Тема 2. Человек и его место в различных системах

Лекции - 4 часа

Семинары – 4 часа

Практические занятия - 4 часа

Содержание темы. Системно ориентированная методология человекознания. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Система биологического вида гомо сапиенс его развитие в зеркале природы. Образ жизнедеятельности как системообразующего биологического вида. Структурно-функциональные качества биологического вида. Человек как носитель совокупности социальных системных качеств. В.П.Кузьмин об утилитарных функциональных качествах предметов и интегральных сверхчувственных качествах. Изучение феномена человека в процессе эволюции порождающих его систем и целевой детерминации. Изучение развития человека с опорой на закономерности историко-эволюционного процесса в природе и обществе (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе). Критерии прогресса живых и технических регулирующих систем (К.М.Завадский, В.И.Варшавский, Д.А.Поспелов). Жизненное значение эмоций и потребностей организма, в филогенезе (П.В. Симонов). Эволюционные закономерности антропосоциогенеза и этнических общностей (В.II. Алексеев, С.С. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Г.II. Григорьев). Общие механизмы эволюции культуры (Э.С. Маркарян).Учение А.Н. Северцова о существовании двух различных типов прогресса в эволюции - биологического и морфофизиологического.

Методические указания. Асмолов:

Необходимость системного подхода. Нельзя человека/личность изучать оторвано от других систем/наук.

Система – совокупность эл-в. находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Свойства системы:

1. Целостность – несводимость к сумме частей.

2. Структурность – связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом.

3. Взаимосвязь: открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему).

4. Иерархичность – каждый компонент системы – и эл-т, и система.

Чел-к – эл-т различных систем, приобретающий присущие им кач-ва.

- изуч-е эволюции и истории порождающих человека систем

- анализ целевой детерминации живых систем

- необходимость возникновения феномена Л-ти и ее роли

- системообразующие основания, обеспечивающие приобщение чел-ка к миру природы, культуры, его саморазвитие.

Чел-к – организм, индивид (биол/соц), личность.

Нельзя рассматривать чел-ка в диадах типа чел-среда, чел - общ-во, вырывая его из природы.

Системы: биосфера, организм, биол. Вид Homo Sap., общество.

Синтезогенез – увеличение числа потенциально возможных св-в, которые могут пригодиться системе при встрече с новым.

Сегрегациогенез – процесс дифференциации систем (повышает эффективность).

Вагнер: чем выше развитие общество, тем больше вариативность проявлений.

1. Эволюция – взаимодействие 2-х тенденций: сохранение и изменение системы (наследственность – изменчивость). Адаптация – предсказуемость; бифуркация – неопределенность изменения системы.

2. Наличие неадаптивных эл-в, определяющих саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее сущ-я.

3. Адаптация (реализация родовой программы) – противоречие – индивидуальная изменчивость (отдельные эл-ты). Желаемое – достигнутое – гармоничное противоречие.

Братусь:

Человек – общественно сущ-во; сущность человека – не сумма, а ансамбль общественных отношений (в этом ценность человека).

Человек все время должен делать выбор, достигать. Личность – инструмент развития человека (ее граница определяется уровнем направленности). Разведение понятий реальное и идеальное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: