Содержание. Кирилл Михайлович Королев

Кирилл Михайлович Королев

Мифология Британских островов

Эксмо; 2007

ISBN 5-699-03526-5

Аннотация

На мифологической карте Европы Британия издревле занимала особое положение. Мифология Британских островов - это своего рода `плавильный тигель`, в котором смешались воедино мифологические традиции кельтов и германцев, эпические мотивы бриттов, саксов, галлов и франко-норманнов, фольклорные сюжеты англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев. Настоящая книга - попытка нарисовать хотя бы несколькими мазками общую картину мифологии Британских островов, этой удивительной мифологической традиции, подарившей миру Оберона и Титанию, Гамлета и Мерлина, Глориану - Королеву фей, Робина Доброго Малого, Беовульфа и короля былого и грядущего...

Мифология

Британских островов

Энциклопедия

Составитель К. Королев

МИДГАРД

Содержание

Предисловие......................................................................... 7

Часть первая. Туманы Альбиона

Глава 1. Священная география

и священная история Британии................................... 13

Глава 2. Священная история

Британских островов: хронология............................... 65

Часть вторая. Король былого и грядущего

и принц воров: от Артура до Робин Гуда

Глава 3. Matter of Britain................................................... 79

Глава 4. Святой Грааль.................................................. 105

Глава 5. Мерлин................................................................ 139

Глава 6. Благородный разбойник................................. 197

Часть третья. Эльфы и другие:

низшая мифология Британских островов

Глава 7. Немного о фейри:

введение в предмет.......................................................... 211

Глава 8. Бриттские гоблины:

низшая мифология бриттов........................................ 224

Глава 9. Срединное королевство:

низшая мифология гэлов................................................ 312

Глава 10. Хэллоуин:

между миров, между времен........................................ 439

Заключение......................................................................... 471

Приложение

Глоссарий............................................................................ 475

Библиография................................................................... 633

Предисловие

Мифологический ландшафт Европы — освоенное Homo occidentalis мифологическое пространство — зиждется на четырех

«узлах силы», фиксируется четырьмя мифогеографическими локу

сами, в которых, собственно, и зарождалась европейская культура.

Первый мифогеографический локус — классическая мифология

Средиземноморья (Греция и Рим); второй — германо скандинавская

мифология севера Европы (бассейны Балтики и Северного моря, Норвегия и Исландия), третий — славянская мифология — протя

нулся от полабских земель на восток (территория обитания славян

ских племен, от острова Рюген до Днепра и озера Ильмень); нако

нец, четвертый локус — это мифология Британских островов, свое

го рода «плавильный тигель», в котором смешались воедино

мифологические традиции кельтов и германцев, эпические мотивы

бриттов, саксов, галлов и франко норманнов, фольклорные сюже

ты англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев.

На мифологической карте Европы Британия издревле занимала

особое положение. И главная причина — ее географический статус: остров. В символике мифопоэтической традиции остров — образ

иного, потустороннего мира, мира, с которым связаны все представ

ления о чудесном, волшебном, магическом. По словам А. и Б. Ри

сов, именно так воспринимали Британию континентальные галлы:

«Иной Мир всегда расположен за текущей водой. Для кельтов Гал

лии это, по видимому, была Британия». Вряд ли будет преувеличе

нием распространить галльское воззрение на Британию, трактовать

его как общеевропейское. Подтверждением тому, что подобное «рас

ширение» правомерно, служат многочисленные попытки самых раз

ных племен и народов утвердиться в Британии, — попытки, кото

рые нельзя объяснить исключительно территориальной экспанси

ей, стремлением к территориальным захватам, характерным, в

терминологии Л.Н. Гумилева, для этносов в стадии пассионарного

П Р Е Д И С Л О В И Е

подъема. На наш взгляд, эти попытки объяснялись, в том числе, и

желанием приобщиться к чудесам острова, который рисовался этим

народам в полном соответствии с замечательным описанием в по

эме Гальфрида Монмутского «Жизнь Мерлина»: Бог средь своих зыбей распростер обширные земли, В коих люди живут, плодородье их обнаружив

По изобилию трав, которые почва рождает.

Первой из оных земель и лучшей Британию числят, В щедрости вящей своей она все, что ни есть, производит, Злаков растит урожай и душистый дар благодатный

Год за годом дает на потребу живущим в ней людям.

Есть в ней леса и есть дерева, что медом сочатся, Ширь травянистых лугов и горные кручи до неба, Реки есть, родники, и скот, и звери, и рыба, Много древесных плодов, самоцветов, ценных металлов, —

Все, что только дает природа творящая людям.

Есть и ключи целебные в ней с кипящей водою: Лечит недужных она, притекая в отрадные бани, Немощь из тела изгнав, возвращает немедля здоровье…1

Вполне вероятно, что те же кельты видели в Британии прекрас

ный остров Аваллон:

Остров Плодов, который еще именуют Счастливым, Назван так, ибо все само собой там родится.

Нужды там нет, чтобы пахарь поля взрывал бороздами, Нет земледелия там: все сама дарует природа.

Сами собою растут и обильные злаки, и гроздья, Сами родятся плоды в лесах на раскидистых ветках, Все в изобилье земля, как траву, сама производит.

Сто и более лет продолжается жизнь человека…

Островное положение Британии и соотнесенность через него с

потусторонним миром превратили остров в «сакральный центр» ев

1 Здесь и далее цитаты из «Жизни Мерлина» приводятся в переводе

С. Ошерова.

П Р Е Д И С Л О В И Е

ропейского Северо Запада1, этакий мифопоэтический прообраз мет

рополии той самой империи, над которой никогда не заходит солнце.

Как и подобало сакральному центру, мифологическая Британия

притянула к себе и впитала все мифопоэтические традиции ступав

ших на ее землю народов — и романтическую мифологию островных

кельтов, и куда более «приземленную» и жестокую мифологию кель

тов континентальных, и героическую мифологию германцев и скан

динавов, и даже «имперскую» мифологию римлян и мистическую

идеологию христианства. А впитав, породила уникальный сплав —

мифологию Британских островов, в которой христианский святой, дядя Иисуса, Иосиф Аримафейский оказался первым хранителем

Священного Грааля, имеющего явно кельтское «происхождение», а

скандинавский бог кузнец Велунд преобразился в покровителя пут

ников «угодника» Вейленда (само имя которого Wayland2 соотно

силось с понятием пути); в которой рогатый бог континентальных

кельтов Цернунн трансформировался в Старого Ника, то бишь дья

вола, римские лары и пенаты — хранители домашнего очага — ус

тупили место брауни и хобгоблинам, а доблестные Племена богини

Дану кельтов островных скрылись в волшебных холмах сидах и с

течением лет обернулись проказливыми фейри; в которой, наконец, некий бриттский «военачальник Артур», под несомненным герма

но скандинавским влиянием, превратился в образец рыцаря, иде

ального правителя идеального королевства и в которой удачливый

разбойник, промышлявший в окрестностях Ноттингема, стал «прин

цем воров» Робин Гудом.

В свое время некий В. Томс, изобретатель термина «фольклор», прислал в солидный английский литературный журнал «The Atheneum» письмо, в котором делился своей мечтой — воссоздать

1 Ср. в «Кельтской цивилизации» Ж. Леру и Ф. Гюйонварха: «Брита

ния, как реально, так и символически, является островом, а всякий

остров, по традиционному определению, это сакральный центр».

Любопытно, что на европейском Юге, во «владениях» классической

мифологии, мы находим аналог острова центра — это знаменитая

Атлантида. На Востоке же таким аналогом Британии выступает ост

ров Буян славянских преданий, он же остров Рюген.

2 Буквально «путь земли», или «путь по земле».

П Р Е Д И С Л О В И Е

мифологию Британских островов, совершив для Британии то, что

совершил для Германии Я. Гримм своей «Deutsche Mythologie»1. Как

писал Томс, эту мифологию возможно воссоздать «лишь путем со

бирания бесконечного множества мелких фактов, относящихся к

древним нравам, обычаям, обрядам, суевериям, балладам, послови

цам и т. д., фактов, которые подобны колоскам, разбросанным по

сжатому полю. Хотя многое полностью исчезло, столь же многое

рассыпано в памяти тысяч и тысяч людей».

«Мечта Томса», как, несколько снисходительно, принято назы

вать это письмо в фольклористике, оказалась трудно осуществи

мой — не в последнюю очередь из за того, что на Британских остро

вах до сих пор силен «внутренний национализм», проявляющийся

даже в далеких вроде бы от политики мифологических штудиях: исследователи, как правило, сосредоточивают усилия на какой либо

составляющей британской мифологии — чаще всего, на мифологии

кельтской (обыкновенно ирландской, чуть реже — валлийской) как

на наиболее колоритной и наиболее «возвышенной».

Настоящая книга — попытка нарисовать, хотя бы несколькими

мазками, общую картину мифологии Британских островов, этой

удивительной мифопоэтической традиции, подарившей миру Обе

рона и Титанию, Гамлета и Мерлина, Глориану — Королеву фей, Робина Доброго Малого, Беовульфа и короля былого и грядущего…

1 А для славянского мира — А. А. Афанасьев в своем капитальном ис

следовании «Поэтические воззрения славян на природу».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТУМАНЫ АЛЬБИОНА

Глава 1

СВЯЩЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ

И СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

БРИТАНИИ

Гальфрид Монмутский о Британии. — Доисториче

ские времена. — Мегалиты. — Стоунхендж. — Кель

ты. — Кельтский пантеон. — Священное письмо. —

Римляне. — Победа христианства. — Темные века. —

Германский пантеон. — «Беовульф». — Викинги. —

Битва при Гастингсе.

«Британия, прекраснейший из островов, лежит в за

падном Океане, между Галлией и Ибернией, простирается

на восемьсот миль в длину и на двести в ширину и с не

убывающим плодородием доставляет смертным все, в чем

они испытывают нужду. Обильная всякого рода метал

лами, она обладает широко раскинувшимися полями, а

также холмами, пригодными для богатого урожаями земле

делия, на которых благодаря щедро родящей почве в подо

бающее им время вызревают всевозможные земные плоды.

Обладает она и полными самым различным зверем леса

ми, в которых на прогалинах и перемежающихся с ними

пастбищах для домашних животных произрастают травы и

цветы различной окраски и наделяют медом прилетающих

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

сюда пчел. Обладает она и лугами, зеленеющими в прелест

ных местах на склонах вздымающихся высоко в небо гор, и

прозрачными родниками на них, которые сверкающими

потоками струятся с легким журчанием, навевая сладост

ную дремоту тем, кто прилег на их берегах. Орошают ост

ров также озера, богатые рыбою реки, и от южных его по

бережий, откуда отплывают корабли в Галлию, протягива

ются, как три руки, три знаменитых реки, а именно: Темза, Сабрина и Хумбер, по которым из заморских стран тем же

водным путем доставляют товары. Некогда украшали ост

ров двадцать, даже двадцать восемь значительных городов, из коих иные лежат в развалинах в опустошенной местно

сти, тогда как другие, и посейчас нерушимые, заключают в

себе воздвигнутые различным святым прекрасные храмы с

башнями, взнесенными на огромную высоту, и в эти храмы

стекаются толпы верующих мужчин и женщин, смиренно, в согласии с христианским учением взывающих к Господу.

Наконец, обитает на острове пять народов, а именно: нор

манны, бритты, саксы, пикты и скотты. Исконные его оби

татели бритты некогда занимали земли от моря до моря, пока Бог не покарал их за надменность и им не пришлось

отступить под натиском пиктов и саксов».

Так писал в своей «Истории Британии» знаменитый

средневековый хронист Гальфрид Монмутский, основопо

ложник книжной Артурианы. Гальфрид и его предшест

венники, в особенности Гильдас, Ненний, Вильям Мальмс

берийский и Беда Достопочтенный, в своих сочинениях

излагали историю Британских островов с древнейших

времен, едва ли не с сотворения мира, и до дней норманн

ского завоевания (1066 год — год битвы при Гастингсе, в

Карта древней и средневековой Британии.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

которой войско короля саксов Харальда было разгромлено

армией норманнского герцога Вильгельма), причем исто

рия в толковании средневековых хронистов значительно

отличается от истории в ее современном понимании: и для

Беды, и для Вильяма, и для Гальфрида история была «свя

щенной историей», то есть изложением реальных событий

в мифологическом и религиозном контекстах. Кстати ска

зать, подобный подход к истории характерен для Средних

веков: любая историческая хроника того времени пред

ставляет собой священную историю того или иного наро

да — к примеру, Гальфрид производит население Британ

ских островов в наследники римлян: он возводит родо

словную британцев к правнуку легендарного римского

скитальца Энея, по Вергилию, бежавшего в свое время из

под Трои и основавшего Римское царство, а галльский

хронист Григорий Турский начинает свою «Историю

франков» с пересказа Ветхого и Нового Заветов, тем са

мым как бы встраивая судьбу народа франков в канву биб

лейской священной истории. Более того, английские хро

нисты не просто излагали священную историю Бри

тании — они в известной степени ее творили: само

представление о Британии как о сакральной точке миро

вого пространства (ср. позднейший вариант этого пред

ставления: «империя, над которой никогда не заходит солн

це») есть результат совмещения двух культурных тради

ций, саксонской и кельтской (валлийской), совмещения, осуществленного именно Бедой, Гальфридом, Вильямом и

их последователями. Выражаясь современным языком, именно средневековые хронисты создали исторический

миф, который стал основой британской национального са

мосознания, британской идентичности (уже с XII века

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

слова «Британия» и «Англия» окончательно сделались си

нонимами).

Этот исторический миф — краеугольный камень мифо

логии Британских островов, о которой и пойдет речь в дан

ной книге.

Никто не знает, кем были первые насельники Британ

ских островов и откуда они пришли. Считается, что пред

ки современных людей появились на островах около

300 000 000 лет назад. Вскоре после этого — в истори

ческой парадигме, разумеется, — началась затяжная лед

никовая эпоха, изгнавшая с островов всех живых существ.

Последний ледниковый период завершился около

10 000 лет назад, и к этому времени относятся древней

шие из обнаруженных при археологических раскопках в

Британии свидетельства человеческой деятельности. В эту

пору на острове вновь появились люди — кочевые племе

на, промышлявшие собирательством, охотой и рыболов

ством и из года в год совершавшие миграции по террито

рии острова, миграции по одному и тому же маршруту, некогда проложенному первопредками. (Вероятно, подоб

ное сакрализованное кочевание характерно для всех без

исключения «странствующих народов»; например, австра

лийские аборигены увязывают маршруты своих кочевий

со скитаниями предков в период алтьира, «времени сно

видений».) На стоянки кочевники также останавливались

в местах, освященных авторитетом первопредков; вдоба

вок эти места были отмечены своего рода естественными

«метками» — деревьями, скалами, валунами, источника

ми. В этих деревьях и камнях, в ручьях и источниках оби

тали духи покровители, от благорасположения которых

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

зависело благополучие племени; со временем в местах их

обитания стали появляться святилища, где духам прино

сились жертвы и совершались возлияния. У каждого пле

мени были собственные святилища, но кочевники уважи

тельно относились не только к своим «кумирням», но и к

святилищам других; мало помалу эти святилища покры

ли территорию Британии густой сетью. Именно так за

рождалась священная география Британских островов.

Археологические раскопки в Клэктоне, графство Эссекс, и в Сванскомбе, графство Кент, открыли множество пред

метов, относящихся к эпохе раннего каменного века. Во вре

мя раскопок были обнаружены кремниевые инструменты, наконечники стрел, даже топоры, а также следы племенных

пиршеств — кости слонов, носорогов, пещерных медведей, львов, лошадей, оленей, овцебыков и других животных. На

основании этих раскопок и находок был сделан вывод, что

территорию Британии человек заселил приблизительно

между 10 000 и 8000 годом до нашей эры. По всей видимос

ти, кочевники пришли на остров с материка, влекомые пло

дородными землями и лесами, изобилующими дичью.

В книге под забавным названием «Цивилизация: ее при

чины и лекарства от оной» мудрец девятнадцатого столе

тия по имени Эдвард Карпентер выдвинул тезис о том, что

цивилизация представляет собой «болезнь, коей должны

переболеть все народы, каковых объединяет в себе род че

ловеческий, как дети непременно болеют коклюшем и ко

рью». На сегодняшний день мы можем только гадать, что

заставило кочевые племена, тысячи лет совершавшие свои

ритуальные миграции по установленному традицией марш

руту, сменить бродячий образ жизни на оседлый.

Переход от кочевого к оседлому образу жизни совпал по

времени с зарождением сельского хозяйства; первые следы

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

культурной обработки земли в Британии датируются при

мерно 5000 годом до н. э. Это уже эпоха неолита. В местеч

ках Скара Брэ и Райнио на Оркнейских островах обнару

жены остатки неолитических поселений, судя по которым

бывшие кочевники строили дома из камня и умели выре

зать из дерева домашнюю утварь; схожие данные предоста

вили и раскопки в местечке Карн Бри в Корнуолле.

Сельское хозяйство изменило британский ландшафт, девственные леса уступили место возделанным полям. Рас

копки неолитического поселения Уиндмиллхилл в графстве

Уилтшир свидетельствуют о том, что тогдашние жители

Британии держали в качестве домашнего скота овец, сви

ней и коз, сажали овес и ячмень, собирали лесные плоды и

усердно осваивали гончарное ремесло. Своих мертвецов они

хоронили в длинных курганах — высоких рукотворных хол

мах, насыпанных поверх деревянных гробниц. Эти курганы

в изобилии встречаются в южной Англии, где прежде всего

и расселились бывшие кочевники, привлеченные плодоро

дием почвы и мягким климатом.

А вскоре к курганам прибавились те загадочные соору

жения, которые сегодня принято именовать мегалитами.

Начиная приблизительно с пятого тысячелетия до Р. Х.

на обширном пространстве от современных Испании и Пор

тугалии до Бретани, Ирландии, Англии, Шотландии и Скан

динавии стали появляться таинственные каменные строе

ния, сооружение которых требовало изрядного умения и

немалых познаний в строительстве. Среди древнейших и

наболее величественных строений такого рода — Нью

Грейндж в Ирландии, Маэс Хоув на Оркнейских островах

и Брин Келли Дду близ Энглси. Их отличительная особен

ность — подземный коридор, потолок, стены и пол которого

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

выложены каменными плитами; этот коридор ведет в под

земную пещеру, поверх которой насыпан курган и во мно

жестве сложены камни. Археологи обычно трактуют эти

строения («хенджи») как гробницы, однако не подлежит

сомнению, что функции мегалитических сооружений не ог

раничивались лишь погребальными обрядами. В конце кон

цов, в Вестминстерском аббатстве в Лондоне похоронены

многие видные деятели Великобритании, однако никто не

назовет это аббатство обыкновенным кладбищем. Многие

камни мегалитов, особенно в Ирландии, украшены рисун

ками неясного значения. В книге М. Бреннана «Звезды и

камни» доказывается, что некоторые из этих символов изоб

ражены с таким расчетом, чтобы в определенное время года

на них падал луч солнца или луны. Бреннан также утверж

дает, что коридор, ведущий в подземелье, зачастую ори

ентировался таким образом, чтобы в конкретный день года

луч света мог по нему проникнуть в подземную камеру.

В Нью Грейндже, к примеру, свет восходящего солнца по

падает внутрь в день зимнего солнцестояния. Эти данные

позволяют предположить, что мегалитические сооружения

использовались не только как гробницы, но и как храмы, и

как астрономические лаборатории.

По результатам радиоуглеродного анализа древнейшим

из насыпных курганов ныне признается монумент в Керка

до в Бретани, возведенный около 4800 года до н. э. К тому

же времени, как упоминалось выше, относятся и первые

мегалиты, активное распространение которых началось в

третьем—втором тысячелетиях до н. э. Разумеется, мегали

ты обладают, если можно так выразиться, национальными

особенностями, однако сходств у британских и, скажем, ис

панских мегалитов гораздо больше, чем отличий, поэтому

Резной кельтский крест.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

вполне логично предположить

для этих сооружений общее

происхождение и общее назна

чение.

Еще несколько лет назад

считалось доказанным, что

строители мегалитов двига

лись на север от средиземно

морской «колыбели цивили

заций», шли этакими конкис

тадорами или миссионерами

к северным пределам Европы.

Но недавние исследования

показали, что монументы на

Атлантическом побережье Ев

ропы значительно древнее

своих предполагаемых сре

диземноморских прототипов.

Это открытие заставило вспом

нить незаслуженно отвергну

тые гипотезы, выдвигавшиеся

в конце девятнадцатого — на

чале двадцатого столетий.

Одну из таких гипотез вы

двинул увлекавшийся мисти

кой антиквар Дж. Фостер

Форбс, автор нескольких книг

по истории Британии, среди

которых и книга «Неописан

ное прошлое» (1938), где, в

Резной кельтский крест.

частности, говорится:

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

«Эти камни воздви

гались с восьмого тыся

челетия до нашей эры, и

устанавливали их люди

с Запада, а именно жре

цы, пережившие катаст

рофу Атлантиды. Они

возводили свои гран

диозные сооружения,

дабы установить и под

Мегалит: взгляд изнутри.

держивать порядок в

обществе. Мегалиты служили одновременно лунными об

серваториями и храмами, в которых велись священные ка

лендари; вдобавок они обеспечивали плодородие земли и

процветание общества, управляя магнетическими витальны

ми потоками в земной коре».

Идея западного «происхождения» мегалитов — уже вне

«атлантического контекста» — представляется на сегодняш

ний день вполне обоснованной, равно как и гипотеза об аст

рономических и календарных функциях каменных кругов.

В книгах А. Торна «Мегалитические лунные обсерватории»

и «Британские мегалиты» на основании многочисленных

измерений и тщательного анализа доказывается, что:

«Каменные круги строились в соответствии с определен

ными геометрическими прототипами в русле классической

пифагорейской традиции. Единицей измерения при их воз

ведении служил так называемый мегалитический ярд —

2,72 фута. Камни внутри и вовне кругов выстраивались та

ким образом, чтобы зафиксировать определенную точку го

ризонта, в которой луна и солнце занимали “экстремальное”

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

положение, например, во время солнцестояния. Тем самым

можно сделать вывод, что строители мегалитов обладали

весьма глубокими научными познаниями, основанными на

геометрии и науке чисел, и были весьма сведущими инже

нерами и астрономами».

Отсюда следует, что древние обитатели Британии были

отнюдь не варварами, как считалось ранее, но вполне циви

лизованным — в современном смысле этого слова — обще

ством, которым управляли жрецы.

С начала 1970 х гг. предпринималось множество иссле

дований британских каменных кругов. Были получены ре

зультаты, в значительной мере подтверждающие пред

положения Дж. Фостера Форбса. В частности, многочислен

ные экстрасенсы, равно как и официальная наука, изучали

аномальные энергетические свойства мегалитов. Книга

Т. Грейвса «Каменные иглы» представляет собой взгляд эк

страсенса на проблему взаимодействия мегалитов с под

земными магнетическими течениями. Использование счет

чиков Гейгера и ультразвуковых детекторов позволило об

наружить аномальные пульсации энергии в пределах

каменных колец. К примеру, многие исследователи отмеча

ли, что уровни ультразвука и радиации в пределах мегали

тических кругов значительно ниже, чем вовне.

Если принять как данность, что строители мегалитов

возводили свои круги и иные монументы на местах, обладаю

щих определенными физическими свойствами, — это озна

чает, что они умели находить потоки природной энергии и

использовать их на благо своего сообщества. Вполне логич

но предположить, что эти потоки, эти загадочные силы при

роды персонифицировались в духах, которым поклонялись

в каменных кругах. Более того, в кочевом обществе свя

тилища «задействовались» лишь в конкретное время года, 24

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

совпадавшее с миграцией племени. А в обществе оседлом

святилища функционировали круглогодично. Этот духов

ный переход от кочевания к оседлости хорошо иллюстри

руется мифологическими преданиями о победе над змеем

или драконом. Согласно алхимическим толкованиям, змей — меркурианские земные токи, которые обеспечива

ют плодородие земли; победа над змеем и пригвождение его

головы к земле колом или камнем — традиционный способ

подчинения земного тока. Вспомним Дельфы, где в архаи

ческие времена, по мифу, обитала змея, наделенная даром

пророчества; прободение ее головы жезлом Аполлона уве

личило протяженность периода, в который эта змея давала

предсказания. В тех же

Дельфах место, пред

ставлявшее собой сре

доточие земных токов,

было отмечено омфа

лом, который, между

прочим, также являет

собой мегалит.

Деятельность стро

ителей мегалитов вку

пе с распространением

оседлого образа жизни

и внедрением сельско

го хозяйства ознамено

вала радикальное из

менение британского

ландшафта. Впрочем,

новые храмы, дороги и

поселения во многом

Дольмен.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

проецировались на «сакральную географическую сетку»

кочевых времен. Храмы возводились на местах неоли

тических святилищ, между ними, как и в незапамятные

времена, пролегали тропы паломников, вдоль которых

воздвигались камни указатели и иные «метки». В итоге

ландшафт получил самую настоящую сеть монументов —

«леев», которые зафиксировали сакральное пространство

Британии. Тропы между храмами и святилищами, кстати

сказать, обладали особой святостью: они трактовались не

только как дороги паломников, но и как тропы мертвых и

тропы духов, на которых в известное время года можно

встретить самых невероятных существ. Поэтому мегали

ты, стоявшие на пересечениях таких троп, пользовались

одновременно хорошей и дурной славой, как места исцеле

ния и границы между посюсторонним и потусторонним

мирами.

Создавая священный ландшафт эпохи мегалитов, жре

цы оседлого общества заботливо сохраняли неолитический

«узор»: храмы и природные святилища рассматривались

ими как единый громадный храм, как олицетворение свя

щенной земли. Череда ритуалов и праздников на протяже

нии года была призвана умилостивить духа земли и обеспе

чить через его благорасположение процветание оседлых со

обществ. По данным археологов, население Британии во

втором тысячелетии до н. э. составляло по меньшей мере два

или даже три миллиона человек — как и перед норманнским

завоеванием.

Появление на островах так называемых «людей кубков»

(прозвище связано с наиболее характерной для этой чело

веческой группы формой сосудов) ознаменовало начало

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

Рог для питья из Таплоу. VI—VII вв.

обработки металлов. Вполне возможно, «люди кубков» ис

пользовали свои кубки для пива — они выращивали ячмень

и умели варить пиво. На островах они смешались с другой

группой переселенцев, известных как «люди боевых топо

ров»; последние приручили лошадей, пользовались тачка

ми на колесах и обрабатывали медь. Согласно одной из фи

лологических гипотез, «люди боевых топоров» принадлежа

ли к индоевропейцам и принесли на острова один из

вариантов праиндоевропейского языка.

Бронзовая чаша из Саттон Ху. VI—VII вв.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

Реконструкция музыкального инструмента из Саттон Ху. VI—VII вв.

В результате смешения этих двух групп возникло явление, получившее в науке наименование Уэссекской культуры. По

селений представителей этой культуры до сих пор обнару

жить не удалось, весь археологический материал почерпнут

из богатых гробниц, прежде всего из кургана Силбери хилл, высотой 39 метров, как бы состоящего из вереницы земля

ных платформ. В разрезах видно, что этот курган сооружался

в три этапа: изначально был возведен круглый курган с яд

ром из гравия, обложенным дерном, окруженный кольцом из

столбов и сарсеновых плит; затем первичная насыпь была

расширена слоем мела из кольцевого рва, потом ров запол

нили и холм достиг современных размеров.

Поблизости от Силбери находится знаменитый хендж

Эйвбери, одна из крупнейших ритуальных построек Евро

пы. Монумент площадью 12 гектаров окружен рвом и внеш

ней насыпью, в которой имеется четыре симметрично рас

положенных входа. Вдоль внутреннего края рва расположен

ряд плит из песчаника, в центральной части находятся два

кольца из камней, каждое в диаметре около 92 метров. От

южного входа начинается аллея менгиров, состоящая из двух

параллельных рядов камней и протянувшаяся на 2,5 кило

метра; она заканчивается у ритуальной постройки — по всей

вероятности, святилища.

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

Щит из Саттон Ху. VI—VII вв.

Самый же известный из британских мегалитов — безус

ловно, Стоунхендж. Можно лишь догадываться о том, сколь

ких трудов стоило его возведение, о грандиозных затратах

сил и средств, которых потребовало перемещение камней с

Преселли хилл в Уэльсе и возведение монументальных ка

менных колец.

Впрочем, по легенде, изложенной у Гальфрида Мон

мутского, честь постройки Стоунхенджа принадлежит ма

гу Мерлину. По Гальфриду, король бриттов Амброзий Ав

релий решил увековечить память о своих подданных, пре

дательски убитых саксом Хенгистом, причем ему хотелось, чтобы памятник представлял собой «новое и доселе не

виданное сооружение». Никто из мастеров не смог испол

нить желание короля, и тогда Амброзий Аврелий обратился

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

к прорицателю Мерлину. Последний предложил перенес

ти в Британию камни из Кольца Великанов на горе Килла

рао в Ибернии (Ирландии): «Если ты хочешь украсить мо

гилу убитых мужей отменно прочным сооружением, по

шли к Кольцу Великанов, которое находится на горе

Килларао в Ибернии. Оно выложено камнями, с которыми

никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не

подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти

глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так

же как это сделано там, они тут встанут навеки». Войско

бриттов высадилось в Ирландии, разгромило дружину

ибернийского короля Гилломаурия и захватило Кольцо

Великанов. Они так и этак пытались сдвинуть с места кам

ни, однако у них ничего не получалось. «Наблюдая за бес

плодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил

свои собственные орудия. Затем, применив кое какие не

обходимые приспособления, он сдвинул камни с невероят

ною легкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перета

щить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли

в Британию и с попутными ветрами достигли ее, после

чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных

мужей». По велению короля Мерлин установил эти камни

на гробнице жертв Хенгиста «не иначе, чем они были рас

ставлены на горе Килларао в Ибернии, и доказал тем са

мым, что разум сильнее мощи».

Древнейшее ядро Стоунхенджа (около 2000 г. до н. э.) имело округлую форму и диаметр около 120 метров; оно

состояло из рва и внутреннего вала с проходом посередине.

С внутренней стороны вала находилось кольцо из 56 ям, предназначенных для блоков голубого камня, как и 82 ямы

Виды Стоунхенджа.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

в центре кольца. От прохода в валу к реке Эйвон тянутся

два рва. Знаменитые дольмены Стоунхенджа составлены из

сарсеновых плит весом в 50 тонн каждая; они были постав

лены вертикально, так что центральное кольцо окружали

пять трилитов (два столба с перекладиной). Ориентация

мегалитов Стоунхенджа по оси северо восток — юго запад

позволяет предположить, что это сооружение использова

ли как астрономическую обсерваторию и как храм солнеч

ного божества.

Поскольку Уэссекская культура имела определенные кон

такты с культурой микенской, некоторые ученые усматрива

ют в Стоунхендже микенское влияние. Однако аналогичные

каменные сооружения за пределами Британии неизвестны.

Виды Стоунхенджа.

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

Вид Стоунхенджа в XVII в. Рисунок Иниго Джонса.

Вопреки распространенному мнению, Стоунхендж не

имеет ни малейшего отношения к кельтским друидам, кото

рые появились в Британии на полторы тысячи лет позже

возведения этого монумента.

Кельты пришли в Британию около 600 года до н. э. Ве

роятнее всего, вторжение кельтских племен было отнюдь

не единовременным и носило протяженный характер.

В графстве Йоркшир обнаружены следы так называемой

«аррасской культуры» несомненно кельтского происхож

дения, а на юго западе Британии встречаются многочис

ленные земляные форты, характерные для кельтских пле

мен Бретани. Вторгшиеся в Британию кельты говорили на

варианте пракельтского языка, от которого берут свое на

чало языки валлийский, корнуэльский и бретонский, рав

но как и гэльский язык Шотландии и Ирландии и язык ос

трова Мэн. Вместе с языком кельты принесли в Британию

свою религию — друидизм, сохранив при этом многие

черты докельтского мифорелигиозного устройства стра

ны. Календарь друидов, как и календарь мегалитического

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

периода, основывался на комбинации лунного и солнечно

го циклов. Социальная структура кельтского общества

зиждилась, выражаясь современным языком, на религиоз

ной космологии и «демократическом идеализме». Каждое

племя обладало собственной территорией с фиксирован

ными границами; тщательно проработанный земельный

кодекс определял права и обязанности каждого члена пле

мени. Часть земли обрабатывалась совместно на благо

вождя, жрецов, немощных и стариков; остальная земля

раздавалась в семейные наделы. Большинство вопросов

решалось на ежегодном общем сборе, на котором, в частно

сти, рассматривались притязания на владение землей и

взаимные претензии и избирались вожди и «чиновники».

Юлий Цезарь в своих записках о походе в Британию в

55 г. до н. э. упоминает о многочисленности кельтского на

селения острова, об обилии скота, пастбищ и нив.

Крышка кошелька из Саттон Ху. VI—VII вв.

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

Друиды — жреческая каста

кельтов — служили своего рода

«соединительным звеном» между

племенами. Они хранили тра

диции и знания, толковали зако

ны, записывали историю и созда

вали науку. Их власть была выше

власти любого вождя, им ничего

не стоило остановить кровопро

литную битву, вступив в ряды

сражающихся. Чтобы стать друи

дом, требовалось посвятить не ме

нее двух десятков лет изучению

устной традиции и, разумеется,

пройти инициацию — как писал

М. Холл, «посвящение в друиди

ческие мис терии».

Друидов сравнивали с мудре

цами античности, пифагорейцами,

индийскими брахманами и халдей

скими звездочетами. Цезарь писал:

«Друиды принимают деятельное

участие в делах богопочитания, на

блюдают за правильностью общест

венных жертвоприношений, истол

ковывают все вопросы, относящи

Резной кельтский крест.

еся к религии; к ним же поступает

много молодежи для обучения наукам… Они ставят приго

воры почти по всем спорным делам, общественным и част

ным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяж

ба о наследстве или о границах — решают те же друиды; они

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

же назначают награды и наказания; и если кто — будет ли

это частный человек или же целый народ — не подчинится

их определению, то они отлучают виновного от жертво

приношений… Они учат наизусть множество стихов… Боль

ше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмер

тии души; душа, по их учению, переходит по смерти одного

тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смер

ти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они много гово

рят… о светилах и их движении, о величине мира и земли, о

природе и о могуществе и власти бессмертных богов».

Пантеон кельтских богов — во всяком случае, в том

виде, в котором он известен ныне из сохранившихся древ

них и средневековых текстов и надписей, — чрезвычайно

многообразен. Ирландская традиция знает божественное

племя Туата Де Дананн (Племена богини Дану), потомков

Великой богини матери Дану. К этому племени принадле

жат верховные божества гэлов — «добрый бог» Дагда, ко

роль богов Нуаду, бог мудрости Огма, богини войны Мор

риган, Бадб и Маха, бог солнца Бел (галльский Беленос), бог моря Мананнан и бог «всех возможных искусств» Луг.

С последним связана легенда, изложенная в сказании

«Первая битва при Маг Туиред». По легенде, к Племенам

богини Дану, сражавшимся с фоморами, демоническими

прежденасельниками Ирландии, однажды пришел воин, назвавшийся Самилданах, то есть «человек всех возмож

ных искусств». Еще он представился как сын Киана, сына

Диан Кехта (последний — бог врачевания), и Этне, дочери

Балора (Балор Одноглазый — предводитель фоморов).

Привратник спросил воина, что он умеет делать, «ибо не

знающий ремесла не может войти в Тару» (обитель Туата

Де Дананн). Далее произошел примечательный диалог: 36

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

«— Можешь спросить ме

ня, — отвечал Луг, — я плотник.

— Ты нам не нужен,— молвил

привратник, — есть уж у нас

плотник, Лухта, сын Луахайда.

— Спроси меня, о приврат

ник, я кузнец, — сказал Луг.

— Есть между нами куз

нец, — ответил привратник, —

Колум Куалленех, человек трех

невиданных приемов.

— Спроси меня, я герой, —

сказал Луг.

— Ты нам не нужен, — отве

тил привратник, — воитель мо

гучий есть в Таре, Огма, сын

Э. Уолказинс. Луг и Нуаду

играют в фидхелл.

Этлиу.

— Спроси меня, я играю на арфе, — снова сказал Луг.

— Ты нам не нужен, ибо есть уж среди нас арфист — Аб

кан, сын Бикелмоса, что был призван из сидов людьми трех

богов.

— Спроси меня, — молвил Луг, — я воитель.

— Hе нужен ты нам, — ответил привратник, — в Таре есть

бесстрашный Бресал Эхарлам, сын Эхайда Ваетлама.

Снова Луг молвил:

— Спроси меня, я филид и сведущ в делах старины.

— Hет тебе места среди нас, — отвечал тот, — наш фи

лид — Эн, сын Этомана.

И сказал Луг:

— Спроси меня, я чародей.

— Ты нам не нужен,— ответил привратник, — есть уж у

нас чародеи, да немало друидов и магов.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

И сказал Луг:

— Спроси меня, я врачеватель.

— Ты нам не нужен,— промолвил привратник, — Диан

Кехт среди нас врачеватель.

— Спроси меня, — снова сказал он, — я кравчий.

— Ты нам не нужен, — ответил привратник, — ибо крав

чие наши — Делт, Друхт, Дайте, Тае, Талом, Трог, Глеи, Глан

и Глези.

— Спроси меня, — сказал Луг, — я искусный медик.

— Ты нам не нужен, есть среди нас уже Кредне.

И тогда снова заговорил Луг:

— Спроси короля, — сказал он, — есть ли при нем чело

век, что искусен во всех тех ремеслах. Если найдется такой, то покину я Тару.

Король Нуаду заинтересовался приходом Луга и пред

ложил тому сыграть в чудесную игру фидхелл, и Луг несколь

ко раз подряд обыграл Нуаду, после чего король велел про

пустить юношу со словами: “Пропустите его, ибо до сей поры

равный ему не приходил к этой крепости”.

Тут пропустил Луга привратник, а тот вошел в крепость

и воссел на место мудреца, ибо и вправду был сведущ во вся

ком искусстве».

Что касается традиции валлийской, в ней присутствует

Великая Мать богов Дон, бог мудрости Гвидион, боги моря

Дилан и Манавидан, боги преисподней Араун и Хавган, бо

гиня покровительница животных и птиц Рианнон, бог цар

ской власти Бран Благословенный и бог кузнечного ремес

ла Гованнон. Свод валлийских преданий «Мабиногион» упо

минает и об отце Манавидана Ллире (Ллере), которого

Гальфрид Монмутский делает центральным персонажем ле

генды, впоследствии подхваченной Шекспиром, — легенды

о короле Лире и трех его дочерях.

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

В общий пантеон галлов (континентальных кельтов), которые переселялись в Британию через Ла Манш, входи

ли бог войны Езус, бог грома Таранис, бог племенного

коллектива Тевтат, рогатый бог плодородия Цернунн, бог

ремесла (?) Суцелл и богиня плодородия и покровитель

ница животных Эпона. Кроме того, известны имена мно

жества так называемых эпонимических божеств, то есть

богов, от имен которых получили свое название те или

иные племена: например, Аллоброкс — бог племени ал

лоброгов и т. п.

К сожалению, от большинства британских божеств, в том

числе кельтских, не говоря уже о более ранних временах, не

сохранилось никаких иных сведений, кроме имен. Тем не ме

нее возможно все таки провести некоторые сопоставления.

Дон, валлийская мать богов. Изображение на котле из Гундеструпа.

Ок. 100 г. до н. э.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

Дагда, отец богов. Изображение на котле из Гундеструпа.

Ок. 100 г. до н. э.

Как пишет С.В. Шкунаев, «ряд божеств кельтов Британии

имеет явные соответствия в ирландской и валлийской ми

фологии: Ноденс — ирл. Нуаду, Бригантия — Бригита; бо

жество Мапонус сопоставимо с ирландским божественным

персонажем Мак Ок, сыном Дагда… Валлийский Ллеу, сын

Арианрод, сходен с ирландским и галльским Лугом, персо

нажу ирландского божественного кузнеца Гоибниу соответ

ствует валлийский Гованнон, ирландскому Мананнану, сыну

Лера, — валлийский Манавидан сын Лира…»

Среди мифологических преданий кельтов особое место

занимают мифы о божественных животных, прежде всего о

быках. Вспомним знаменитый ирландский саговый цикл

«Похищение быка из Куальнге», в котором описывается

схватка между двумя исполинскими быками — Донном Ку

альнге и Финдбеннахом. В валлийских «Мабиногион» и

«Триадах острова Придейн» рассказывается об охоте на чу

десного кабана Турх Труйта, которую, кстати сказать, воз

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

главляет легендарный король Артур. От континентальных

кельтов кельты островные переняли также культ лошади и

«лошадиной богини» Эпоны.

В самом аутентичном виде кельтский пантеон сохра

нился, безусловно, в ирландской традиции как наиболее

архаичной, тогда как традиция валлийская отстоит от ар

хаической значительно дальше и подверглась существен

ной «историзации»: Манавидан «Мабиногиона» — уже не

божество, а многомудрый смертный Пуйл, во многом

сходный с ирландским Дагдой, — также смертный, хоть и

ставший властелином загробного мира Аннона, и т. д.

Что же касается традиции континентальных кельтов, пе

ренесенной на юг Британии, — она испытала на себе ог

ромное влияние римской мифорелигиозной культуры и, как следствие, практически утратила «первоначальную»

семантику.

Необходимо отметить, что кельтские мифы, как и про

чие сакральные знания, в эпоху друидов существовали ис

ключительно в устной традиции (и ирландские, и валлий

ские предания были записаны уже после христианизации

обеих земель). Причина этого, возможно, кроется в том, что

друиды передавали знания только своим ученикам, а пере

дача из уст в уста обеспечивала сохранение тайны: ведь за

писанный текст становится достоянием всех, тогда как текст

произнесенный предназначается конкретному слушателю.

К подобному выводу пришел уже Цезарь, писавший в сво

их «Записках»: «Мне кажется, такой порядок у них заведен

по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение де

лалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком

полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укреп

ление памяти».

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

Современные ученые, в частности Ж. Дюмезиль, пола

гают, что устная традиция — необходимое условие бытова

ния «индоевропейского сказового прототипа». По Дюме

зилю, имеется некий исходный текст, состоящий из опре

деленного числа стихотворных отрывков, которые заучива

ются наизусть и передаются из поколения в поколение

слово в слово; прозаические же фрагменты, соединяющие

между собой фрагменты стихотворные, каждый сказитель

волен создавать и варьировать сам, поскольку они являют

ся «прозой в текучем состоянии».

Впрочем, отсутствие записанных литературных (в ши

роком понимании) текстов и безусловное следование уст

ной традиции отнюдь не означает, что кельты эпохи друи

дов не имели письменности. В Ирландии, Шотландии и

Уэльсе обнаружено около трехсот надписей, выполненных

так называемым огамическим письмом. Это письмо пред

ставляет собой насечки или горизонтальные и косые ли

нии, прочерченные или вырезанные на камнях. Из саг так

же известно, что огамические надписи вырезались и на де

реве и что вырезали их друиды, которые использовали эти

резные палочки для своих магических ритуалов. Согласно

мифу, огамическую письменность изобрел ирландский бог

мудрости Огма: «Отец огама — Огма, мать огама — рука

или нож Огмы».

Все обнаруженные огамические надписи суть короткие

надгробные упоминания, чаще всего они содержат только

имя умершего и имя его отца. Самые древние надписи дати

руются приблизительно IV в. до н. э., после 650 г. огамиче

ское письмо было вытеснено ирландским пошибом латин

ского письма.

Буквы огамического алфавита, реконструированные Э. Рисом.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

Пришедшие вослед кельтам и римлянам в Британию гер

манцы принесли с собой руническое письмо. Первоначаль

но руны, по всей видимости, употреблялись не столько для

передачи сообщений, сколько в магических целях: согласно

Тациту, германцы получали у оракулов палочки с насечка

ми и по этим насечкам пророчествовали. Угловатость рун

объясняется как раз тем, что первоначально они представ

ляли собой насечки на дереве: вертикальные линии выреза

лись перпендикулярно направлению волокна, округлые и

горизонтальные линии употреблять избегали. Рунический

алфавит обычно называют футарком — по транскрипциям

первых шести букв. Впоследствии романтики с их увлече

нием народным творчеством приписывали рунам сакраль

ное, почти божественное значение, тем паче что некоторые

руны соотносились с богами и вырезались на алтарях и мо

гильных камнях (можно вспомнить в этой связи, что герма

но скандинавские мифы приписывают добывание «рун муд

рости» Одину); это восприятие рун было подхвачено наци

онал социализмом, адепты которого объявили руны

«исконно германским наследием» (на самом деле германс

кие руны восходят к образцам средиземноморской письмен

ности) и придали этим графическим знакам квазимагиче

ское значение.

В Британии, по вполне естественным причинам, «при

жился» англосаксонский рунический алфавит, состояв

ший из 33 знаков; он находился в употреблении приблизи

тельно до VIII в., после чего был вытеснен алфавитом ла

тинским.

Римляне вторглись на территорию Британии в 55 г. до

н. э. Их вел Юлий Цезарь, который повторил свой поход

год спустя. Впрочем, эта операция была, что называется, 44

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

стохастической и пред

ставляла собой скорее экс

курсию, нежели реальное

вторжение с целью оккупа

ции. Цезарь отметил не

сколько любопытных под

робностей в облике жи

телей острова: «Жители

внутренней части Брита

нии большей частью не за

севают полей, а питаются

молоком и мясом и одева

ются в шкуры. А все бри

танцы вообще красятся

вайдой, которая придает

их телу голубой цвет, и от

этого они в сражениях

страшней других на вид.

Волосы они отпускают, но

все тело бреют, кроме голо

вы и верхней губы. Жен

они, человек по десять или

по двенадцать, имеют об

щих, особенно братья с

братьями и родители с сы

новьями; родившиеся от

таких союзов считаются

детьми тех, кто взял за

себя их мать девицей».

Настоящее завоевание

Британии началось почти

сто лет спустя, в 43 г. н. э.,

Дольмен с огамическими надписями.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

когда император Клавдий отправил к британским берегам

экспедицию численностью в 40 000 человек под командова

нием Авла Плавтия. Через три месяца после высадки Плав

тия на британском побережье император смог посетить но

вую провинцию империи, форпостом которой на острове

служил лагерь на территории нынешнего графства Кент.

Благодаря тому что кельтские племена предпочитали сра

жаться в одиночку, не доверяя друг другу, а также благода

ря вошедшей в легенды дисциплине и воинской выучке

римляне без труда одолели кельтов и в течение сорока лет

покорили две трети острова. На юго западе и юго востоке

острова, в наиболее обустроенной и подходящей по клима

ту зоне, одно за другим стали возникать римские поместья.

Территории на севере и на западе — нынешние Шотлан

дия и Уэльс — оставались воинственным порубежьем: рим

ляне сами не стремились покорять эти скудные и суровые

земли, а горцы кельты время от времени тревожили врагов

набегами, но массированного наступления не предпринима

ли — у них не было ни достаточно сил, ни вождя, способно

го возглавить такое наступление. Вдоль порубежья, в стра

тегически важных местах, стояли лагерем подразделения

римской армии: всего в оккупации острова было задейство

вано три легиона.

Чтобы оградить завоеванную территорию от набегов гор

цев скоттов и их союзников по оружию пиктов, император

Адриан приказал возвести на севере острова вал, «который

отделил бы Рим от варварства». Этот вал длиной семьдесят

две римских мили протянулся от Тайна до Солуэя; на всем

его протяжении, ровно через милю, возвышались укреплен

ные башни.

Для императорского Рима Британия всегда была «под

брюшьем империи». Цезарь приплыл в Британию, чтобы

Карта Римской Британии.

М И Ф О Л О Г И Я Б Р И Т А Н С К И Х О С Т Р О В О В

покарать тех кельтов, которые помогали континентальным

галлам в их борьбе против римлян. Клавдий организовал

экспедицию, дабы заручиться у вечности славой; покорение

одиннадцати кельтских племен острова и вправду принес

ло ему заслуженный триумф в Вечном городе. Веспасиан, пришедший в Британию с экспедицией Клавдия, прежде чем

стать императором, командовал одним из британских леги

онов. Последним, кто не только успешно отражал все набе

ги кельтов, но и сумел раздвинуть границы римских владе

ний на острове, был император (в ту пору легат) Агрикола: он покорил племена ордовиков и силуров, проживавших на

территории современного Уэльса, а затем вторгся на север

ную часть острова и присоединил к империи земли вплоть

до Клоты (Ферт оф Форт) и Бодотрии (Клайд; в 143 г. меж

ду этими поселениями был возведен так называемый Анто

нинов вал, длиной тридцать семь римских миль); эти земли

получили название Каледонии (нынешняя южная Шотлан

дия). В 84 г. Агрикола одержал решительную победу над

правителем Каледонии Калгаком, — победу, после которой

римляне, по словам Тацита, «перешли рубежи, за которые

не ступали действовавшие до того войска… и стали удержи

вать оконечность Британии».

Впрочем, владычество Рима на севере Британии оказа

лось не слишком продолжительным. В 184 г., при импера

торе Септимии Севере, который разделил страну на две про

винции — Британию Верхнюю (Западную) и Нижнюю (Во

сточную), римляне вынуждены были под натиском скоттов

и пиктов оставить Антонинов вал и отступить к валу Адри

ана. А к концу четвертого столетия нашей эры опустели пос

ледние римские поселения на севере острова.

Южнее, однако, римское владычество казалось непоко

лебимым. Тот же Агрикола, по свидетельству Тацита, при

Т У М А Н Ы А Л Ь Б И О Н А

ложил немало уси

лий, чтобы «циви

лизовать» населе

ние острова: «Рас

считывая при

помощи развлече

ний приучить к спо

койному и мирному

существованию лю

Воображаемая прямая через святилища

дей, живущих уеди

на юго западе Британии.

ненно и в дикости и

по этой причине с готовностью берущихся за оружие, он ча

стным образом и вместе с тем оказывая поддержку из госу

дарственных средств, превознося похвалами усердных и

порицая мешкотных, настойчиво побуждал британцев к со

оружению храмов, форумов и домов, и соревнование в стрем

лении отличиться заменило собой принуждение. Больше

того, юношей из знатных семейств он стал обучать свобод

ным наукам, причем природную одаренность британцев це

нил больше рвения галлов, и те, кому латинский язык со

всем недавно внушал откровенную неприязнь, горячо взя

лись за изучение латинского красноречия. За этим

последовало и желание одеться по нашему, и многие облек

лись в тогу». Любопытно, что этот панегирик своему тестю

Агриколе римский историк завершает мрачной по духу сен

тенцией: «Так мало помалу наши пороки соблазнили бри

танцев, и они пристрастились к портикам, термам и изыс

канным пиршествам. И то, что было ступенью к дальнейше

му порабощению, именовалось ими, неискушенными и

простодушными, образованностью и просвещенностью».

Римляне основали изрядное число городов; чаще всего

города возникали на местах военных лагерей — так на карте

М И


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow