1. Принцип анализа по "элементам" и принцип анализа по "единицам" как общие принципы анализа психических образований (Л.С.Выготский), и их значение для изучения структуры личности. Выделение "единиц" анализа как системообраэующих характеристик строения личности.
2.Типологические подходы к личности, (К.Г.Юнг, Э.Шпрангер, К.Леонгард). Ограничения типологического подхода.
3. Понятии черт личности как устойчивых тенденций поведения. Факторные подходы к изучению и систематизации личностных черт (Р.Кеттел, Г.Айзенк, Дж.Гилфорд). Дилемма личностно-ситуативной обусловленности поведения. Концепция взаимодействия личности с ситуацией. Концепция реализации возможностей ситуации.
4. Инструментальный уровень личности: характер и способности. Соотношение характера и личности в узком смысле слова. Формирование характера. Понятие о способностях. Задатки как органические предпосылки развития способностей. Основные подходы к изучению проблемы способностей. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Уровни развития способностей. Тесты общих и специальных способностей. Основные подходы к изучению проблемы способностей в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, Б.М.Теплов). Индивидуальный стиль.
|
|
5. Смысловая сфера личности. Личность и мотивация. Общее представление о смысловых образованиях и смысловых системах. Смыслообразование. Динамика процессов переживания.
6. Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии. Положение Джемса о существовании трех компонентов эмпирического "Я": физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о структуре "Я"; положение о самооценке как центральном образовании личности (К.Роджерс); самооценка и самоуважение. Строение и формирование самоотношения.
Литература:
19. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990, с.312-323, 336-342.
20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 91-98.
21. Братусь B.C. Аномалии личности. М.,1988, с. 80-109.
22. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984, с.20-30.
23. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений в 6-ти томах. М., с.10-15.
24. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. // Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1988, т. 5, с.153-165.
25. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с.257-268, 277-280,
26. Джемс У. личность // Психология личности. Тексты. Под редакцией Ю.Ю. Гиппенрейтер, а.а. Пузырея. М.,1982, с.61-70.
27. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности, // Психология индивидуальных различий. Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 1982, с.74-77.
|
|
28. Кон И.С. Категория "Я" в психологии. // Психологический журнал. 1981, N 3, Т. 1, с.12-24.
29. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984, с.232-241, 287-295.
30. Лейтес Н.С. Одаренные дети. // Психология индивидуальных различий. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 1982, с.140-148.
31. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под редакцией И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М., 1980, с. 35-43.
32. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993, с.9-30
33. Мейли Р. Черты личности. Различные аспекты "Я". // Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982, с.132-149.
34. Рубинштейн С.Л. Способность и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.М., 1962, С. 129-139.
35. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. // Психология личности. Тексты. М., 1982, с.55-59.
36. Юнг К.Г. Психологические типы. В книге: Психология индивидуальных различий. М., 1982, с.199-218.