Дублирование информации, полученной от респондентов

Насколько бы ни был компетентным респондент и как бы ни старался он передать исследователю всё, что знает, нужно помнить, что его восприятие предмета всегда в чем-то неполно, в чем-то ошибочно, поскольку восприятие предмета человеком всегда индивидуально. Поэтому всегда существует опасность фиксирования личного восприятия респондента в выводах экспедиции. Чтобы этого избежать или хотя бы свести к минимуму, очень желательно продублировать сведения, полученные от одного респондента, сведениями, полученными из других источников. Если это опрос другого респондента, то он должен проводиться не в присутствии первого, а так, чтобы второй вообще не знал, что на эту тему уже с кем-то была беседа. В беседе исключаются вопросы такого характера: «Вот я беседовал с Иваном Макаровичем по поводу..., и он сказал..., а что Вы думаете?».

Кроме того, нужно помнить, что респонденты, хорошо разбирающиеся в предмете, как правило, что-либо читали по этому вопросу. Поэтому существует опасность проникновения в материалы экспедиции стереотипов и ложных выводов, которые могут содержаться в публикациях. Дублирование информации респондентов нужно проводить также и через использование печатных источников.

Опрос нескольких респондентов, независимых друг от друга, а также использование печатной информации, фондов музеев и т.д. позволяет свести к минимуму ошибки, а часто и совершенно по-новому поставить вопросы и найти методику поиска ответов на них.

Для запоминания:

1. Важнейшим участком работы полевого этнографа является работа с информаторами (респондентами).

2. Заповедь полевого этнографа: Ни при каких обстоятельствах никому не рассказывать о полученных от респондента сведениях без его на то согласия. Применять эти сведения только в научных целях и указывать адрес респондента только с его согласия.

3. Беседы с респондентами фиксируются в Полевой тетради. Она имеет силу архивного документа, поэтому требования к ее ведению стандартизированы.

4. Основной принцип фиксации вещественных материалов этнической культуры – полнота охвата. Каждая вещь должна быть зафиксирована точно и со всеми особенностями.

5. От подбора респондентов зависит успех экспедиции. Респондент должен быть хорошо информированным, достаточно серьёзным и контактным.

Рекомендуемая литература:

Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.

Калнинг Р. Акварельная живопись. М.: Искусство, 1969.

Любые пособия по технике рисунка и эстампа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: