Проявление музыкальности одического жанра

Самое главное, что выявляет в Ломоносове барочного мыслителя и поэта - его оды (более 20).Ода - жанр, как известно, по преимуществу риторический. Однако в самой его этимологии (греческое "одэ" значит "песня") кроется также музыкальный смысл. Ведь до сих пор мы говорим "петь оды" (а не декламировать или произносить). Равным образом "поют" гимны, дифирамбы, осанну и аллилуйя. Но со времен античности все перечисленные роды песнопений обращены к божеству. Только ода слагается обычно во славу человека или некоего другого изначально несакрального объекта. Однако без духа священного витийства, без боговдохновенности и без

- 5 -

пророческого сопряжения мирского и надмирного ода как художественное явление не состоится. А проникнуть этот божественный дух в оду может только при помощи музыки, незримо разлитой в самом ее строе. Наиболее простое и внешнее проявление музыкальности одического жанра связано с

предназначенностью стихотворной оды не для молчаливого чтения глазами, а для торжественной публичной декламации.

3.2.2. Создание основ профессиональной (композиторской) музыки…

К концу 1740-х - началу 1750-х годов под влиянием Ломоносова осуществилось существенное явление : перестройка музыкально-поэтического слуха целой нации. Обнаружились глубинные связи самого склада поэзии Ломоносова с духом музыки позднего Барокко и ранней классики. Ряд стихотворений и отдельных строф Ломоносова были в XVIII веке положены на музыку.

Все это открывало дорогу к созданию нового типа музыкальной культуры: письменной, авторской, ориентированной на такие понятия, как композиция и композитор, опус, форма, стиль, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: