Тема: Предмет возрастной психологии, ее задачи и проблемы на современном этапе развития

Специальности: 030301.65 - Психология служебной деятельности

030300.62 –Психология

050407.65 – Педагогика и психология

девиантного поведения

преподаватель Апуневич О.А.

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации составлены в соответствии с типовой программой МГУ им. М.В.Ломоносова, факультета психологии. Данное пособие соответствует требованиям Государственного стандарта и предназначено для студентов второго курса психологического факультета. По каждой теме дается перечень понятий, указания по самостоятельной теоретической подготовке студентов, проблемные вопросы для обсуждения на семинаре, указывается основная и дополнительная литература. К каждому занятию разработаны практические задания на закрепление изучаемого материала.

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Предмет возрастной психологии, ее задачи и проблемы на современном этапе развития.

Основные понятия:

Психическое развитие, возрастные периоды, объект и предмет научной дисциплины, научная проблема, онтогенез, стадии психического развития, детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология, метод, методика, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, "продольные" и "поперечные" срезы, лонгитюд, близнецовый метод, тест, социометрия.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Возрастные особенности человека как предмет возрастной психологии.

2. Связь возрастной психологии с другими науками.

3. Задачи и проблемы возрастной психологии.

4. Методологические основы организация исследования в возрастной психологии, классификация методов.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы причины возникновения возрастной психологии как науки, как исторически изменялся предмет возрастной психологии?

2. Какие наиболее актуальные теоретические и практические задачи возрастной психологии на современном этапе ее развития?

3. В чем заключается специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного?

4. В чем принципиальное различие методов поперечных и продольных срезов? Каковы области применения этих методов?

5. В чем преимущества и ограниченность стратегии формирования для изучения механизмов детского развития?

6. С какими трудностями вы можете столкнуться при организации исследования в русле возрастной психологии?

Литература:

1. Агеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. –М., 1982. С.17-50.

3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979. С. 5-20.

4. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. –М., 1978. С. 4-10.

5. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 124-133.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996. С. 4-17.

7. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Проблемы развития психики. –М., 1981. С. 193-219.

8. Мухина В.С. Детская психология. –М., 1960. С. 10-28.

9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.

Практическое задание:

1.Вставьте пропущенные по смыслу слова:

а) «Детская психология – наука, изучающая …. и …. психического развития ребенка: развития его …., развитие психических …. и качеств и формирования его …..» / В.С. Мухина /

б) «Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на ребенка …..» / Н.И. Непомнящая /

в) «Возраст характеризуется особенностями …. жизни и …., предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его …. с окружающими, уровнем …. психологической структуры личности ребенка, уровнем развития его …. и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.» / Н.И. Непомнящая /

2.Попытайтесь рассмотреть и обосновать со своей точки зрения одну из проблем возрастной психологии.

3.Согласны или не согласны со следующими высказываниями:

а) геронтопсихология – это одна из отраслей прикладной психологии;

б) возрастная психология – это теория развития психики ребенка в онтогенезе;

в) гипотеза исследования формулируется в форме утверждения, опирающегося на уже установленные факты;

г) под проблемой в науке понимают трудно разрешимый вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный ответ.

4.Определите, о каких методах идет речь:

а) кратковременное психологическое исследование, которое проводиться с целью, выяснить, насколько психические качества испытуемого соответствуют установленным психическим нормам и стандартам;

б) индивида систематически изучают в обычной, повседневной жизни, исследователь не вмешивается в естественный ход событий;

в) исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: