Тема 4. Совместная деятельность – движущие силы и условия

развития личности

Лекции - 4 часа

Семинары – 4 часа

Содержание темы. Влияние деятельности на процесс формирования и развития личности. Отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития как основание личности. Деятельность как динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности (А.Г. Асмолов). Человек как активный «элемент» в системе общественных отношений. Совместная деятельность как основная детерминанта развития личности.

Методические указания. Асмолов:

- Наследственность (Бах) и среда. 2-хфакторные теории: конвергенция факторов (Штерн) – личность – продукт соц среды и наследственных предиспозиций; конфронтация (Фрейд) – борьба между реальностью и удовольствиями (Сверх-Я и Оно); взаимодействие. Атрпоцентризм: человек – дуализм, изъятие человека из общества и природы.

Шелдон (эндо, мезо, экто) – типология.

Холл – теория рекапитуляции.

Человек – знаковое сущ-во, культура - текст. Искусственный мир – мир языка.

Гомеостатическая модель развития психики – стремление организма к равновесию (Фрейд, Пиаже). Понимание адаптации: преформизм (среда не влияет, актуализация – адаптация); эволюционистиский подход: адаптация – влияние сред (ламаркизм); внутр мутации и отбор; внеш и внутр факторы – 2-х факторная детерминация познавательного развития ребенка Пиаже.

Александер: отрицат эмоции у животных – избегание ситуации или борьба. У человека иначе:

1. Отрицат эмоции вредны (если подавлены, то еще хуже).

2. Нейтральные эмоции для адаптации лучше, чем отрицат.

3. Позитивные эмоции полезны – принцип удовольствия (Ротенберг).

Критика (Ротенберг):

1. Экстремальные ситуации – снижение болезней.

2. Болезнь достижения (успех – болезнь, потеря смысла).

Личность – качество, которое приобретается индивидом в обществе. Индивид целостен (общее для всех людей), индивид развивается путем адаптации. Ананьев: индивидуальность – индивид + личность + субъект деят-ти.

Человек рождается беспомощным (закон развития общества).Мы-самость – сущ-е одной личности у 2 близнецов.

Личность – в системе общественных отношенй (совместная деят-ть – соц-историч система координат), но личность сама выбирает деят-ть – развитие.

Вопрос о детерминации человека животным неверен.

Индивид – база личности. Сначала социально-исторический образ жизни – источник развития, а потом – результат.

Свойства индивида определяет формально-динамический аспект поведения личности, оказывают влияние на становление личности при включении в деятельность.

Мотивация развития индивидуальности:

Наличие движ сил развития личности: стремление к равновесию (Адлер, Фестингер), к напряжению (Маслоу). Есть первоисточник развития личности; отсутствие общественно-исторических обусловленности; субъект подчинен цели, т.е. он – адаптивное сущ-во.

Советская психология: борьба противоположностей; источник развития – процесс движения деят-ти (Леонтьев, Рубинштейн).

Леонтьев:

Личность развивается в процессе освоения ведущей деят-ти. Личность – узел деятельностей. Личность – система мотивов. Внеш причины действуют через внутр условия.

Функциональная потребность – схема самодостаточна (причина самой себя).

Выготский, Леонтьев: Среда – источник развития. Ребенок не способен открыть человеч способов употребления предметов, средств общения и познания. Он не пассивно приспосабливается к окр миру, а активно присваивает достижения человечества, овладевает ими. Формирующиеся у чел-ка способности и ф-ции представляет собой психологич новообразования, по отношению к которым наследственные, прирожденные механизмы и процессы являются лишь необходимыми внутр (субъективн) условиями, делающими возможным их возникновение, но они не определяют ни их состава, ни их специфического качества. Способность логического мышления может быть только продуктом общественной практики человечества. Носители того, чем ребенок может овладеть – взрослые. Движущая сила развития ребенка – собственная деят-ть ребенка по овладению действительностью (она протекает под рук-вом взрослых, активна). Ведущая деят-ть (ребенок – взрослый; эл-ты окруж среды, которые – источник психического развития; изменения в психологии ребенка) – движущая сила развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: