предыдущем примере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: