Методика Рене жиля

Цель: используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Описание:

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Процедура:

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

- отношение к матери,

- отношение к отцу,

- отношение к матери и отцу как к семейной чете,

- отношение к братьям и сестрам,

- отношение к бабушке и дедушке,

- отношение к другу,

- отношение к учителю,

- любознательность,

- стремление к доминированию,

- общительность,

- отгороженность,

- адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Ключ к методике Рене Жиля


№ шкал Название шкал № заданий Общее количество заданий
  Отношение к матери 1-4, 8-5, 17-19, 27, 38, 40-42  
  Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42  
  Отношение к матери и отцу как к родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19  
  Отношение к братьям 1, 2, 4-6, 8, 19, 30, 42  
  Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7, 13, 17, 19, 30, 40, 41  
  Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8, 19, 25, 30, 33, 35, 40  
  Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40  
  Любознательность 5, 22-24, 26, 28, 32  
  Доминантность 20, 22, 39  
  Общительность 16, 22, 24  
  Закрытость, отгороженность 9, 10, 14, 16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42  
  Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: