Тема 6. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. Содержание темы.Роль закономерностей эволюции в истории человечества

Лекции - 6 часов

Семинары – 4 часа

Содержание темы. Роль закономерностей эволюции в истории человечества. Два подхода к оценке этой роли: естественный отбор до сих пор основная движущая сила эволюции; любое влияние биологической эволюции с началом развития человеческого общества практически исчезло.

Рассеивающий отбор, его роль. Рассеивающий отбор в человеческих популяциях. В.П. Алексеев об отборе у человека, в прошлом как формообразующей силе, и в современном обществе как рассеянной форме. Закономерности функционирования органических побуждений индивида.

Методические указания. Асмолов:

Историческое время, соц пространство, жизненный путь – 3 координаты. Важность общества. Социально-историческая обусловленность. Искусственное ограничение выбора деят-ти – обеспечение поведения (деиндивидуализация – Китайская стена). Мотивообразующий хар-р социально-исторического образа – изобретение потребностей (телевизор). Личность – элемент развития социальной системы, получает свою хар-ку через общественные ф-ии (роли).

Социогенез – происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений (обусловленность их особенностями социолизации данной культуры). При исследовании личности в разных культурах нужно избегать европоцентризма. Образцы поведения (этнические стереотипы) могут быть неосознанны, надсознательны. Различие внутри национальности больше, чем между нациями. Приспосабливаясь к соц условиям человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Строгий контроль – эффект выученной беспомощности (невозможность изменить события – отказ от попыток сделать это – нужда в регламентации).

Этнический и социальный хар-р – выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в его социотипическом поведении (личность слита соц общностью).

Ф-ия социотипического поведения: нейтрализация роста вариативности, индивидуальности; освобождение от принятия решения в типовых стуациях.

Отклонения есть у всех, иначе нет нормы.

Леминальность – жизненный переход личности в другую общность – когда старая позиция оставлена, а новая не родилась.

Субъект индивидуализации – соц группа (исторически), которая побуждала члена общины пройти через пороговые (леминальные ситуации). Процесс индивидуализации опирался на знаки – овладение своим Я.

Триандис, Малпасс, Дэвидсон:

Межкультурные исследования нужны для подтверждения (и наоборот) инвариантности теорий во времени и пространстве. Направленность: установление сходства (различия).

Эмический подход: описание явлений в культуре аппаратом культуры.

- Этический подход: универсальные понятия, можно сравнивать.

Неверные тесты: вместо того, чтобы показывать как они справляются со СВОИМИ трудностями, мы говорим как они выполняют НАШИ задания (Вубер).

Поведение = ф-ия от способности личности, субъективной культуры, личностных предиспозиций, физического окружения (география), социальной структуры, других факторов.

Восприятие – социум, жизнь общества – восприимчивость к иллюзиям.

Категоризация: одни ответы на разные стимулы.

Когнитивные схемы: 1-е 25 слов (разные у индусов и датчан).

Ценности: образ жизни, интеллектуальное развитие (богатый – независимость, бедный – подчинение, мексиканцы – пассивность).

Личностные диспозиции зависят от социальных структур (ребенок противостоит социальному нажиму, если он подвергается более, чем 1 соц фактору).

Базовые способности инвариантны (избирательность восприятия), а специфика процессов (выбор стимула) – различны в куьлтурах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: