Думаю, излишне говорить о значении изучения приемов народной медицины в настоящее время. Во-первых, такие исследования могут дать медицине средства для лечения массовых заболеваний, средства, которые поставляла фармацевтическая промышленность, ныне практически разрушенная и только начинающая возрождаться.
Во-вторых, на волне кризиса фармацевтической промышленности вылезают разного рода самозванцы–целители, знахари, колдуны и просто мошенники, которые способны не только выкачать колоссальные суммы у отчаявшихся больных, но и нанести весьма ощутимый ущерб здоровью целых регионов.
В-третьих, начинают практиковаться методы лечения, которые возникли на основе иных этнических культур. Эти методы в условиях «своих» этнических культур были эффективными, но в иноэтнической среде могут оказаться не только бесполезными, но и чрезвычайно вредными. Безусловно, необходимо изучение их эффективности и действенности в условиях иноэтнической культуры. Это должно стать одним из первоочередных задач полевой этнографии.
|
|
Исходя даже из этих трех предпосылок, ясно значение полевого изучения народных методов лечения. Такие попытки предпринимались давно. Уже в древних восточнославянских княжествах писались травники, составлялись сборники заговоров и т.д. В 18–19 вв. этнографами собраны богатые материалы по народной медицине. В 20 в. в связи с объявлением всего этого богатейшего пласта культуры пережитками, суевериями и т.д. эти работы практически не велись. Работы по этой проблематике редки не только у исследователей бывшего «лагеря социализма», но и у этнографов Запада и Востока.
Из практики полевой работы известно, что традиции народной медицины не исчезли. Они продолжали существовать, их приемы передавались от поколения к поколению. Это, нужно учесть, – в условиях жесткого преследования. Уже один этот факт заслуживает пристального внимания. Думаю, что передача этого элемента этнической культуры осуществлялась на основе приемов народной педагогики. Поэтому изучение системы передачи от поколения к поколению знаний по народной медицине сможет многое прояснить не только по вопросам непосредственно народной медицины, но и выявить неизвестные пока приемы и методы народной педагогики. Понятно, что передача приемов лечения обставлена множеством табу, условностей, обрядов, она не терпит любопытствующих и посторонних. Задача эта под силу только очень наблюдательным исследователям или таким, которые сами смогут стать учениками знахарей или целителей (как знаменитый Кастаньеда). В любом случае такая задача должна ставиться как одна из главных при исследовании народной медицины.
|
|
Многие приемы лечения основаны на применении растений, продуктов жизнедеятельности различных животных, лекарства готовятся из их органов или частей тела. В этой связи важно выяснять не только область применения того или иного снадобья, его рецептуру, но также условия и способы заготовки составных компонентов таких лекарств (например, в какую пору года, в какой фазе роста растения, в какое время суток и при каких условиях можно заготавливать части растений, как их потом перерабатывать и хранить). То же касается и животных. В любом случае нужно тщательно фиксировать запреты, обряды, магические действия, которых нужно придерживаться в процессе заготовки, переработки и хранения исходных материалов.
Важно также выявлять методы постановки диагноза и определения дозировки приготавливаемого препарата, а также запреты, которые должен выполнять пациент в период и во время приема препарата.
Знаменитый доктор Касьян, по существу, в начале своей деятельности занялся полевыми этнографическими исследованиями. Он досконально изучил приемы костоправов, обучился их технике, соединил эту практику с медицинскими знаниями, полученными в вузе, и это дало блестящие результаты. Видимо, имеет смысл привлекать к полевым этнографическим исследованиям профессионалов – медиков, которые не настроены отрицательно и скептически к приемам народной медицины. К сожалению, подавляющее большинство медиков отрицательно ставится к народной медицине. Это понятно и объяснимо. Слишком много на этой «ниве» подвизается шарлатанов и любителей легкой наживы. Но это, тем не менее, не снимает проблемы.
Многие приемы лечения основаны на психологическом и психофизическом воздействии. Следует отметить, что в народной медицине не практикуется или практикуется очень редко гипноз или сигнуссивное воздействие. Важно выяснить – почему? То, что многие шептуны и целители владеют техникой гипноза, сомнений не вызывает. Их публичные выступления в последние годы продемонстрировали это. Знание ограничений на применение техники гипноза и сигнуссивного воздействия поможет выяснить возможные границы вмешательства в психику пациента. Вопрос этот в современной медицине весьма спорный. Например, школа психоанализа З. Фрейда совершенно отрицает возможность применения гипноза, а так называемая советская психиатрическая школа ратует за самое широкое его применение.
Психологическое и психофизическое воздействие на пациента начинается задолго до времени приема. Зачастую сама обстановка, подготовка к приему, ожидание и т.д. уже являются элементами психологического и психофизического воздействия. Поэтому наряду с приемами непосредственной работы с пациентом целителя, необходимо тщательно фиксировать и все нюансы поведения и обстановки, которые предшествуют приему и сопровождают пациента после приема. В этом, вероятно, невозможно обойтись без профессиональных психологов или хотя бы специальной подготовки полевых этнографов по психологии.
Замечено, что многие приемы психологического воздействия у народных целителей весьма напоминают технику психоанализа. Это еще одно очень важное направление полевых этнографических исследований. Психоанализ существует немногим более 100 лет, а приемы народной медицины проверялись и оттачивались тысячелетиями. Поэтому и для психоанализа обращение к полевым этнографическим исследованиям было бы весьма полезно. Видимо, не случайно З. Фрейд применил психоанализ для объяснения таких фактов, как тотем и табу, фактов, зафиксированных этнографами. Связь между психоанализом и этнографией очевидна. Но связь никогда не бывает эффективной, если она носит односторонний характер. Обратная связь, то есть то, что может дать народная медицина и этнография психоанализу, пока еще очень слабо разработана, и это тоже одно из очень перспективных направлений полевой этнографии.
|
|
* *
*
Мы коснулись только некоторых вопросов полевых этнографических исследований, которые, на наш взгляд, наименее разработаны и обеспечены методически. Другие направления и аспекты более разработаны и с ними можно познакомиться в соответствующей литературе.
Для запоминания:
1. Изучение приемов народной медицины может помочь дать средства для лечения массовых заболеваний, лишить возможности обмана людей разного рода шарлатанами, снизить до минимума вред, который наносит использование приемов лечения, возникших в других этнических культурах.
2. Важным направлением исследований является изучение приемов обучения технике народной медицины.
3. Нужно обращать внимание не только на способы приготовления лекарств, но и на заготовку компонентов, их хранение, а также на ритуалы и обряды, сопровождающие заготовку компонентов, хранение их, приготовление лекарств и их применение.
4. Актуальным является изучение приемов психологического и психофизического воздействия народных целителей на пациентов.
Рекомендуемая литература:
Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1 и 2. Тбилиси, 1991.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Фрейд З. Толкование сновидений. К., 1994.
Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. М., 1995.
Минько Л.И. Народная медицина Белоруссии. (Краткий исторический очерк). Мн., 1969.
Минько Л.И. Знахарство: истоки, сущность, причины бытования. Мн., 1971.
Лекарственные растения и их применение. Мн., 1974.
Домострой. М., 1990.
Психология и психоанализ в народной медицине
Пяткевіч Ч. Рэчыцкае Палессе. Мн.: “Беларускі кнігазбор”, 2004.